Регион

Уведомления отключены

1 августа 2016, 08:00

Агитационная пора: как партии работают с избирателем в "поле"

Фото: © РИА Новости /Павел Лисицын

Фото: © РИА Новости /Павел Лисицын

В России началась жаркая агитационная пора. Партии, желающие принять участие в выборах, уже выдвинули своих кандидатов, зарегистрировали федеральные списки и одномандатников  в Центральной избирательной комиссии и приступили к борьбе за необходимые для прохождения в Госдуму 5% голосов избирателей.

Несмотря на то что каждая кампания кандидатов исключительно индивидуальна и к той или иной электоральной группе нужен свой подход, как отмечают эксперты, первоочерёдная задача в агитационный период у партий одна — это встречи с избирателями. Только так, по мнению политологов, можно завоевать расположение электората и получить заветные мандаты.

Стоит отметить, что наличие универсальной стратегии в рамках "полевой" работы кандидатов с населением не существует — каждая партия и кандидат варьируют свои методы агитационного воздействия. Но в целом, как отмечает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Глеб Кузнецов, "если говорить о чём-то похожем на этот универсальный рецепт, то надо идти в народ".

— Нужно много общаться именно с людьми, а не надеяться, что плакатами или роликами можно ситуацию раскатать в свою пользу. Люди соскучились по живому общению с политиками. Выборов в одномандатных округах в Госдуму давно не было, а у людей куча вопросов, людям хочется поговорить, — считает политолог.

По его мнению, именно те кандидаты, которые этот запрос избирателя удовлетворят, и имеют шансы на внимание прессы и определённые электоральные шансы. Также он отметил, что "те люди, которые делают ставку исключительно на медиаметоды ведения избирательной кампании, работают только через телевизор и электронные СМИ и приукрашивают реальное положение в экономике и социальной сфере, не говоря о конкретных проблемах граждан", и имеют мало шансов на успех.

Следуя этой логике, на днях представители партии "Единая Россия" уже заявили о готовности снять с выборов своих наиболее пассивных кандидатов. В случае если претенденты не проводят регулярные встречи с избирателями, недостаточно серьёзно заняты своими предвыборными кампаниями, они рискуют сойти с дистанции.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что это заявление оправданно и выдержано в духе нынешней политики партии по отношению к своим выдвиженцам.

— "Единая Россия" стремилась воспитать, если так можно выразиться, своих кандидатов уже во время праймериз, настаивая на том, чтобы они в обязательном порядке участвовали в дебатах и на том, чтобы не участвующие в дебатах отказывались от выборов. Поэтому первый сигнал был уже тогда, — считает эксперт.

Руководитель центрального исполнительного комитета партии "Единая Россия" Максим Руднев отметил, что общение кандидатов с избирателями началось уже в рамках праймериз.

— Встречи у нас идут не только сейчас, у нас же была процедура предварительного голосования, которая стартовала в феврале. В том числе были дебаты. Там задавались вопросы о наболевшем, — рассказал Руднев.

Вместе с тем, как рассказали в "Единой России", они не придерживаются исключительно традиционного формата встреч с избирателями.

— Форматы совершенно разные, мы не ограничиваем наших кандидатов. Это и встречи с профессиональными коллективами, и один на один. Например, Николай Валуев встречается с избирателями и проводит открытые боксёрские тренировки. Так что у нас формат максимальный и главное — максимально увлечённый и полезный, — рассказал Максим Руднев.

Руководитель ЦИК "Единой России" также отметил, что в каждом регионе "своя специфика" и главное, чтобы люди могли напрямую пообщаться и познакомиться с кандидатом, чтобы донести друг до друга свои идеи и проблемы.

— Вопросы задают разные: где-то люди говорят про здравоохранение, где-то об образовании, где-то про дороги, ЖКХ. Тема экономики — безусловно, тема безопасности людей волнует. Страна большая, люди разные, — сказал Руднев.

Между тем в ЛДПР солидарны с тезисом о том, что в России крайне разнообразные социально-экономические условия и огромная по своим масштабам территория, что, в свою очередь, диктует необходимость различных политтехнологических и содержательных подходов при ведении избирательной кампании. Именно поэтому, а также с учётом нарастающего присутствия современного избирателя на различных онлайн-площадках в партии решили проводить помимо традиционных живых встреч онлайн-трансляции.

— Мы уже организовывали онлайн-конференцию с 15 субъектами и будем проводить ещё подобные мероприятия через Интернет. Такие "встречи" более результативные, потому что на встречу в обычном понимании приходит до 500 человек, не больше, а когда вы выходите в Интернет, помимо тех, с кем вы непосредственно общаетесь, очень много людей, которые просто подключаются в ходе конференции. Они смотрят, слушают, может, не принимают участия в дискуссии, но они обращают на это внимание. Аудитория Интернета сопоставима с аудиторией федеральных каналов, — заявил заместитель председателя ЛДПР депутат Госдумы Игорь Лебедев.

При этом, как рассказал Лебедев, чаще всего офлайн-встречи проходят "в каком-нибудь доме культуры или местном клубе".

— Народу собирается, к сожалению, не очень много, в среднем от 100 до 500 человек. Ну, это и понятно, лето. Но люди приходят, задают вопросы, идёт живая дискуссия. 99% вопросов касаются непосредственно местной ситуации, вот дорога в нашем посёлке, школа, продукты. То есть людей не интересует ни Сирия, ни Украина, ни НАТО, ни Олимпиада, людей интересуют вопросы, непосредственно связанные с их каждодневной жизнью, в том числе зарплаты и пенсии, — заявил зампред ЛДПР.

