Алевтина Черникова: Интерес к техническому образованию стал трендом
НИТУ МИСиС входит в топ-5 технических вузов страны по востребованности у абитуриентов. В 2016 году университет показал самые высокие темпы роста среди отечественных вузов в мировом и региональных образовательных рейтингах агентства Quacquarelli Symonds (QS). Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС, отмечает растущий тренд интереса к техническим специальностям и не скрывает, что университет сам способствует развитию этого тренда.
Черникова Алевтина Анатольевна
окончила экономический факультет Воронежского государственного университета в 1988 году. Начала свою трудовую деятельность в Научно-исследовательском институте по проблемам Курской магнитной аномалии (НИИКМА) им. Л.Д. Шевякова.
С 1993 по 2003 год работала в должности главного бухгалтера, финансового директора в ООО "Системсервис", специализирующемся на разработке и внедрении автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП) и управления предприятием (АСУП). В 1997 году Алевтине Черниковой была присвоена квалификация профессионального бухгалтера — главного бухгалтера, бухгалтера-эксперта, консультанта Института профессиональных бухгалтеров России при Министерстве финансов РФ. За период с 1997 по 2012 год она прошла путь от старшего преподавателя до профессора кафедры экономики и менеджмента СТИ НИТУ МИСиС. В 2002 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук, а в 2008 году — доктора экономических наук.
С 2008 по 2012 год — директор Старооскольского технологического института (филиала) НИТУ МИСиС. В 2012-м — первый проректор Национального исследовательского технологического университета МИСиС, и.о. ректора вуза. С 2013 года — ректор НИТУ МИСиС.
В период её руководства НИТУ МИСиС стал победителем проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди лучших мировых научно-образовательных центров, вошёл в число лучших университетов мира по версии рейтингов QS World University Rankings и THE World University Rankings.
Автор более 120 публикаций, в том числе более 90 научных работ и 30 учебно-методических пособий. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Награждена медалью "За заслуги перед землёй Белгородской" I и II степени, "Золотым памятным знаком МИСиС" и медалью "За безупречную службу МИСиС" I степени, удостоена звания "Почётный работник высшего профессионального образования РФ", имеет благодарность Федерального агентства по образованию.
— Алевтина Анатольевна, ещё недавно большинство старшеклассников стремились стать юристами, управленцами, но никак не технарями. Тенденции поменялись и инженерные профессии снова в моде?
— В 2012 году НИТУ МИСиС был на 103-м месте в рейтинге востребованности среди абитуриентов. А сейчас мы на 21-й позиции в этом списке и четвёртые среди технических вузов! Интерес к техническому образованию сегодня стал трендом, и можно сказать, что совместными усилиями мы этот тренд создаём.
Очень многое для популяризации технического образования делается на федеральном уровне. Это различные специализированные программы: Всероссийский инженерный конкурс, Всероссийский инженерный фестиваль, который в этом году проходил на площадке НИТУ МИСиС. Нельзя не вспомнить множество грантовых и стипендиальных программ для студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям. Очень многое делается для развития научно-технического творчества школьников: центры поддержки технического творчества, центры технологической поддержки образования, проект "Кванториум", в реализации которого наш университет принимает активное участие. В рамках этой стратегической инициативы по всей стране создаются технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет.
Как следствие — в последние годы всё больше талантливых выпускников школ выбирают технические специальности. Это осознанный выбор, об этом можно судить по такому, например, критерию, как возросшее количество подаваемых при поступлении оригиналов документов об образовании. Если в 2015 году каждый третий абитуриент сразу приносил оригиналы документов, то во время приёмной кампании 2016 года таких поступающих было более 50 процентов.
— НИТУ МИСиС — один из самых активных вузов, на площадке которого происходят самые разные события всероссийского масштаба. В этом году ваш университет впервые в России провёл летом международный фестиваль изобретателей Moscow Mini Maker Faire. Стала уже ежегодной единственная в России конференция по новым образовательным технологиям — EdCrunch. Что даёт такая активность университету, его студентам, преподавателям, учёным?
— К нам приходят учиться молодые люди в возрасте 17–18 лет. В зависимости от того, какое направление учёбы наши студенты для себя выбирают, они проводят в стенах университета от четырёх до десяти лет. Наша задача — не только дать им за это время профессиональное образование, которое позволит успешно конкурировать на рынке труда, не только открыть для них мир науки, но и предоставить возможности для личностного развития, наполнив эти годы яркими и интересными студенческими событиями.
