Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
20 июля 2016, 07:00

"Мы сделаем из Казани центр православия": Зачем едет в Татарстан патриарх Кирилл

Участники крестного хода в честь праздника Казанской иконы Божией Матери в Казани. Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Участники крестного хода в честь праздника Казанской иконы Божией Матери в Казани. Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Сегодня начинается двухдневный визит в Татарстан Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В первый день визита он посетит родину Гаврилы Державина в селе Каипы Лаишевского района республики, где освятит открываемый к 200-летию со дня кончины великого русского поэта памятник, а затем совершит богослужение в городе Свияжске, основанном в 1551 году Иваном Грозным.

Во второй день патриарх возглавит крестный ход в столице Татарстана и освятит закладной камень в основании воссоздаваемого Собора Казанской иконы Божьей Матери, а также встретится с руководством республики и местным мусульманским духовенством.

Это первое посещение республики действующим предстоятелем Русской православной церкви. Его предшественник, патриарх Алексий II, был в Казани дважды: 31 августа — 2 сентября 1997 года и 20—21 июля 2005 года.

В 1997 году патриарх посетил только что переданный Русской православной церкви Свято-Успенский мужской монастырь в Свияжске, осмотрел восстановленный Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани, совершил богослужения в нескольких храмах города, встретился с президентом Татарстана и мусульманским духовенством, дал большую пресс-конференцию для журналистов в зале казанского аэропорта.

— Второй визит патриарха был более сжатым, — отмечали местные журналисты, — и делегация была меньше, и служб было не так много.

Посещение патриархом Кириллом Татарстана планировалось на 28—30 сентября 2012 года, что было логично: перед этим решением Священного синода от 6 июня 2012 года Казанская епархия была преобразована в митрополию, а в границах региона были образованы ещё две подчинённые ей епархии — Альметьевская и Чистопольская. Однако визит патриарха был тогда без объяснений перенесён, и в итоге за все восемь с половиной лет своего служения нынешний глава РПЦ так и не побывал в этом видном субъекте Федерации.

По словам источников Лайфа, многолетний отказ от посещения Татарстана главой РПЦ мог быть своего рода публичной демонстрацией недовольства ситуацией с количественным изменением развития различных религиозных организаций в республике.

— Если в 1989 году... в республике насчитывалось лишь 38 религиозных организаций, в том числе 18 мусульманских, 15 православных и 5 иных конфессий, то на 1 января 2013 года в Татарстане, по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ, зарегистрировано 1594 религиозных организаций, в их числе 1194 мусульманских, 305 православных, 95 иных (в основном протестантских), — сообщил в марте 2013 года "Казанским ведомостям" заместитель начальника Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента президента Татарстана по вопросам внутренней политики Владимир Козлов.

Разница в количестве культовых зданий выглядела ещё более разительно.

В докладе "Состояние православной общины Республики Татарстан", опубликованном 13 февраля 2015 года на сайте Казанской митрополии (более свежих данных митрополия не публиковала), официально сообщается, что "по состоянию на 2014 год… в религиозных целях используется 462 православных культовых объекта, в том числе 319 церквей, из которых 181 — переданная и 138 — вновь построенных (за последние 25 лет), 46 молитвенных домов (20 переданных и 26 вновь построенных), 86 часовен (13 переданных и 73 построенных), а также 11 молитвенных комнат". Полноценных православных храмов, как видим, всего 319, к тому же из этого количества надо вычесть крестильные и монастырские, где регулярные богослужения для рядовых верующих не совершаются.

Количество же мечетей в 2013 году, когда муфтием Татарстана был избран Камиль Самигуллин, превысило полторы тысячи (28 ноября 2013 года была открыта уже 1524-я по счёту мечеть в республике). При этом многие из мусульманских культовых зданий, только что построенных при помощи государства или частных спонсоров, попросту бездействовали.

— Когда мы пришли, мы провели анализ по республике и обнаружили, что из полутора тысяч мечетей в ста пятидесяти нет имамов, — заявил в апреле 2014 года Самигуллин, подводя итоги первого года работы своей команды. — Это огромная цифра! И в процессе слаженной работы нашей команды за год число пустых мечетей сократилось до восьмидесяти.

Наконец, в Казанском кремле в 2005 году было открыто роскошное здание мечети "Кул Шариф", минареты которой доминируют над всем центром города, в то время как находящаяся в Кремле историческая Дворцовая (Введенская) церковь XVIII века до сих пор не возвращена верующим, а с 2006 года используется под экспозицию Музея истории государственности татар и Республики Татарстан. В здании церкви также проходят чемпионаты по различным настольным играм.

