Без аннексий и контрибуций. Кто поставит точку в скандале с "Ленфильмом"

Фото © ТАСС / Александр Демьянчук

1447
Кинокритик, киновед и поэт Константин Шавловский — о настоящем и будущем киностудии "Ленфильм".

Очередной скандал разразился на днях вокруг киностудии "Ленфильм". Петербургское отделение Союза кинематографистов попросило президента России уволить генерального директора студии Эдуарда Пичугина, исключив его из правления, и сменить совет директоров студии, проведя проверку деятельности Счётной платой, а также поручить Правительству разработать комплекс оздоровительных мер, которые, как подсказывают в своём обращении петербургские кинематографисты, должны заключаться в том, чтобы "Ленфильму" выделили субсидию на производство пяти-шести полнометражных картин в год в течение пяти лет.

В этой новости удивительно всё. Во-первых, даже очень далёкий от кинематографа и системы госуправления человек понимает, что президенты не увольняют директоров киностудий. Поэтому обращение явно не по адресу, если это, конечно, обращение, а не замаскированный донос. Их-то как раз принято писать первым лицам государства в надежде на правильную систему переадресации.

Во-вторых, просьба к Путину о выделении субсидии киностудии "Ленфильм" на съёмки фильмов не соответствует российскому законодательству и противоречит здравому смыслу. Система госфинансирования кинопроизводства в России предполагает финансирование производства фильмов Министерством культуры или Фондом кино на основе конкурсного отбора и построена так, что эксперты в этих ведомствах голосуют за лучшие проекты. Создание каких-то специальных условий для "Ленфильма" просто вывело бы эту, и без того не идеально работающую систему, из строя. Да и студии в наше время зарабатывают больше оказанием услуг, чем продюсерской деятельностью: тот же "Мосфильм", к примеру, почти не снимает своих фильмов, оставаясь при этом крупнейшей производственной базой для московских кинематографистов. Офисы продюсерских компаний, павильоны, подготовка и постпродакшен — всё там. По этой же модели должен развиваться и "Ленфильм" — при чём тут ностальгия по плановой экономике?

В-третьих, общественная организация, которая говорит от имени питерских кинематографистов, парадоксальным образом к современному российскому кинематографу никакого отношения не имеет. О её деятельности ничего не знают ни Алексей Герман — младший, ни режиссёр и кинодраматург Авдотья Смирнова, ни режиссёр анимационного кино, дважды номинант на "Оскар" Константин Бронзит. В её правление не входят режиссёры "ленинградской школы", которые преподают в Университете кино и телевидения: Константин Лопушанский, Сергей Овчаров, Алина Рудницкая, Олег Ковалов. Правление её состоит из людей малоизвестных или совсем не известных даже петербургской общественности. Тем не менее эта общественная организация состоит на учёте в налоговой и ЕГРЮЛ и в течение последних пятнадцати лет всплывает в новостях исключительно в связи со скандалами с доставшейся ей в наследство с советских времен недвижимостью. Не так давно её руководство чуть было не потеряло контроль над тем единственным активом, который действительно приносит горожанам пользу, — Домом кино.

Кажется даже, что это какие-то две совсем разные профессии, которые почему-то называются одним и тем же словом. Одни кинематографисты снимают кино и представляют Россию на мировых кинофестивалях (кстати, именно на волне победы "Фауста" в Венеции Алексей Герман — старший и Александр Сокуров обратились к президенту с просьбой спасти "Ленфильм" от готовящегося рейдерского захвата и вскоре после этого генеральным директором "Ленфильма" стал Эдуард Пичугин, председателем совета директоров — Фёдор Бондарчук, а ВТБ открыл "Ленфильму" кредитную линию).

В то время как другие "кинематографисты", менее известные и успешные на поле кино, с большим успехом занимаются продажей и перепродажей активов. Как правило, каждая следующая продажа объясняется необходимостью погасить долги, которые, как это часто и бывает, создаются специально под такие продажи: по этой схеме в России были уничтожены многие советские киностудии. Замечательный кинорежиссёр Алексей Федорченко, автор "Войны Анны" и "Овсянок", в этом году снял прекрасную документальную комедию "Кино эпохи перемен" про гибель Свердловской киностудии: на её месте сегодня возвышается торговый комплекс (фильм Федорченко, кстати, в декабре можно будет увидеть в Москве и Петербурге). Если бы не вмешательство президента в 2012-м, то "Ленфильм" с большой вероятностью ожидала бы похожая судьба.

В общем, пока одни снимали кино и спасали "Ленфильм", другие продали почти всё, до чего могли дотянуться: на сегодняшний день у питерского Союза кинематографистов остался тот самый Дом кино, расположенный на площади Искусств, и легендарный Дом творчества кинематографистов в Репино. Который, кстати, на том же самом собрании, где сокрушались о судьбе "Ленфильма" и писали письмо Путину, назвали "чемоданом без ручки" и постановили поскорее продать.

Скандальная продажа, конечно, не обошлась бы без внимания со стороны СМИ, поэтому самой правдоподобной версией внезапной атаки на "Ленфильм" является желание руководства питерского СК просто переключить внимание общественности. Всем известно, что бренд "Ленфильма" способен поднять такой информационный шум, что никому и дела не будет до какого-то пансионата в Репино. Медийная сила этого бренда, кстати, выручала "Ленфильм" не раз: например, накануне выборов президента России в 2008-м тогда ещё первый вице-премьер Дмитрий Медведев распорядился остановить готовящуюся приватизацию студии.

