Ереванский пазл: кто, как и зачем собрался свергать власть в Армении
Не успел мир перевести дух после попытки военного переворота в Турции, как в Армении представители радикальной оппозиции захватили заложников в полицейском участке в Ереване.
Фото: © РИА Новости /Кирилл Каллиников,Артур Есаянц/Sputnik
На фоне кровавого теракта в Ницце и попытки военного переворота в Турции новости о захвате полицейского участка в ереванском квартале Эребуни прозвучали очередным предупреждением относительно хрупкости и уязвимости государственных институтов в странах постсоветского пространства и существенных рисков дестабилизации, которым эти государства подвержены.
Как это было
Сегодня утром в Ереване сторонники внесистемной оппозиционной организации "Учредительный парламент" захватили полицейский участок и заявили о начале военного переворота. Интересно, что сообщить о "восстании" мятежникам пришлось через соцсеть Facebook: лишь после того, как пресс-секретарь организации Варужан Аветисян написал о захвате заложников, СМИ обратили внимание на происходящее в Ереване. Сами жители города не заметили ничего необычного: по крайней мере, местные политологи заявили, что узнали новость о мятеже из сообщений новостных агентств.
Как отмечалось в сообщении Аветисяна, цель мятежников — "изменить обстановку в Армении" при помощи "вооружённого восстания".
— Мы уже захватили одну из основных баз полиции в Ереване и контролируем квартал Эребуни, — утверждали они. В заложниках оказались около 8 полицейских во главе с заместителем начальника полиции Еревана Валерием Осипяном.
Радикалы также потребовали выпустить на волю задержанного 20 июня координатора оппозиционной гражданской инициативы "Учредительный парламент" Жирайра Сефиляна, который был недавно задержан по обвинению в незаконном приобретении и хранении оружия, и других его сподвижников. По данным полиции, он планировал вооружённый захват СМИ и административных зданий.
На момент публикации сотрудники правоохранительных органов приступили к спецоперации по освобождению захваченных в пункте полиции заложников.
Кто организовал "восстание"?
Проблематика противостояния оппозиции и властей в Армении в первую очередь проистекает из неравномерности представительства различных внутриэлитных групп в системе принятия решений по ключевым социально-политическим направлениям развития страны. В Армении действует довольно сплочённая и политически радикализированная группа политиков, ориентирующихся на ветеранов войны в Нагорном Карабахе и на те группы населения, что им в той или иной мере симпатизируют.
Говоря о формальных организаторах захвата полицейского участка в Эребуни, нельзя обойти вниманием движение радикальной армянской оппозиции "Учредительный парламент", которое, собственно, и требует освобождения Жирайра Сефиляна, а также лидера партии "Цегакрон" Шанта Арутюняна и ветерана карабахской войны Володю Аветисяна, которые были приговорены армянскими судами к различным срокам заключения.
Организация "Учредительный парламент" была основана в феврале 2015 года как коалиция различных несистемных политических организаций Армении и, по сути, в идеале должна была реализовывать стратегию постепенного перехвата власти в стране путём создания параллельных управленческих и законодательных структур.
О том, что представляла из себя политическая платформа "Учредительного парламента", можно сделать вывод на основании их политического манифеста, в котором, в частности, заявлялось о том, что "Учредительное собрание" является альтернативным органом, имеющим целью представлять волю народа, который с момента своего создания берёт на себя ответственность за создание движимой национальными интересами государственной системы управления, демократического государства, за присоединение де-юре Арцаха к Армении и за организацию переходного периода для деколонизации страны.
Сам же будущий лидер учредительных парламентариев Сефилян вместе с соратниками имеет давнюю историю проблем с законом и правоохранительными органами. Так, ещё 10 декабря 2006 года Сефилян вместе с Варданом Малхасяном был арестован по обвинению в публичных призывах к насильственной смене конституционного порядка и осуждён за незаконное хранение оружия на полтора года.
В июне 2008 года он вышел на свободу. А уже через пару месяцев после объявления о создании "Учредительного парламента" в апреле 2015 года Сефилян и ещё четверо членов возглавляемого им движения были задержаны и арестованы на два месяца. Им были предъявлены обвинения в подготовке массовых беспорядков в Армении 24 апреля, в День поминовения жертв геноцида армян. Организация массовых беспорядков именно в день памяти жертв геноцида, на самом деле, была вовсе не таким уж и неожиданным делом — ещё с 2013 года несистемная оппозиция в Армении анонсировала проведение так называемой акции "100-летие без режима", в рамках которой предполагалось свергнуть власть именно к круглой дате.
Что же вызвало срыв ситуации в вооружённое противостояние? Сефилян был в очередной раз задержан властями 20 июня уже этого года и задержан по крайне тяжелому обвинению — ему инкриминировали незаконное приобретение, хранение и перевозку группой лиц оружия, причём, согласно данным Следственного комитета Армении, всё это вооружение группа Сефиляна планировала задействовать в акциях по захвату органов власти и телекоммуникационных узлов, в частности, телевизионной башни в Ереване. Очевидно, что, сорвав на каком-то этапе планы заговорщиков, правоохранительные органы смогли обезвредить не всех сторонников Сефиляна.
