Лайки, репосты, шэры: как партии представлены в соцсетях
В России началась жаркая агитационная пора. В преддверии приближающихся сентябрьских выборов в Государственную думу политические партии активизировались по всем фронтам, включая крайне важную с информационной и мобилизационной точки зрения сферу агитации в социальных сетях.
В последние годы социальные сети стали неотъемлемой частью жизни как обычных пользователей, так и политических персон. Приближение единого дня голосования побуждает партии внимательнее подходить к вопросу коммуникаций с избирателями на таких популярных площадках как "Фейсбук", "ВКонтакте" и "Твиттер".
Вице-президент Российской ассоциации политической науки Ростислав Туровский считает, что в первую очередь усилия партий в предвыборный период сконцентрированы на том, чтобы активизировать молодёжный электорат, который наименее политически активен.
Однако, по мнению экспертов, социальные сети "это неотъемлемый атрибут" современного человека и поэтому "являются важным элементом современной агитации". И, как отмечает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, активность в социальных сетях направлена на все слои населения.
— Значимость социальных сетей как канала коммуникации и как механизма мобилизации избирателей в ходе избирательной кампании возросла по сравнению с предшествующими выборами, и возросла существенно. Оно и понятно: охват интернета стал выше, и в особенности охват социальных сетей, — отметил политолог.
Поэтому, учитывая интернет-активность избирателей и новые IT-реалии, а также масштабы страны, партийным пиар-агентам приходится придумывать совершенно новые подходы в донесении своей точки зрения до пользователей соцсетей. Именно там политические партии могут максимально широко представить себя и свои цели при достаточно умеренных затратах в сравнении с традиционными средствами массовой информации.
Лайф решил проанализировать "жизненную активность" социальных сетей политических партий.
Современные политические партии не оставили без внимания ни одну платформу новых медиа. Помимо традиционного сайта информацию о жизни партии и её представителях можно найти на страницах "ВКонтакте", "Фейсбука", "Одноклассниках", "Твиттере" и даже "Инстаграме".
"ВКонтакте"
В соцсети "ВКонтакте" представлена самая различная аудитория — от молодёжи до пенсионеров, от образованных до учащихся старших классов — фактически всё население страны.
Как видно из представленной инфографики, наиболее активно в сети "ВКонтакте" работают "Единая Россия" и ЛДПР, причём либерал-демократы имеют самую большую аудиторию подписчиков и лидируют по количеству записей. Эксперты отмечают, что это в первую очередь связано с имиджевым позиционированием партии и фигурой её лидера, которая сама по себе привлекает внимание значительной массы пользователей соцсети, преимущественно в регионах. Значительно подросла за последние годы онлайн-активность коммунистов, которые смогли существенно нарастить пул своих читателей на площадке "ВКонтакте".
Как показывает практика, при грамотной работе в области SMM-маркетинга и удачном имиджевом позиционировании даже молодёжная аудитория довольно охотно следит за повесткой КПРФ. Партия роста также активно наращивает базу сторонников, перешагнув за 20 тысяч подписчиков, что очевидным образом связано со ставкой партии на молодёжный электорат и привлечение в списки партии известных в мире шоу-бизнеса персонажей.
"Твиттер"
Наиболее активной платформой в плане привлечения пользовательской аудитории для политиков стал "Твиттер". Именно здесь они чаще всего публикуют информацию о деятельности своих партий и собственных агитационно-пропагандистских мероприятиях. Что и не удивительно: на сегодняшний день мгновенные сообщения в 140 символов стали не отделимы от жизни современных граждан.
Политолог Ростислав Туровский считает, что оперативное информирование избирателей — одна из самых важных целей партий. А так как "Твиттер" для этого является "наиболее удобным способом", он и пользуется такой популярностью.
— Это эффективные технологии, которые позволяют пользователям быстро узнавать о каких-то событиях, о каких-то решениях. И, соответственно, здесь "Твиттер" становится наиболее лёгким и быстрым способом распространения информации о партийных делах и событиях.
Самая активная партия в "Твиттере" — "Единая Россия". С момента создания микроблога партии было опубликовано 77,1 тысячи сообщений. Что почти в шесть раз больше, чем у второй по активности партии — КПРФ.
По популярности среди подписчиков также лидирует "Единая Россия", которая в принципе заняла все первые места в "интернет-гонке" за подписчиками.
"Одноклассники"
В "Одноклассниках" "Единая Россия" хоть и является самой популярной политической силой с 61 992 подписчиков в официальной группе (а это на 21 тыс. больше, чем у ЛДПР, которая занимает второе место), но по активности занимает лишь третье место, уступив КПРФ (4463 постов) и ЛДПР (3173).
Как указывают эксперты, активность КПРФ в "Одноклассниках" не удивительна, поскольку партия, как и соцсеть в целом, ориентируются на старшее поколение и жителей регионов.
