В США предложили радикальные меры по борьбе с "русскими деньгами"
Американский исследовательский центр Hudson Institute, Inc., финансируемый по линии Министерства обороны США (за последние пять лет получил правительственных грантов на сумму $10 млн), выпустил доклад относительно того, как Россия с помощью своих "грязных денег", отмываемых через оффшоры, оказывает политическое и экономическое влияние на сопредельные государства и осуществляет гибридное противостояние Западу и США по всему миру.
В качестве мер по противодействию проникновения в американскую финансовую систему "клептократического" капитала предлагается, в частности, усилить регулирование в рамках "антиотмывочного" законодательства США. Во-первых, ужесточение финансового мониторинга за движением капитала, связанного с так называемыми "политически ответственными лицами" (в американской финансовой терминологии — люди, занимающие государственные должности высокого ранга, позволяющие влиять на бюджетные процессы и заключение контрактов с иностранными инвесторами).
Во-вторых, предлагается дополнить американское законодательство по противодействию отмыванию денег процедурой признания собственности реального бенефициара. Это в некотором роде революционный шаг, так как доказательство реальной принадлежности собственности при наличии довольно запутанного корпоративного законодательства может представлять существенную проблему, как отмечают эксперты. Применение этой законодательной нормы в случае её принятия в отношении "подозрительного" российского бизнеса приведёт к созданию предпосылок отъёма собственности и активов по совершенно надуманным причинам, мотивируемым политическими соображениями.
Фото: © Shutterstock.com
В третьих, конгрессу предлагается принять закон о запрете (или существенном ограничении) по регистрации так называемых анонимных компаний-призраков, через которые иностранные и в первую очередь русские "клептократы" осуществляют свои операции в финансовой системе США. Также в сенате и палате представителей предлагается создать Специальный объединённый комитет по противодействию клептократии.
Следует отметить, что попытки перенести санкционное противостояние в финансовую сферу довольно продолжительное время оставались неиспользуемой Вашингтоном опцией. Американские власти, в частности подразделения Министерства энергетики, вынуждены были признавать, что санкции в энергетической области не работают так, как задумывалось.
Агентство энергетической информации, входящее в структуру Министерства энергетики США, в своём докладе указывало, в частности, что в августе 2017 года США ввели в действие новое законодательство, уточняющее порядок применения санкций: запрет на сотрудничество с проектами, в которых доля участия российских компаний превышает 33%, запрет на передачу технологий и ограничения на финансирование. При этом в обзоре отмечалось, что санкционное давление, в первую очередь на арктические, а также сланцевые проекты, сыграло парадоксальную роль в повышении их привлекательности на определённом этапе, так как российские власти изменили налоговую и тарифную политику, что сделало добычу на шельфе в Арктике выгодным делом, в результате туда пошли иностранные инвесторы.
Фото: © pixabay.com
Примечательно, что бывший координатор санкционной политики США при президенте Обаме Дэниел Фрид отмечал, в частности, что пакет "антигазопроводных" санкций против "Северного потока — 2", которые прописаны в секции 234 соответствующего закона, принятого конгрессом, может повредить отношениям с Германией, и президенту необходимо "крайне аккуратно и только после координации с европейскими партнёрами" применять санкционные меры, так как это может повредить отношениям США с ЕС.
Белый дом тогда призывали вообще избегать наложения санкций в соответствии с секциями 235 и 236 (арктические нефтегазовые проекты России на шельфе и их финансирование), так как слишком много американских финансовых институтов завязано на их финансировании, а неготовность европейских партнёров идти дальше существующих ограничений может создать "опасный зазор" в координации совместной санкционной политики.
Фото: © РИА Новости / Сергей Гунеев
И вот на этом фоне в мировой и американской прессе появляются свидетельства того, что Минфин США ведёт работу по ужесточению санкций в отношении России. Об этом, в частности, заявляла замминистра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Сигал Манделкер, которая отметила, что Соединённые Штаты ведут работу над реализацией закона CAATSA ("О противостоянии противникам Америки с помощью санкций"), принятого в августе.
Говоря о грядущем ужесточении санкционного пакета против России, которое прогнозируется, наблюдатели указывают на то, что нельзя исключать сценария, при котором американские регуляторы запретят покупку российских государственных облигаций ОФЗ, что наверняка приведёт к ралли на валютном рынке и существенному падению курса рубля по отношению к доллару. Этот сценарий практически равносилен объявлению финансовой войны и вполне может быть заменён именно охотой на активы крупных российских предпринимателей под видом борьбы с отмыванием капиталов и ограничения влияния "кремлёвских клептократов".
Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович
Озвученные предложения Института Хадсона демонстрируют готовящийся сценарий провокации против российской политической и бизнес-элиты, значительная часть финансовых и даже элементарных деловых операций которой в Соединённых Штатах и их странах-союзниках существенно осложнится.
Всё это делается с очевидной целью вызвать раздражение и рост оппозиционных настроений, которые по задумке американских экспертов и чиновников должны будут конвертироваться во внутриполитическую фронду и спонсирование соответствующих проектов в рамках как предстоящего активного электорального сезона 2018 года, так и повестки, которая будет реализовываться после выборов, в целях дискредитации и делегимизации российских властей, что должно снизить им поле для манёвра в идущем сейчас с Западом необъявленном "гибридном противостоянии".