Суперучителя для продвинутых учеников

Суперучителя для продвинутых учеников

Фото: © Flickr/MISiS NITU

11201

В НИТУ "МИСиС" прошла III международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch. Классика процесса образования уступает место новым digital-методикам. Наши дети к этому готовы, да и учительская среда постепенно поворачивается лицом к прогрессу. Однако, как показала конференция, фигура педагога, несмотря на стремительное развитие новых технологий, никогда не исчезнет со сцены. Учитель лишь обретёт новый статус проводника и наставника.

#EdCrunch — одна из крупнейших в Европе конференций в области новых образовательных технологий, методик, применения их в обучении и дополнительного образования. Первый форум прошёл в 2014 году. А уже в 2015 году в нём участвовало 230 российских и зарубежных спикеров, более 2000 очных и 4800 онлайн-участников. В этом году количество очных участников увеличилось более чем вдвое и составило приблизительно 4500 человек.

Главной темой конференции, организаторами которой выступили НИТУ "МИСиС" и "Рыбаков фонд" при поддержке Министерства образования и науки РФ, стало смешанное обучение. Сегодня в образовании уже довольно активно используются инновационные образовательные методики: адаптивное обучение, дополненная реальность, геймификация, образовательная компьютерная персонализация, дистанционное обучение. Эти инструменты повышают эффективность обучения.

Смешанное обучение сегодня — один из основных трендов в образовании, и он вполне совместим с современным уровнем подготовки наших детей. Всего 10 лет назад появился первый смартфон, а планшет и вовсе существует около пяти лет. Совсем недавно один компьютер приходился на каждые 70 детей — а сейчас на семь. Мир уже стал другим. Технологии идут вперёд, и игнорировать это невозможно.

— Задача образования сегодня — это не просто техническая передача знаний, — подчеркнула заместитель министра образования РФ Людмила Огородникова. — Это формирование компетенций, способность работы в команде, развитие индивидуализации. Дети уже владеют новыми технологиями. И навыки их использования ребёнок должен получить как можно раньше.

Вуз как двигатель digital-технологий

Один из лидеров технологического образования России, НИТУ "МИСиС", представляющий собой полноценный научный центр, активно использует новые технологии в своей работе. В 2015 году университет вошёл в рейтинг лучших университетов мира The World University Rankings и укрепил свои позиции в образовательном рейтинге QS World University Rankings. А в этом году НИТУ "МИСиС", единственный из российских вузов, стал участником рейтинга The 20 World’s Best Small Universities Ranking, а также продвинулся на 100 позиций в рейтинге лучших вузов мира по версии QS.

— Наш вуз, говоря о смешанном образовании, уже опирается и на свои проекты, — отметила ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова. — Например, мы очень заинтересованы, чтобы к нам пришли не только яркие и талантливые школьники, но и те, кто хочет получить именно техническое образование. Профессиональной навигации мы уделяем огромное внимание. И у нас есть заочная инженерная школа: старшеклассники изучают различные предметы онлайн, преподаёт профессура МИСиС. Это обучение бесплатно. Самый яркий наш проект для студентов, разработанный совместно с Университетом Кембриджа, — углублённое изучение английского языка. В итоге ребята получают сертификат, фактически вторую профессию, и могут потом преподавать. Все затраты берёт на себя университет.

В рамках платформы открытого образования вуз создаёт записи образовательных курсов. Многие преподаватели-новаторы с удовольствием в этом участвуют. Занятие или лекцию можно снять с четырёх точек, что облегчает восприятие.

В 2014 году институт по заказу Министерства энергетики реализовал масштабный проект онлайн-образования, в рамках которого 32 тысячи слушателей в течение года повысили свою квалификацию.

— Мы создали и теоретическую, и практическую части, сделали каждому слушателю рабочий кабинет в удалённом доступе, — рассказала Алевтина Черникова. — В видеотеке можно было найти нужный урок.