И тут необходимо отметить удивительную согласованность событий во всём регионе, а также фактов внешнего вмешательства, о чём, в частности, говорит заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров:
— Тут не обошлось без внешнего толчка. Вполне возможно, что внешним толчком явились события в Турции, где вооружённым путём пытались взять власть, и я думаю, что отчасти это как-то психологически повлияло на этих людей. Они увидели, что так можно. С другой стороны, не исключено, что кто-то из этих людей — может быть, не из самих непосредственных участников захвата, а тех, кто с ними связан — и имеет, в свою очередь, связь с западными спецслужбами. То есть вполне возможно, что драматический провал турецкого путча поставил американские спецслужбы в довольно-таки деликатное и неудобное положение перед своим собственным начальством. Неслучайно Обама проводил экстренное заседание Совета национальной безопасности, и там, наверное, звучали оргвыводы соответствующие относительно бездарно осуществлённого путча, и можно допустить, что со стороны среднего звена американских спецслужб была отчаянная попытка переломить ситуацию, — отмечает эксперт.
Иностранная "помощь"
Следует отметить тот факт, что почти год назад армянская оппозиция уже пыталась раскачать ситуацию в стране, устроив так называемый электромайдан — протесты против повышения цен на электроэнергию, рост тарифов на которую составил 17%. Вопрос о том, кто и почему в бизнес-структурах решил настолько кардинально поднять цены, а во власти — одобрить повышение, требует отдельного разговора, но факт остаётся фактом, это послужило спусковым крючком массовых выступлений.
Тогда в Ереван активнейшим образом наведывалась небезызвестная помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, а американский посол в Армении Ричард Миллс активнейшим образом комментировал события, причём в исключительно негативном для властей тоне, постоянно указывая на необходимость соблюдения прав перекрывающих транспортные магистрали столицы участников митинга.
Как и в других странах, американцы использовали и используют в Армении мягкую силу — НКО и оппозиционные партии. Так армянские НКО поддерживаются ведущими американскими и европейскими фондами, в числе которых запрещённая в РФ организация USAID и известные антироссийскими проектами Национальный и Европейский фонды поддержки демократии (NED и EED).
NED, согласно официальным отчётам 2015 года, выделил 1,1 млн долларов армянским НКО "на продвижение демократии" и на создание новых "независимых" СМИ. Около десятка информационных изданий, получая американские гранты, пытаются очернить Россию: например армянские СМИ указывают, что Россия поддерживает Баку. Как уже сообщал Лайф, "независимые" журналисты Армении, согласно отчёту NED 2015 года, получили 146,9 тыс. долларов на ежедневное освещение событий внутри республики и за её пределами. Например, в числе грантополучателей значится издание Hetq.
Однако одними — пускай и весьма финансово мотивированными — журналистами власть в стране не поменяешь — и тут на авансцену выходят всё те же "независимые" неправительственные организации. Упоминавшийся уже Национальный демократический фонд (NED) на Армению выделил 273 тыс. долларов на интенсивный курс для активистов, предполагающий по окончании "практические занятия".
Так Союз информированных граждан получил 39 тыс. долларов на подготовку исследований и дебатов. Организация должна была проанализировать необходимость вступления Армении в ЕАЭС, в частности, "сосредоточив внимание на негативных последствиях" для республики. Как отмечается в отчёте NED, грантополучатели должны были обозначить, что ЕАЭС негативно повлиял "на демократическое развитие и геополитическую безопасность страны".
О стратегических целях по дестабилизации всего региона Закавказья и Армении как форпоста интеграционных объединений, возглавляемых Россией, говорит и директор Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
— Поскольку Армения является одним из стратегических партнёров Российской Федерации. Предполагалось, что всё может закончиться ереванским подобием Майдана, но тогда процесс не задался. Необходимо отметить, что на фоне ухудшающейся социально-экономической обстановки в странах СНГ и Армении, в частности, оппозиция начинает активизироваться. Отчасти нынешние события опосредованно связаны с ростом неопределенности во всём регионе на фоне событий в Турции и Сирии. И Москву пытаются прощупать через разные направления. В том числе и посредством недавнего обострения в Карабахе, которое инспирировалось Турцией и отчасти США. И сегодняшние события также вполне вероятно вызваны попыткой продавить Россию на закавказском направлении и показать, что у нас тут слабые позиции, — указывает политолог Дмитрий Абзалов.
В целом же при анализе уровня подготовки действий мятежников возникают большие вопросы относительно проработанности плана "вооружённого переворота".
Почему удар нанесён в одном, пусть и важном с точки зрения тактики, месте, а не атакованы несколько военных объектов в разных частях страны, что способствовало бы распылению сил правоохранительных органов? Почему не захвачены ключевые средства массовой информации или хотя бы не прервана их работа? Почему мятежники сидят на месте, позволяя подтянуть силы, вместо того чтобы активно маневрировать и наносить удары в разных местах? Ведь не могут же засевшие в полицейском участке в Эребуни люди не понимать, что никто по их требованию Сефиляна не освободит, а само здание будет штурмоваться силами спецподразделений.
Создаётся впечатление, что акция с захватом полицейского участка является составной частью некоего более обширного плана по дестабилизации обстановки в Армении. Вынуждая власти страны провести силовую операцию, мятежники, как ни странно, вполне могут играть в старую политическую игру под названием "Сакрализуй жертву". При проведении штурма неизбежно будут раненые и погибшие, а с учётом того, что мятежники представляют ветеранов карабахской войны, людей, которые пользуются безусловным доверием армянского общества, силовая акция может больно ударить по репутации правящей элиты и негативно сказаться на ближайших парламентских выборах в Армении.
А они крайне важны, так как, согласно конституционной реформе, продвигаемой президентом Сержем Саргсяном, страна переходит к парламентской форме правления, в которой именно от партий и формируемого ими кабинета будет зависеть внешне- и внутриполитический курс страны. И в этой связи нельзя исключать того, что мы сейчас видим искусно разыгрываемую политическую провокацию, направленную на делегитимизацию власти и формирование в обществе базы для будущей реальной смены режима.