Сиди и смотри! Как развивается русскоязычный видеосервис МEGOGO

Сиди и смотри! Как развивается русскоязычный видеосервис МEGOGO

Фото: © East News

15723
Российский зритель всё меньше доверяет пиратскому видеоконтенту и морально готов переходить на платный, но качественный сервис. О том, насколько серьёзно ушёл вперёд технический уровень легальных видеосервисов, рассказывает Виктор Чеканов, генеральный директор онлайн-кинотеатра MEGOGO в России.

— Когда был создан проект MEGOGO и каковы основные задачи компании?

— Сервис появился в конце 2011 года. Мы сразу задумывались как сервис для русскоязычной аудитории на постсоветском пространстве. В Россию мы пришли в начале 2012 года и уже летом продавали рекламу совместно с Gazprom-Media Digital (GPM-Digital) — ведущей компанией по продаже рекламы в Интернете (они и сейчас наш главный партнёр в этой области). Мы быстро вышли на рекламный рынок, быстро начали монетизировать свои услуги и развивать ТВ-направление. В итоге мы стали первым ОТТ TV-сервисом в России, совмещающим в себе как ТВ-стриминг, так и VOD-контент. OTT (Over the Top) — это технология, которая доставляет медиаконтент в режиме реального времени поверх сетей провайдеров, когда пользователь получает доступ к контенту в любой точке планеты.


MEGOGO предлагает гибридный формат просмотра кино и телевидения. В пакет входит 200 телеканалов и фильмы. Мы также работаем с виртуальной реальностью. Наконец, мы стали первым сервисом в СНГ, который запустил мультиэкранные трансляции и выступил соорганизатором этих мероприятий. То есть это не просто трансляция, допустим, концерта. Мы с самого начала подключаемся к режиссированию мероприятия и в итоге создаём некий фестивальный контент, который приятно потреблять.

— Сколько сегодня зрителей у MEGOGO? 

— В 2016 году среднемесячная аудитория MEGOGO в России выросла на 45% и составила 28,7 млн уникальных пользователей на всех платформах и 53,4 млн — по всем странам (внутренняя статистика сервиса, 2016-й). Сейчас, кстати, мы доступны во всех странах мира. У нас есть отдельная подписка для русскоязычной диаспоры в Европе, в США, в Австралии.

— Как вы работаете с правообладателями, у которых закупаете фильмы? Насколько это затратно и за счёт чего удаётся это делать, если сначала, как я поняла, контент был бесплатный?

— В конце декабря прошлого года объём нашего контента приблизился к 78 тысячам единиц. Поскольку контент — это самое главное, что есть в сервисе, это важная и основная статья расходов. Мейджоры, продающие голливудские фильмы, — это качественно и дорого. Зачастую ещё и с длительным согласованием условий и формулировок. С европейскими независимыми студиями договариваться быстрее, но практически в любом случае может идти речь о мингарантиях. Чтобы объяснить принцип мингарантий, я обычно привожу пример покупки абонемента в фитнес-клуб. Вы платите 50 тысяч рублей, а дальше уже ваше решение, ходите ли вы туда ежедневно или побываете там лишь раз или два. Так же и здесь: мы платим правообладателю установленную сумму минимум и дальше уже наша задача его окупить. По состоянию на начало года, 72% нашего контента доступно по рекламной модели использования, а 28% — по подписке или по поштучной продаже. 

— Каковы принципы работы вашего сервиса? Почему потенциальным клиентам это может быть интересно, удобно?

— Если у человека есть любое устройство, которое умеет подключаться к Интернету и показывать видео, — это наш пользователь. Будь это телевизор, ноутбук или смартфон. Наибольший объём контента у нас открыт по рекламной модели — когда пользователь платит своим вниманием и временем (смотрит рекламу перед фильмом). Но удобства платной модели оценивает всё больший объём аудитории сервиса. Практически все наши клиенты, которые подписаны на нас, смотрели нас сначала по рекламной модели. Так что тенденция есть: идёт конверсия в платящую аудиторию. По итогам 2016 года, количество платящих пользователей увеличилось на 170%, при этом средний чек на пользователя увеличился на 31%.

Уже на главной странице можно увидеть списки самых популярных фильмов. Рядом кнопки "Покупка" или "Подписка". Покупка фильма стоит от 29 до 150 рублей в среднем, самые дорогие варианты — как правило, это новинки или фильмы в новых форматах — до 500 рублей. 

В то же время в подписке есть несколько вариантов. "Оптимальная" — это 197 рублей в месяц за 125 телеканалов (в том числе 28 интерактивных, на которых клиент сам выбирает, что посмотреть), более 6500 фильмов и отключение рекламы на всём сервисе. Для интерактивных каналов мы обновляем программу раз в три дня — можно планировать свой досуг вперёд. При этом каналы тематические: если я знаю, кино какого жанра я хочу посмотреть, но не знаю, что именно, это даёт удобство выбора. Среди интерактивных каналов есть детские — здесь исключён любой взрослый контент и реклама, так что родители могут не переживать за то, что смотрят их дети. Подписка "Максимальная" стоит 447 рублей, "Премиальная" — 597 рублей в месяц.

— По какому принципу выбираются фильмы? Ориентируетесь ли вы на конкретные запросы от аудитории или выбираете что-то, что точно будет пользоваться спросом?

— Работая с дистрибуцией фильмов, с кинопроизводством, уже на уровне интуиции понимаешь, что нужно российскому зрителю. Конечно, у нас в компании есть и эксперты, которые изучают рынок и запросы аудитории. Мы выбираем фильмы, которые были популярны или всё ещё популярны в стране, изучая базы "Кинопоиска", "Афиши". А есть фильмы, сопоставимые с популярными, — их пользователь может увидеть в разделе рекомендаций.

Мы сопоставляем разные факторы. Популярность фильма у конкретной территории, то, окупит ли фильм себя на данной платформе, и так далее. Ведь в год в мире выходит несколько сотен премьер, но в кинотеатрах мы видим не все, а только самые интересные фильмы.

Около 58% нашего контента — российские фильмы. Наше кино, особенно комедии и новогодние фильмы, — у нас самые популярные. Любимые всеми "Ёлки", комедии Гайдая, Рязанова и так далее. Скажем, в 2016 году рекорды просмотров многих голливудских фильмов на MEGOGO побил наш "Экипаж". Так что наши качественные экранизации могут окупаться на уровне голливудских.

— А насколько вообще наш зритель готов платить за видеоконтент? Можно ли сломать стереотипные желания смотреть фильмы бесплатно? 

— Скачивание фильма нужно на случай, если ты хочешь сохранить видео, чтобы посмотреть потом, скажем, будучи уже вне зоны интернета. А в остальном сейчас в этом нет необходимости. Сравнение сегодня — не в пользу сервисов скачивания. Пользователь знает, что скачивать долго, а ещё сейчас нужно найти сервис, где скачать. Появилось много мошеннических сайтов, некоторые просят отправить платную СМС, и всё равно люди теряют деньги и не могут скачать фильм. Пользование торрентом требует установки на компьютер специальной программы. Насколько это удобно в сравнении с потоковым видео — судите сами.

В то же время российское телевидение является одним из самых качественных в мире. Ещё в советские времена для изучения нашего кино- и телепроизводства приезжали с Запада, в том числе сотрудники ВВС. Если вы посмотрите на картинку и режиссуру европейских и американских телевизионных шоу, вы поймёте, что российские проекты держат высокий уровень. То же относится и к развлекательному контенту. Но для зрителя в России всё это доступно бесплатно, хотя в производстве обходится не дешевле, чем зарубежный контент. 

Напомню, что в США одно домохозяйство платит в среднем 80–100 долларов в месяц за доступ к телеканалам. А в Англии, например, есть ещё и налог на телевизор. В Великобритании даже проходили отдельные слушания на тему — приравнивать ли большие настольные компьютеры к телевизорам. 

Наши пользователи постепенно привыкают платить: они понимают, что ты избавишься от рекламы, получишь контент быстрее, чем другие. Тем более есть услуги catch up — когда сразу после эфира очередная серия уже появляется в нашем сервисе — и catch forward — когда очередную серию модного сериала можно посмотреть на день раньше.

Постоянным пользователям мы предлагаем программу лояльности: это или дополнительный месяц подписки или даже уроки английского языка по скайпу. Мы делаем скидки на премиальный контент, тем самым снижая порог входа для пользователей, чтобы они могли понять, что же это такое — легальное потребление. 

Для большинства пользователей термин "легальное потребление" пока непонятен. Поэтому проще исходить из соображений удобства. Допустим, вы всей семьёй хотите посмотреть новый фильм, но не готовы в плохую погоду собираться, ехать в кино… Тогда вам надо найти этот новый фильм в Интернете, но крупные общеизвестные торренты сейчас уже заблокированы. И, даже если вы всё-таки находите фильм на пиратском сайте, вам нужно ещё скачать, найти способ посмотреть его с телевизора, а потом ещё и убедиться, что вы столкнулись с экранной копией низкого качества. Это разочарование. А ваша пицца уже остыла! Либо вы нажимаете в сервисе онлайн-кинотеатра кнопку "Смотреть" и смотрите. 

— Вы отмечаете, что технические новинки, которые использует ваш сервис, являются вашим конкурентным преимуществом. Расскажите о них, пожалуйста.

— В 2015 году мы запустили раздел с UHD-контентом (ультравысокое качество изображения), доступный владельцам умных телевизоров топовых производителей техники. Для сравнения: если телевизоры с изображениями в двух форматах (4К и HD) стоят рядом, разница сразу заметна. Но, чтобы понять эту разницу, чтобы использовать возможности телевизора с функцией 4К, нужен соответствующий контент. И у легальных видеосервисов он есть. 

То же самое HDR-формат: это уже про цветовой диапазон и глубину цвета. Революционная технология позволяет отображать до 80 процентов цветового спектра, который может воспринять человеческий глаз. Я считаю, что в ближайшие годы это станет техническим стандартом. Сегодня уже даже многие смартфоны производятся с 4К.

Ещё в 2015 году мы разработали собственный продукт виртуальной реальности VR. Для просмотра такого контента нужны всего лишь очки виртуальной реальности, производителей их уже довольно много. Включаешь VR-приложение MEGOGO на смартфоне, вставляешь смартфон в эту маску и смотришь кино в формате виртуальной реальности. Сейчас у нас есть уже более 100 наименований такого контента, а к концу года это количество вырастет в кратном порядке.

— В конце прошлого года активно обсуждался законопроект Медиакоммуникационного союза (МКС) о регулировании видеосервисов. Вы отмечали, что вы против этого законопроекта. В чём ошибки этого предложения и какие законодательные инициативы необходимы?

— Этот законопроект создавался не участниками рынка, поэтому в нём многие нюансы не учтены. Суть законопроекта — в ограничении привлечения иностранных инвестиций на рынок видеосервисов. Притом что в России инвестировать мало кто готов. Зарубежные инвесторы, напротив, готовы вкладываться в российский видеосектор, ведь рынок онлайн-видео показывает положительную динамику. Но чем меньше у нас инвестиций, тем медленнее мы развиваемся. А значит, зарабатываем меньше и, как следствие, производители российского кино будут меньше получать средств от цифровой дистрибуции, благодаря которым могли бы производить новую кинопродукцию.

Кроме того, в законопроекте нет ограничений для пиратов — он ограничивает только деятельность легальных сервисов. Для обсуждения данного законопроекта была создана расширенная рабочая группа, в которой мы также состоим.

— А как вы оцениваете принятый ранее "антипиратский" закон? Насколько он обновил и очистил наш рынок? Облегчает ли он работу таких сервисов, как ваш, или есть сложности?

— Вместе с другими сервисами мы состоим в ассоциации "Интернет-видео". На стадии роста рынка мы не боремся друг с другом, среди нас скорее есть здоровая конкуренция, которая развивает рынок. Главной угрозой остаётся пиратство, пираты — наши лобовые конкуренты. Но результаты борьбы с пиратством уже видны.

По крайней мере, пираты стали работать менее нагло. Нельзя сказать, что у нашего сервиса тут же резко возросло количество пользователей. Однако в те периоды, когда, допустим, один всем известный пиратский сервис испытывает технические проблемы, мы можем увидеть у себя скачок посещаемости.

Несмотря на то что пока по скорости появления новинок мы можем уступать пиратам, уже сейчас абсолютно ясно, что в технических возможностях, в том, что касается предоставления качественного сервиса и контента в наилучшем из существующих качестве, пиратским сайтам за легальными онлайн-кинотеатрами уже не угнаться. Процесс уже запущен, и дальше этот технологический разрыв будет ещё более ощутимым.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!