Мечеть Кул-Шариф на территории музея-заповедника "Казанский Кремль" в Казани. Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Виноватым, судя по всему, сочли епископа (а с 2012 года — митрополита) Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина), бессменно занимавшего свой пост с ноября 1988 года. Чем была вызвана его пассивность — сложно сказать. Возможно, уже наличествующий рост храмов он считал по сравнению с 1988 годом огромным прогрессом, возможно — боялся настаивать на чём-то, помня публичную агрессию татарских националистов начала 1990-х годов, возможно — потерял хватку и какие-либо стимулы к развитию, десятилетиями комфортно пребывая в одном регионе и не желая как-либо осложнять отношения с местными властями.

— При Анастасии деятельность епархии была довольно рахитичной, — считает, например, протодиакон Андрей Кураев. — Он исходил из позиции "Главное — не мозолить глаза властям", старался не создавать проблем. Позиция Анастасия очень схожа с позицией другого митрополита — Литовского — Хризостома. Тот православным говорил прямым текстом: "Православию здесь не место, это не наша земля, мы здесь гости". Складывается ощущение, что такие убеждения были и у Анастасия в отношении православных в Татарстане.

Кто-то предполагает, что над казанским митрополитом дамокловым мечом довлел давно тлевший скандал о гомосексуальных домогательствах в Казанской духовной семинарии, который в конце 2013 года публично вскрылся в ходе визита туда проверяющих из Москвы.

Решением Священного синода от 13 июля 2015 года митрополит Анастасий был переведён в Ульяновск, а на смену ему пришёл властный и опытный митрополит Феофан (Ашурков).

В 1977—1982 годах Феофан после окончания Московской духовной академии работал в Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1989—1993 годах был представителем Московского патриархата при Патриархе Александрийском и всея Африки, в 1999—2000 годах — при Патриархе Антиохийском и всего Востока. На этих постах он изучил специфику многовекового существования христиан в регионах с доминированием мусульман.

В 2003—2011 годах он занимал пост епископа Ставропольского и Владикавказского, в ведении которого находилась православная паства в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии и Чеченской Республике. Занимал в непростые годы. Среди прочего его трудами в 2004—2012 годах был восстановлен разрушенный в 1930-х годах Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери в Ставрополе — главный храм епархии в XIX — начале ХХ вв.

В 2011 году Феофан был переведён в Челябинскую епархию (где он вскоре становится митрополитом), где сразу же заявил о себе как о борце за массовое строительство православных храмов. В 2014 году его переводят в Ульяновск. Митрополит показал, что готов быстро освоиться на любом месте. И вот новое, сверхответственное назначение. 20 июля 2015 года (ровно за год до визита патриарха) Феофан возглавил Казанскую и Татарстанскую митрополию.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

— Собор и монастырь — это приоритетные задачи в моей жизни, — заявил он через два месяца после назначения на казанскую кафедру "Православие и мир". — Буду встречаться с Минтимером Шариповичем Шаймиевым (советник президента Татарстана. — Прим. Лайфа). Одним из первых вопросов во время нашей будущей встречи будет строительство собора на территории Богородицкого монастыря.

— Важно понять и власти предержащей, и общественности, что с воссозданием полнокровной жизни в Богородицком монастыре мы увидим, что в духовном плане это не менее притягательное место, чем Дивеево, — прямо артикулировал свою позицию новый митрополит Татарстанский. — Хотя и сейчас к Казани очень хорошее отношение, и паломников к нам много приезжает, но в этом случае к нам поедут не только со всей России — это будут православные паломники и из других стран. Они поедут, чтобы поклониться святыне — Казанской иконе Божьей Матери — на том месте, где она была явлена... И если бы удалось построить собор и полностью восстановить монастырь в том виде, в котором он был, можно было бы сказать, что мы сделали из Казани такой духовный центр.

Эту задачу Феофану удалось выполнить в кратчайшие сроки. Было достигнуто согласие властей республики, и 4 ноября 2015 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании Богородицкого собора. Проект, вызывающий ярость со стороны местных татарских националистов и исламистов, курирует лично советник главы республики Минтимер Шаймиев. В непосредственной близости от Казанского кремля уже подготовлена и стройплощадка.

Фото: © «Православие в Татарстане»

О глубинных связях Татарстана с историей России напомнит и готовящийся к открытию памятник Гавриле Державину, уроженцу этого региона и, согласно его родословной, потомку выходца из знатного татарского рода. Причём, как сообщил на днях казанским журналистам митрополит Феофан, патриарх откроет памятник поэту и как председатель Общества русской словесности.

— Очень важно, что оно (Общество русской словесности на этапе своей реальной деятельности.— Прим. Лайфа) начинается не в Питере, не в Москве, а в Казани, — отметил митрополит Татарстанский, сразу после своего назначения на Казанскую и Татарстанскую кафедру прямо указавший в проповеди, что здесь также "русская земля, ведь мы все живём в одном государстве".

"Русский мир", как подчёркивал ранее патриарх Кирилл, — особая цивилизация, не связанная с языком или национальностью (в частности, по его словам, "русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать", если "не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией", предпочитая ей другую).

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров