Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
27 мая 2016, 06:00

Столичные страховщики отказываются продавать полисы ОСАГО региональным водителям

Ответы не связанных друг с другом представителей страховщиков словно под копирку. Первым или вторым вопросом они выясняют место прописки собственника, затем повторяется мантра про невозможность принять машину.

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

В Москве и Подмосковье страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО гражданам с иногородней пропиской. Об этом Лайфу сообщил лидер движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин. На основе многочисленных отзывов пострадавших граждан правозащитник направил письмо (есть у Лайфа) в Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) с требованием провести проверку этих фактов. Эксперты убеждены, что страховщики не хотят страховать региональных водителей из-за низкого заработка на региональных тарифах.

— Ко мне идёт буквально шквал обращений со стороны иногородних россиян о том, что они не могут оформить полис ОСАГО в Подмосковье и Москве в офисах продаж страховых компаний. Для начала их просят написать какие-то заявления – просьбы на заключение договора ОСАГО, обещают ответить "оперативно" — в течение двух недель, — обеспокоен Похмелкин. — Ещё один вариант: скажем, вы временно проживаете в подмосковном городе Электростали и приходите в местный офис продлить или купить новую страховку, а вам говорят: "Поезжайте в центральный офис в Москве. У нас только там для регионалов продаются страховки". А в центральном офисе выясняется, что помимо полного пакета документов, включая ПТС, водитель обязан предоставить автомобиль на осмотр, что формально не противоречит закону, хотя для москвичей и жителей Подмосковья у страховщиков такой опции нет. 

Правозащитник напоминает, что уклонение страховых организаций от заключения публичного договора ОСАГО является прямым нарушением закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вдобавок договор ОСАГО является публичным (п. 3 ст.426 ГК РФ) и не приемлет отказа.

В страховых компаниях не готовы объяснять причину отказов. 

— Мы отправим на осмотр в Москву на Хлебозаводской проезд проверять машину на целостность. Мы не имеем права осматривать, эксперты будут делать это, у нас такой регламент. Теперь у нас так, все региональные машины осмотр проходят. Пожалуйста: заводим договор, я выдаю направление в Москву, за осмотр платить не нужно, — сообщил менеджер в офисе Ингосстраха в городе Видном, отказав в оформлении страховки на месте.

В Домодедове один из страховых агентов пообещал застраховать иногороднего водителя при условии покупки допстраховки. 

— С региональными водителями у нас только полисы "Росгосстраха" и там будет дополнительный полис за 1 тыс. руб. Только с этим условием нам бланки дают. В других компаниях вообще нет возможности, — сообщила страховой агент Ольга.

В Северном Бутове в офисе СК "Согласие", узнав о неместной регистрации водителя, направляют вместе с машиной в главный офис в Южнопортовом проезде. На просьбу оформить договор непосредственно в Бутове отвечают отказом. Ровно так же поступают в подразделении страхового дома ВСК в Апрелевке, обещая волокиту с получением полиса на месяц. 

— У нас сейчас нет полномочий [оформлять ОСАГО], только через центральный офис, — объяснила сотрудница ВСК. 

В кол-центре "Ренессанс страхования" операторы заявляют, что оформление договоров ОСАГО для региональных водителей возможно только после ограниченной до 1 часа в неделю процедуры осмотра. 

— Получение полиса возможно только в центральном офисе, после предъявления автомобиля на осмотр. Машина должна быть после мойки. Осмотр производится по понедельникам с 10:00 до 11:00 утра, — сообщила представительница "Ренессанс страхования".

Ответы не связанных друг с другом представителей страховщиков словно написаны под копирку. Первым или вторым вопросом они выясняют место прописки собственника, затем повторяется мантра про скованные во времени центральные офисы.

Проблема распространилась на весь столичный регион. Хуже всего, что недуг охватил и компании с большим числом территориальных офисов, таких как "Ресо-гарантия" и "Росгосстрах". Обе компании проигнорировали запросы Лайфа.

В Мытищах представитель "Эрго" признался, что внутренняя программа даже не даёт возможности внести данные иногороднего человека. В головном офисе Лайфу этот инцидент объяснили ошибкой.

— Проблемы при покупке полиса ОСАГО в Мытищах могли возникнуть с техническими неполадками в системе, через которую осуществляется оформление полисов. Наши специалисты делают всё возможное, чтобы устранить неполадки в ближайшее время, — сообщила Кира Беззубенко, специалист управления клиентского сервиса "Эрго".

Центробанк, главный регулятор отрасли, призванный наказывать страховщиков за дискриминацию страхователей, знает о проблеме, но решать её не спешит, сетуя на недостаток жалоб.

— Подобные обращения граждан есть, однако их число незначительно, — сообщили Лайфу в пресс-службе Центробанка. — На основании полученной жалобы Банк России в рамках компетенции принимает меры к страховщику в соответствии с законодательством РФ.

Центробанк вправе за отказ оформления полиса накладывать штраф (50 тыс. руб.) на должностное лицо, совершившее правонарушение, соответствующие положения содержатся в ст. 15.34.1 КоАП РФ.

В случае отказа или уклонения от заключения договора ОСАГО в ЦБ порекомендовали автовладельцам обращаться с жалобой и имеющимися доказательствами прямо к ним. В ведомстве заверили, что отказ в заключении договора может быть зафиксирован любыми законными способами ( в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей), позволяющими сделать вывод о факте правонарушения.

В профессиональном объединении торговцев автогражданкой — Российском союзе автостраховщиков — считают, что проблема носит незначительный характер и комментировать её не желают.

— Мы не комментируем деятельность отдельных страховых компаний, — заявил представитель пресс-службы РСА.

Автомобильные адвокаты объясняют отказы страховщиков нежеланием получать маленькую премию по страховкам, заключённым с региональными водителями. Сейчас для легкового автомобиля минимальный базовый тариф по ОСАГО для физлиц составляет 3432 руб. Эта сумма умножается на региональные коэффициенты, к примеру, в Курской области это 0,6. При отсутствии дополнительных повышающих (возраст, стаж, лошадиные силы мотора) и понижающих коэффициентов стоимость страховки в Курске составит 2077 руб. В случае Москвы (2) и Подмосковья (1,7) этот же полис обойдётся в 6864 руб. и в 5834,4 руб. соответственно.

— Страховые компании сегодня пытаются искусственно ограничить продажи в регионах, которые они считают убыточными. На самом деле эти регионы просто приносят меньше прибыли страховщикам. В Москве из собранных 100 рублей компании выплачивают по ОСАГО 30—40 рублей, а, к примеру, в Волгоградской области — 65. Естественно, они хотят продавать полисы только в городах с высокими коэффициентами, считает глава организации по защите прав потребителей страховых услуг "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.


Побороть эти нарушения не удастся, пока по каждому случаю отказа автовладелец не будет писать жалобу в ЦБ и требовать наказания для страховщика, убеждены правозащитники.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar