Провал несогласных провокаторов: Навальный теряет остатки протестного потенциала
Фото: © REUTERS/Sergei Karpukhin
Итак, завершившаяся московская акция в поддержку оппозиционера Алексея Навального продемонстрировала, пожалуй, наиболее ярко и выпукло системный кризис его так называемой кампании, в рамках которой все бесчисленные поездки в регионы, гигантский политический краудфандинг, медийная накачка со стороны фактически всех либеральных СМИ дали на выходе 700–800 митингующих в Москве, большая часть которых, что было видно даже по сюжетам симпатизирующих Навальному СМИ, состояла из школьников и разной степени упоротости городских сумасшедших. Кстати о СМИ: пожалуй, никогда прежде пропагандистская сущность либеральных средств массовой информации, а также целого ряда иностранных медиа не была обозначена столь недвусмысленно.
Германская государственная телерадиокомпания "Дойче велле" сделала своей основной темой митинговую кампанию в регионах, в рамках которой по России на акции разного рода несогласных с действующей властью, собравшихся под зонтик Навального, выходили в лучшем случае сотни, а в большинстве регионов — десятки человек. Мало того, "Дойче велле" разместила на своей главной странице заметку о том, как защититься от системы распознавания на несанкционированных митингах. То есть как избежать наказания за правонарушение (пусть и административное), которое фиксируется представителями правоохранительных органов. Это особенно забавно читать в немецких СМИ, если вспомнить, как жёстко германская полиция "принимает" разного рода протестующих, если они нарушают установленные правила проведения массовых мероприятий.
Телеканал "Дождь" и вовсе пошел дальше — его корреспондент в Санкт-Петербурге на вопрос ведущей эфира прямо сказала, что её "младшие товарищи" планируют прийти на незаконный митинг на Марсовом поле готовыми на радикальные действия. Подача материалов об акциях также была довольно специфической, в том числе прямые включения с региональными координаторами Навального (напомню, по России выходили какие-то крохи вообще), а также глупые саркастические видеоролики-"поздравления" Владимира Путина с днём рождения, где на видеоряд с выступлениями президента разных лет были наложены кадры взрывающихся 11 сентября башен-близнецов в Нью-Йорке, а также почему-то падения статуи Саддама Хусейна. После такого вообще становится непонятно, где заканчивается журналистика и начинается пропаганда.
Акция же в Москве продемонстрировала все те системные проблемы и "родимые пятна", присущие политическому стилю Навального. Несогласные на Пушкинской в этот раз даже сильнее, чем 26 марта или 12 июня, состояли из каких-то прямо совсем юных школьников (на всех видеотрансляциях это прекрасно видно), неспособных внятно объяснить, зачем они тут собрались — на все вопросы по поводу сущности их требований они, как биороботы, отвечали какими-то штампованными фразами про "свободу", "усталость от правления Путина" (кстати, лайфхак для "Дойче велле" — расскажите, как всем надоела фрау Меркель, находящаяся у власти в Германии больше 12 лет уже) и желание поощрять "политическую конкуренцию". Лично у меня было полное ощущение, что собралась толпа злых учащихся, которые сублимируют в протесте необходимость делать домашку и обиду на престарелых с их точки зрения учителей, которым они в школе вынуждены подчиняться. Политически с ними разговаривать не о чем, тут поможет только доброе слово и крепкий родительский подзатыльник.
Кстати, решение правоохранительных органов не проводить задержаний было мотивировано чётким пониманием крайней необходимости хоть какого-то насилия на мероприятии его инициаторам — Навальному и его окружению. Они прекрасно осознают, что вся их стратегия базируется на постоянном росте хайпа и повышения медийной капитализации. А поскольку вся кампания находится сейчас на нисходящем тренде, нужно во что бы то ни стало спровоцировать хоть какие-то массовые беспорядки — с задержаниями детей, желательно их избиениями на камеру и прочим непотребством. Полиция и Росгвардия очень грамотно этот сценарий пресекли, просто сопроводив немногочисленную толпу несогласных, "гуляющих" вдоль по Тверской, до Госдумы и обратно. Думается мне, благополучно сейчас отдыхающий в ИВС Навальный находится в крайне грустном настроении — задержаний нет, все видят этих 700 подростков, бесцельно шатающихся по Тверской и бренчащих на гитаре возле памятника Пушкину. "Вождь"-то думал как всегда соскочить на административку в преддверии серьёзных событий и безопасно управлять "народным гневом", лёжа в трениках на кровати в камере. Ан-нет, никто такую услугу скукоживающемуся оппозиционеру не предоставил.
И это правильно, так как лица всех зачинщиков и провокаторов уже зафиксированы и к ним нужно применять точечные репрессии в полном соответствии с законом. А с обманутыми детьми нужно работать, разъясняя им истинные мотивы медийных кукловодов.
Если же говорить о технологическом измерении, то сегодняшние блуждания несогласных под дождём создают острое ощущение дежавю какого-то чуть более массового повтора сценария лимоновской "Стратегии-31", то есть организации протестных мероприятий под максимально расплывчатыми лозунгами, желательно позаимствованными из конституции, в трактовке, выгодной лидерам протеста. Акции в регионах и митинг-шествие в Москве показали, что мобилизационный потенциал Навального стремительно стагнирует, антикоррупционная повестка никак не желает конвертироваться в личную поддержку Навального.
Хорошо это или плохо? А ни то и ни другое — так как, повторимся ещё раз, все действия Навального не имеют к реальной политике никакого отношения. Основными целями являются снятие финансовых дивидендов для себя и ближайшего окружения и создание себе имиджа единственного лидера оппозиции, что также можно выгодно продавать, прежде всего, на Западе. Никакой допуск к выборам, разумеется, основателю ФБК не нужен, он даже вреден для него, так как обнажит полную программную и идейную несостоятельность. Поэтому он и дальше будет нарываться на административные и уголовные дела и устраивать провокации.
Решать, участвовать ли в этой политической клоунаде, конечно, каждому нужно самостоятельно. Главное, не дать себя использовать и не стать тем самым "политическим мясом", в которое, по меткому выражению Льва Шлосберга, Навальный превращает несогласных с властью граждан.