Предприниматель Игорь Рыбаков рассказал, что основанный им "Рыбаков фонд" как раз занимается развитием национальной экономики через инновации в образовательной сфере и именно поэтому было принято решение стать соорганизаторами конференции #EdCrunch.

— Мы с мужем — счастливые родители четверых детей, наша старшая дочка пошла в 11-й класс, а младшая — в первый, — поделилась сооснователь фонда Екатерина Рыбакова. — И мы понимаем, что образование, которое мы можем им дать сегодня, это ещё не всё. Мы можем потратить свою энергию и ресурсы, чтобы изменить среду, в которой они живут и будут жить.

Химические опыты вместо покемонов

Современная школа, как бы она ни сопротивлялась проникновению новых digital-технологий в образовательный процесс, всё же меняется. С 5 октября в стране стартует проект "Российская электронная школа", который создан на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Лучшие учителя России придумали интерактивные уроки по всем предметам школьного курса — это почти 12 тысяч часов! Ребёнок может учиться по такой программе весь год, освоить какой-то отдельный предмет или даже проучиться по онлайн-курсам все 11 лет и получить аттестат.

Однако, по мнению участников конференции, далеко не все новые технологии несут в себе перемены к лучшему. Так, резкий негатив и бурную критику у собравшихся вызвали, например, электронные дневники и журналы. Но даже с ними можно совершить позитивные преобразования. Скажем, компания Whisper Arts из Смоленска разработала программу Edugame Creator. Эта платформа позволяет создавать интерактивный образовательный мобильный контент и сделать электронные тетради интерактивными. Такой тетрадью можно будет пользоваться на любом гаджете. Вовсе не обязательно отказываться от бумажных тетрадей, эти методики обучения можно комбинировать. И в смоленских школах такой подход уже практикуется.

Уже весьма активно используется в сфере образования и дополненная реальность. Вот как в классе продемонстрировать опасный химический опыт? Или как показать детям, как менялись границы нашей страны с самых давних лет? Этому поможет дополненная реальность. Анатомия, астрономия, физика, химия, география, история, литература — практически в любом школьном предмете применимы эти технологии. Гаджеты, оказывается, могут быть не только "бесполезным" предметом для игр, в которых тонет ребёнок. Дополненную реальность можно использовать для получения знаний, а не только для ловли покемонов. Например, участник форума компания EligoVision обеспечила программами дополненной реальности уже более ста школ, и на конференции эти идеи пользовались повышенным интересом среди посетителей.

Кто он — педагог будущего?

Но что же будет делать учитель в классе новой формации?

— В классическом образовании учитель должен был донести знание до ученика. Раньше трудно было добыть информацию. Сейчас информация повсюду, а время урока можно потратить на то, чтобы помогать ученикам разбираться с трудностями усвоения нового знания, — считает Алевтина Черникова. 

— Технологии развиваются очень быстро и являются лишь способом достижения цели, но не самой целью, — отметил Уильям Ранкин, независимый консультант в сфере образования, бывший директор по обучению Apple. — Скажем, журналистика: многие газеты и журналы закрылись только потому, что они цеплялись за то, чтобы оставаться газетами и журналами, вместо того чтобы заниматься своим прямым делом — сообщать информацию.

Действительно, отношение к неформальному образованию меняется. Люди всё больше обучаются в Интернете, на онлайн-курсах, много читают, и образовательные технологии постоянно обновляются.

— Но я не думаю, что школы когда-то исчезнут, — рассуждает Джимми Уэйлс, основатель Википедии. — Они нужны, чтобы давать базовые знания ребёнку. В тех областях, где очень сильна технология, прогресс поможет детям учиться проще. Но если вы хотите научиться мыслить, думать — это возможно только с помощью настоящего учителя. Роль педагога остаётся важной, и эта профессия никогда не уйдёт.

Суть смешанного образования — информация и контент доставляются из мультимедийных средств, а педагог работает как проводник, наставник, тьютор, отмечает Игорь Рыбаков:

— Учитель создаёт такую среду в коллективе, чтобы полученные знания закреплялись на практике. Так что значимым элементом в образовании будущего является суперпедагог.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!