Впрочем, следует отметить тот факт, что КПРФ хотя и является наиболее активной политической силой в "Одноклассниках" с точки зрения создания и размещения контента с 4463 постами, но не пользуется особой популярностью среди пользователей — лишь 1180 являются подписчиками её официальной группы в социальной сети.
А партия "Родина" и вовсе не рассчитывает на "одноклассников" и поэтому решила не заводить страничку в "непопулярной сети".
— Сеть "Одноклассники" — это не политическое место. Здесь политика обсуждается мало. Политика обсуждается в сетях "ВКонтакте", "Фейсбук", даже политический "Инстаграм" понятен. А в "Одноклассниках" политический аккаунт выглядит странно. И мы не считаем, что пользователи "Одноклассников" — это наша целевая аудитория, — заявила Лайфу пресс-секретарь "Родины" Софья Черепанова.
"Инстаграм"
А вот "Инстаграмом" в первую очередь пользуется молодёжь, поэтому логичным выглядит предположение о том, что эту нишу займёт Партия роста. Однако, как отметили в пресс-службе партии, "Инстаграм" не политизированная платформа. Как оказалось, на их страничке размещено лишь 158 постов и имеется только 2683 подписчиков — в отличие от активной "Единой России", чей "Инстаграм" популярен среди 18,6 тысячи пользователей.
В целом политические партии подошли к оформлению своих аккаунтов в "Инстаграме" достаточно пассивно. Кроме КПРФ и "Единой России", количество фотографий на страницах партий не превышает 200.
C учётом молодости аудитории "Инстаграма" самым удивительным фактом стала активность КПРФ. Здесь партия опубликовала 2736 постов.
Как отмечает политолог Ростислав Туровский, партия таким образом пытается бороться за молодёжный электорат.
— "Инстаграм" не политизированный ресурс. Но КПРФ давно пытается подружиться с Интернетом, и не безуспешно. Когда-то они создали очень неплохой партийный сайт, который некоторое время даже считался лучшим. И эксперименты с различными социальными сетями КПРФ любит проводить. В данном случае эта деятельность рассчитана на молодёжь. Но привлечь новый молодёжный электорат с помощью "Инстаграма" будет достаточно сложно.
А ЛДПР как партия вооще не представлена в Сети. Как объяснили в пресс-службе либерал-демократов, в "Инстаграме" они раскручивают только лидера — Владимира Жириновского.
— "Инстаграм" — это в чистом виде картинка. И поэтому здесь пользователи не очень охотно подписываются на странички каких-то организаций. Гораздо охотнее и интереснее они следят за конкретными личностями. Поэтому у нас в "Инстаграме" главный аккаунт — это аккаунт. Он лидер и публичное лицо партии, — представитель пресс-службы партии Александр Дюпин.
"Фейсбук"
По мнению экспертов, "Фейсбук" — самая политизированная социальная сеть, где представлена наиболее политически активная часть общества и на площадках которой идёт бурное обсуждение актуальной политической повестки.
— В "Фейсбуке" мы видим информированное, активное население. В том числе политический класс и тех, кто интересуется политическим процессом. Они не маркированы, они не обозначены по возрасту, — считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Одним из ключевых показателей "жизненной активности" странички в "Фейсбуке" являются обсуждения и лайки. По всем показателям на первое место здесь вышла Партия роста. По количеству подписчиков партия бизнес-омбудсмена Бориса Титова обогнала даже такую влиятельную и давно работающую на поле интернет-агитации политическую силу, как "Единую Россия".
— "Фейсбук" наиболее политизированная сеть. Она так выстроена, что там гораздо более серьёзные темы обсуждаются. Мы в принципе делаем ставку на соцсети. Потому что впервые на этих выборах будет голосовать поколение, которое плотно сидит в Интернете. Вся та молодёжь, которая не голосовала в 2011 году, — существенно повзрослела. Все те, кто фактически сросся с Интернетом, стали полноценными избирателями, — рассказали в пресс-службе партии.
В целом, как отмечают эксперты, активность в социальных сетях может принести дополнительные проценты голосов избирателей на предстоящих выборах. Потому что именно здесь граждане наиболее активны и в Интернете до них могут "достучаться" активисты, а также специально организованные медиакампании.
Социальные сети, как показывает опыт последних лет, являются также и мощным мобилизующим фактором в вопросе организации протестной активности и попыток дестабилизации общественно-политической обстановки в поствыборный период. В силу крайней динамичности среды, её быстрой изменчивости и подверженности влиянию из-за рубежа можно ожидать очередных попыток использования соцсетей в контексте дестабилизации общественно-политической обстановки в стране.
Следует отметить, что в США ещё в конце 2015 года по линии Министерства обороны были заказаны исследования механизмов распространения информации в соцсетях на примерах протестов на Болотной и Сахарова и практические рекомендации по применению этих наработок. Таким образом, можно констатировать, что борьба за умы и сердца граждан России в соцсетях будет носить крайне ожесточённый характер — как со стороны отечественных политических партий, так по линии иностранного влияния.