В ЕС оценили перспективы евроассоциации Украины

В ЕС оценили перспективы евроассоциации Украины

Фото: © AP Photo/Markus Schreiber

8732

Доклад аналитического центра Европейского парламента призывает власти единой Европы активнее использовать для давления на Киев финансовые инструменты, идти по пути дальнейшего снижения тарифов и либерализации рынков.

Значительная часть доклада Европарламента о перспективах и промежуточных итогах евроинтеграции Украины, Молдавии и Грузии посвящена тому, насколько официальный Киев смог продвинуться в имплементации Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Несмотря на то что аналитики Европарламента отметили наличие "некоторых подвижек и прогресса в осуществлении реформ", украинская экономическая система, а также политические институты остаются крайне уязвимыми и требующими вмешательства ЕС для обеспечения стабилизации.

<p>Фото: © AP Photo/Dmitry Lovetsky</p>

В качестве рекомендаций предлагается, во-первых, идти по пути дальнейшей гармонизации тарифных и таможенных систем Украины и Евросоюза в рамках соглашения DCFTA (Углублённая и всеобъемлющая зона свободной торговли). При этом, поскольку Украина присоединилась к зоне свободной торговли PEMC (пан-Европейская и средиземноморская ассоциация), Киев должен следовать правилам и открыть свой рынок для товаров из этих стран и радикально понизить оставшиеся тарифы. Также предлагается интегрировать украинскую систему таможенной регистрации в европейскую систему NCTS, что должно помочь бороться с "коррупционными практиками в украинской таможенной системе".

Во-вторых, в плане экономического содействия отмечается, что у Украины на 2018–2019 год имеется нехватка средств в размере 4,5 миллиарда долларов, при этом ЕС выделил накануне 1 миллиард долларов на покрытие "критически важных статей" бюджета страны в рамках 3-го пакета макрофинансовой помощи, что является экстраординарным случаем выделения такого транша в рамках программы "Восточного партнёрства". При этом в рекомендациях прямо указывается, что с Украиной, при всей истории с поддержкой против "российской агрессии", нужно работать более прагматично и ставить выделение помощи в зависимость от темпов реформирования — как это было, в частности, с угрозой заморозки выделения ЕС пакета помощи в размере 600 миллионов евро в январе 2019 года.

В-третьих, предлагается изменить нормы и регламент законотворческого процесса, чтобы заставить украинских законодателей работать более эффективно. Предлагается проводить специальный аудит законов перед внесением в Верховную раду на предмет соответствия законодательной системе Евросоюза. Аналитики Европарламента указывают в докладе на то, что в парламенте имеется большое количество законопроектов, направленных на евроинтеграцию (57), которые при этом продвигаются в бюрократической системе Рады очень медленно — в среднем введение новых каких-то институтов или практик требует до 2 лет.

В четвёртых, Европарламент обращает внимание на тот факт, что и Украина, и Евросоюз находятся в центре "растущего популизма" и "российской кампании по дезинформации", — предлагается наладить более тесные контакты между Еврокомиссией и украинскими профильными структурами по противодействию российской пропаганде, причём ключевой точкой координации усилий должна стать Миссия (посольство) Евросоюза на Украине.

В докладе также приведены расчёты по дальнейшему финансовому содействию Украине со стороны Европейского союза на период 2018–2020 годов. Так, на укрепление государственных институтов и верховенства права предлагается выделить от 108,45 до 132,55 миллиона евро, на укрепление экономического развития и содействие улучшению бизнес-климата предлагается направить сумму от 86,76 до 106,04 миллиона евро. Ещё от 65,07 до 79,53 миллиона евро будет выделено ЕС на вопросы противодействия изменению климата, энергоэффективность и охрану окружающей среды, а от 65,07 до 79,53 пойдёт на различные проекты по социальной инклюзивности и мобильности населения. Из этих цифр наглядно видно, что Евросоюз не предпринимает никаких реальных системных финансово-экономических мер по развитию местной экономики и социальной сферы — большая часть расходных статей касается крайне узких, сегментированных областей и не способны повлиять на общее положение в стране.

<p>Участники акции сельхозработников у здания Верховной рады Украины в Киеве. Фото: © РИА Новости / Алексей Вовк</p>

Следует отметить, что ранее в Европарламенте указывали на то, что Киев так и не смог достичь прогресса в защите прав человека и верховенства закона в стране.

Другим трудным и противоречивым вопросом для Украины остаётся ратификация Римского статута, который признаёт юрисдикцию Международного уголовного суда над Украиной. Киев подписал Римский статут ещё в 2000 году, однако так до сих пор его не ратифицировал, чего требуют разного рода организации гражданского общества в стране, документирующие преступления. У Венецианской комиссии и Совета Европы имеются большое сомнение в правомерности статьи 7-й Закона об образовании Украины, которая фактически ликвидирует среднее и высшее образование на языках национальных меньшинств и дискриминирует общины венгров, румын, поляков и болгар. В докладе указывается на тот факт, что "темп демократических реформ" существенно тормозится инерцией государственной бюрократии, а участие гражданского общества в совместном с ЕС процессе диалога по правам человека формально и сводится лишь к предварительным консультациям.

Также государство преследует отдельных гражданских активистов и стремится существенно ограничить деятельность антикоррупционных НКО — так, в частности, приводятся примеры поправок в статью 3 Закона о предотвращении коррупции, а также законопроект № 6674, внесённый администрацией президента Порошенко, которые предполагают более строгий контроль за деятельностью НКО, полное раскрытие субподрядчиков, источников финансирования, предоставление отчётов о работе сотрудников НКО, а также раскрытие их в случае поздней подачи отчётности (чего раньше в украинской практике никогда не было).

В исследовании Европарламента отмечается также и то, что "власти Украины систематически используют военные действия как оправдание нарушения прав человека вне зоны АТО", причём отдельной большой проблемой, по мнению аналитиков Европейского парламента, являются нарушения прав временно перемещённых лиц и тех граждан Украины, что проживают в так называемой серой зоне на линии соприкосновения между Вооружёнными силами Украины и ополчением Донбасса и Луганска.

В докладе констатируется, что у жителей почти 72 населённых пунктов нет фактически доступа к элементарным благам, отсутствует отопление и канализация, электричество поступает с перебоями, они находятся под постоянной угрозой артиллерийских обстрелов с той или иной стороны конфликта. Также в качестве одной из системных проблем в вопросе соблюдения прав человека на юго-востоке страны назван вопрос выплаты пенсий тем гражданам, что проживают на неподконтрольных официальному Киеву территориях, — люди вынуждены регистрироваться по новому месту жительства, и их отсутствие там служит основанием для отказа в выплате пенсий.

<p>Фото: © AP Photo/Evgeniy Maloletka</p>

Впрочем, всё это не мешает киевским политикам, и президенту Порошенко в частности, постоянно утверждать, что вопрос вступления Украины в ЕС и НАТО является вопросом нескольких лет — что, очевидно, является подтасовкой фактов и заведомой ложью собственному электорату. Невозможность присоединения Украины к евроатлантическим структурам неоднократно озвучивалась на высшем уровне практически всеми высокопоставленными европейскими функционерами.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×