Петербург является второй после Москвы важной точкой на карте современного российского кинематографа. Здесь живёт и работает Александр Сокуров, чьи ученики за последние годы образовали "новую волну" российского кино. А Кантемиру Балагову, выпускнику кабардино-балкарской мастерской Сокурова, режиссёру "Тесноты" и "Дылды", пророчат славу "нового Звягинцева". "Тесноту", кстати, получившую в Каннском "Особом взгляде" приз ФИПРЕССИ, снимали именно на "Ленфильме" — на его базе и при продюсерском участии Эдуарда Пичугина. Как и картину "Мальчик русский" дебютанта Александра Золотухина, представлявшую Россию в этом году в Берлине в программе "Форум".

А буквально накануне скандального собрания питерского СК на "Ленфильме" прошёл коллоквиум ФИПРЕССИ, посвящённый российскому кино, — эта организация объединяет кинокритиков и фестивальных кураторов всего мира. Гости смотрели новые российские фильмы и общались с их авторами: в отреставрированном первом корпусе "Ленфильма" свои работы иностранным коллегам представили режиссёры Кантемир Балагов, Павел Лунгин, Клим Шипенко, Нигина Сайфуллаева. Но главным событием для участников коллоквиума стала встреча с Сокуровым, которого представили иностранным гостям кинокритик Андрей Плахов и директор "Ленфильма" Эдуард Пичугин и который два часа рассказывал о своём творчестве, состоянии российского кинематографа и положении России в мире.

В дни, пока шёл коллоквиум (11–13 ноября), в коридорах "Ленфильма" можно было запросто встретить режиссёра Бориса Хлебникова ("Аритмия", "Шторм") — он проводил здесь пробы к своему новому фильму, который запускает в производство студия СТВ Сергея Сельянова. Чей офис, как известно, тоже находится на "Ленфильме". Здесь они с Алексеем Балабановым сняли все свои главные фильмы. Сергей Сельянов, кстати, входит в совет директоров "Ленфильма" — тот самый, который питерский Союз кинематографистов призывает разогнать. Надо полагать, чтобы пригласить в него ведущих специалистов по сделкам с кинематографической недвижимостью из своего правления. И Сельянов, и Сокуров уже прокомментировали демарш руководства союза, отнесясь к резолюции собрания с понятным скепсисом. Ведь председатель питерского СК Сергей Снежкин до лета 2019 года сам входил в совет директоров "Ленфильма". И не мог не знать, что с 2012 года "Ленфильм" выдержал около 100 всевозможных проверок (в том числе несколько раз проверяла "Ленфильм" и Счётная палата).

Так что же получается, у "Ленфильма" всё хорошо и критиковать его руководство не за что? Безусловно, к работе студии есть обоснованные претензии, только вот фигура критика и точка, из которой этот критик ведёт свои обличительные речи, не менее важна, чем объект этой критики. Если политикой руководства студии недовольны Александр Сокуров или главный редактор журнала "Сеанс", режиссёр и общественный деятель Любовь Аркус ("Сеанс", кстати, также исторически с 1990 года базируется на "Ленфильме"), — то к этой критике, безусловно, стоит прислушаться. Потому что её цель — не переложить проблемы с больной головы на здоровую, а найти совместный выход из сложившейся ситуации.

К этой же цели стремятся и те немногие петербургские кинематографисты, которых руководство питерского СК, не спросив, использовало в своих целях — и гендиректор уже пригласил всех членов союза на студию, где готов объясниться с каждым недовольным. Ведь, несмотря на выделение кредитной линии "Ленфильму" в 2013 году, ситуация на студии продолжает оставаться тревожной. И все эти годы за "Ленфильм" ведётся невидимая и скучная в пересказе борьба. Ну кому интересны выселения криминализованных арендаторов, бодания с Госфильмофондом за права на коллекцию, визиты руководства студии к губернатору с просьбой перевести непрофильные активы на Томбасова из нежилого фонда в жилой, чтобы повысить их стоимость, в конце концов, работы по замене электросетей, фундамента и кровли, стояков и канализации, на которые и был выдан целевой кредит ВТБ, когда можно жонглировать в прессе потраченными якобы впустую миллиардами?

И всё же решение по "Ленфильму", которое в очередной раз обсуждалось на самом высшем уровне, недавно было принято: ВТБ реструктурирует долги по кредиту и тогда наконец замороженные амбициозные планы, с которыми команда Пичугина и Бондарчука пришла на "Ленфильм" в 2012-м, начнут осуществляться. Заработает и художественный совет, и образовательные программы, начнётся реконструкция павильонов. Будем надеяться, что у "Ленфильма" появится и полноценное собственное производство, с которым пока что дела обстоят не слишком хорошо. Например, первый фильм, который "Ленфильм" выпустил под своей маркой при новом гендиректоре — "Контрибуция" — провалился в прокате и не имел, в отличие от фильмов учеников Сокурова, никакой фестивальной судьбы. Может быть, потому что режиссёром "Контрибуции" был всё тот же председатель питерского Союза кинематографистов Сергей Снежкин?

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×