Мы ставим перед собой задачу обеспечить непрерывность образования, чтобы на любом этапе профессионального развития студент или выпускник, сотрудник или преподаватель, да и любой желающий, кому понадобились новые знания и компетенции, мог прийти в наш университет и получить их.
Поэтому постоянное повышение качества образования является приоритетной задачей университета, для решения которой внедряются новые формы обучения: геймификация, образовательная компьютерная персонализация, дистанционное обучение и многое другое. Так, наша конференция EdCrunch стала одним из крупнейших форумов по новым образовательным технологиям не только в России, но и в Европе. Эта коммуникационная площадка собирает лучших специалистов в области открытого онлайн-образования со всего мира. НИТУ МИСиС — один из восьми вузов России, ставших основателями Ассоциации открытого образования, в рамках которой университет разработал уже 14 онлайн-курсов. Преимущественно это технические курсы, но есть и курс персональной эффективности, он входит в тройку самых востребованных на Национальной платформе открытого образования.
Мы максимально открыты к сотрудничеству с другими университетами. Например, с Математическим институтом имени В.А. Стеклова РАН мы создали межвузовский центр по углублённому изучению математики. Совместно с Российским квантовым центром создан открытый для всех исследователей Квантовый центр НИТУ МИСиС, который претендует на лидерские позиции среди ведущих мировых научных центров в области квантовых технологий.
Разработанная стратегия развития университета получает активную поддержку со стороны студентов. Недавно, к примеру, в России подвели итоги рэнкинга студсоветов ведущих вузов России. Студенческий совет НИТУ МИСиС — в топ-10 в номинациях "Развитие студенческого самоуправления", "Открытость и прозрачность деятельности", а также занял первое место в номинации "Доверие обучающихся". В 2012 году университет запустил проект "Открытый ректорат", где студенты принимают активное участие в жизни университета, а с 2017 года мы переходим на онлайн-формат, в рамках которого студенты смогут не только задавать интересующие их вопросы, но и вносить свои предложения. Мы формируем банк идей НИТУ МИСиС, многие из которых получают поддержку и становятся реальными проектами.
— Сейчас все говорят о модели развития университета 3.0. Вы предлагаете пойти дальше, говорите про "Университет 4.0", где четвёртый элемент — это творческая составляющая. Как и для чего работает такая модель?
— "Университет 3.0" — это образование, наука и инновации. Эта модель уже работает в вузах. Но я считаю более гармоничным вариант 4.0, когда обязательным условием является формирование творческой, креативной среды. Чтобы подготовить выпускника, конкурентоспособного на рынке труда, нужна не только постоянная интеграция науки, образования и инноваций, но и креативная среда, которая позволит максимально развить способности каждого студента. Нельзя забывать и об индивидуальных образовательных траекториях, необходимо учитывать способности и потребности каждого студента.
Создание в вузе творческой среды предполагает развитие множества проектов: научных, социальных, культурных. В качестве примера можно привести "КультLab", где мы знакомим студентов с разными направлениями живописи. Или другой проект — ребята учатся у художников-абстракционистов и сами пишут картины. Особенно важным для меня является волонтёрское движение: помощь детям, ветеранам труда. Наши студенты ведут курсы компьютерной грамотности для людей старшего возраста и очень ответственно подходят к роли учителей.
— А что ценят в молодых специалистах будущие работодатели? Кого они хотят видеть среди своих сотрудников? И как вы работаете с профильными компаниями?
— Трудоустройством выпускников университета необходимо заниматься системно и постоянно, этому вопросу в НИТУ МИСиС уделяется пристальное внимание. Наша цель — чтобы каждый выпускник к моменту окончания университета знал, где он будет работать. Вопросами трудоустройства студентов занимаются прежде всего профильные выпускающие кафедры, у которых налажена плотная связь с компаниями, они понимают, кого и для каких нужд они готовят. Кроме того, в НИТУ МИСиС создан Центр карьеры, который ежегодно взаимодействует с 5000 студентов, организует более 100 карьерных мероприятий и сотрудничает более чем с 1200 компаниями-партнёрами в России и за рубежом. В частности, в университете проводится Всероссийский форум для студентов и выпускников технических специальностей Breakpoint, Форум по подготовке к трудоустройству "Профессиональная навигация", Федеральный чемпионат по решению бизнес-кейсов горно-металлургического профиля CUP MISIS CASE. Также центр организует "Дни карьеры" с работодателями и партнёрами, экскурсии, практики и стажировки на предприятиях соответствующих профилей.
Недавно вышел международный рейтинг QS Graduate Employability Rankings, отражающий уровень взаимодействия университетов с работодателями и то, насколько успешно трудоустраиваются их выпускники. По критерию "Организация взаимодействия работодателей со студентами" НИТУ МИСиС стал лидером не только в России, но и в мире, набрав максимальные 100 баллов из 100 возможных. Лишь семь вузов в мире имеют такой же показатель.
В рамках содействия трудоустройству выпускников университета мы заключили договоры на прохождения практик более чем с тысячей компаний по всем направлениям подготовки обучающихся. Наибольшее число студентов проходят практику в компаниях "Металлоинвест", ОМК, "Новолипецкий металлургический комбинат", "Каракан-инвест", ЕВРАЗ, Норникель, АК АЛРОСА и многих других. Как показывает опыт, стажировки студентов во время учёбы в 70–80% случаев заканчиваются трудоустройством. Наши выпускники работают в разных сферах, в России и за рубежом. Например, на металлургических и горных производственных комплексах, в ведущих IT-корпорациях и промышленных холдингах, в научно-исследовательских центрах и на госслужбе.
— Одна из самых обсуждаемых сейчас тем — профнавигация буквально с детского сада. Она действительно так важна или это просто дань моде? НИТУ МИСиС проводит какие-то профориентационные мероприятия?
— В университете разработана и успешно реализуется программа профессиональной навигации, которая направлена на привлечение талантливых абитуриентов, нацеленных на обучение именно в нашем вузе. Благодаря этой программе школьники могут лучше узнать об инженерных профессиях, приобрести дополнительные знания в области точных и естественных наук, увидеть, как живёт и работает университет. Хочу отметить, что мы уже несколько лет ведём системную работу по формированию интереса абитуриентов к инженерным профессиям. НИТУ МИСиС даёт качественное техническое образование, но, если в университет не придут сильные студенты, нам будет сложно сохранить высокий уровень образования. Поэтому подготовку абитуриента, который может освоить нашу программу, необходимо начинать даже не в старших, а в средних классах школы.
Очень успешным оказался проект "Инженерный класс в московской школе" реализуемый совместно с Правительством Москвы. В сентябре 2015 года университет начал сотрудничество с девятью школами, общее количество учеников инженерных классов составляло около 200 человек. В 2016/2017 учебном году количество школ выросло до 39, всего в инженерных классах НИТУ МИСиС обучается более двух тысяч старшеклассников.
Кроме того, в ноябре 2015 года НИТУ МИСиС стал одним из основателей Межвузовского академического центра профнавигации по специальностям горно-геологического профиля, открытого на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН. Пользуется успехом проект "Два дня в НИТУ МИСиС", рассчитанный на школьников Москвы и Московской области. Старшеклассники получают возможность полностью окунуться в студенческую жизнь, включая проживание в общежитии, посещение лекций, работу в научно-исследовательских лабораториях, участие в студенческих мероприятиях и практику в центре цифрового производства FabLab.
Программа профессиональной навигации рассчитана на три целевые группы абитуриентов: поступающих из Москвы и Московской области, жителей всех регионов России и иностранных граждан. В 2015–2016 годах в мероприятиях программы приняли участие более 150 тысяч человек.
— А каковы планы университета на 2017 год?
— В настоящее время в НИТУ МИСиС реализуются две стратегические программы: программа развития, которая была утверждена на период с 2009 по 2017 год, и программа повышения конкурентоспособности, действующая до 2020 года. Стратегическая цель НИТУ МИСиС к 2020 году — стать глобальным лидером по направлениям специализаций "Материаловедение", "Металлургия и горное дело", а также существенно укрепить свои позиции в сфере биоматериалов, нано- и IT-технологий.
Уверена, у НИТУ МИСиС есть всё необходимое для выполнения взятых на себя обязательств. Это правильно выбранная стратегия развития, высокопрофессиональный коллектив, талантливые студенты, развитая учебно-научная инфраструктура и поддержка бизнес-сообщества.