По мнению политолога Ростислава Туровского, встречи должны проходить именно с теми целевыми аудиториями, на которые работает конкретный претендент.

— Если у кандидата есть чёткая позиция, то он представляет, с кем он работает, поэтому выступать нужно именно с тем месседжем, который адресован конкретно данной аудитории, — считает Туровский.

Именно об этом и заявили в Партии роста, возглавляемой бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.

— У нас идёт фокус на нашу целевую аудиторию — это молодёжь, люди от 18 до 35 лет, и это самозанятые — малый бизнес, те, за чьи интересы мы боремся, их стараемся и собирать, — рассказали в пресс-службе партии.

Так как Партия роста сформировалась относительно недавно, она ещё не может похвастаться каким-то существенным опытом общения с избирателями. Как рассказали в партии, на такой "личный формат" они вышли сравнительно недавно.

— Но могу сказать, что интерес к партии достаточно велик, вопросов острых достаточно много, — рассказала пресс-секретарь партии Екатерина Архангельская. — У нас, например, те мероприятия, что проводит лидер партии Борис Титов, проходят в клубном формате.

Так как в партии ориентируются в первую очередь на молодое поколение, то и формат встреч — "такая свободная форма общения".

— Как правило, это что-то не особенно официозное. Стараемся и площадки такие выбирать — это может быть и кинотеатр, и какой-то предпринимательский дом. Вопрос в том, какая атмосфера создаётся. Нам важно создать атмосферу, в которой избиратели не будут чувствовать себя задавленными, как в Георгиевском зале Кремля.

Кроме того, партия защищает права предпринимателей, поэтому она практикует поездки по рынкам.

Свою нишу заняли и коммунисты. Традиционно в первую очередь они уделяют внимание людям старшего возраста, поэтому большинство встреч кандидаты от КПРФ проводят по месту жительства граждан, во дворах и на открытых пространствах.

— Там на лавочках сидит очень много бабушек и ветеранов. Они с большим интересом участвуют во всех этих мероприятиях и потом, используя устное радио своё, рассказывают, оповещают других жителей, соседей своих, и люди подтягиваются. Вопросов море, такое ощущение, что муниципальные власти фактически не работают, — рассказал депутат ГД от партии КПРФ Вадим Соловьёв.

Он отметил, что самые острые дискуссии разгораются в контексте обсуждения вопросов ЖКХ и капитального ремонта жилого фонда. Несмотря на внешне малоэффективную затрату ресурсов на встречи с избирателями на придомовых территориях, эксперты отмечают тот факт, что в компактных социальных группах зачастую именно представители пожилого поколения оказываются наиболее политически активной прослойкой населения, которая способна транслировать идеи не только коммунистов, но и всех партий, работающих с этой аудиторией, на весь электоральный пласт, в котором они находятся, — тут начинают работать знакомые всем политтехнологам принципы сарафанного радио.

В партии "Справедливая Россия" согласились с оценками коммунистов и также полагают, что нет продуктивнее способа работы с избирателями, чем встречи во дворах.

— Лучшего способа, чем прийти к избирателю к дому, в подъезд, наверное, и нет. Это наиболее оптимальная работа, когда мы не приглашаем прийти к нам, а сами, как говорится, отрываем свою "пятую точку" и идём к людям. Когда они находятся в своей обстановке, им легче рассказать о своих проблемах, а нам легче объяснить, чем мы сможем им помочь, — заявил глава центрального аппарата партии Руслан Татаринов.

Татаринов заявил, что сейчас избиратель уже довольно искушён в политических вопросах и вполне представляет "ответственность Думы, полномочия и её компетенцию". Поэтому, как считает Татаринов, избирателю нужен диалог, в котором партия презентует основные свои цели, отчитается о работе, о том, как голосовала фракция в Госдуме, как реагировала на решения правительства.

Также он отметил, что, несмотря на то что чаще люди поднимают темы ЖКХ, роста цен на различные категории товаров и услуг, качества здравоохранения, в том числе и проблематику нехватки поликлиник, они всё-таки озабочены "не только текущими проблемами, их волнуют и вопросы международной политики".

— Очень поддерживают шаги по кадровому оздоровлению в стране. Очень достойные вопросы по части помощи Донбассу, звучат благодарности по присоединению Крыма, — говорит высокопоставленный справедросс.

А вот в партии "Яблоко" отметили, что людей в первую очередь "волнуют их личные проблемы, то, с чем они сталкиваются каждый день". Но своей главной задачей при общении с избирателями в партии считают необходимость "донести до людей то, что партия отстаивает их интересы".

— Мы думаем о людях и помогаем им вне зависимости от того, находимся мы в парламенте или нет, — заявил член федерального политического комитета партии Лев Шлосберг.

Он считает, что кандидатам для начала необходимо восполнить тот дефицит информации о партии, который возник в связи с малой представленностью "Яблока" в региональной и федеральной медиаповестке.

— Одна из самых главных наших задач — подтвердить людям, что мы есть, объяснить, что мы работаем и у нас есть депутаты по всей стране. Тогда люди понимают, что мы в курсе, чем они живут, что у них болит, чего они хотят, что мы не от них узнаём новости, что мы знаем, что происходит, — отметил Шлосберг.

Кроме того, он заявил, что главный вопрос в политике — это атмосфера доверия.

— Доверие — это очень личное чувство, оно не возникает в стадном режиме. Вот чем мы сейчас заняты.

Встречи "в классическом понимании" не проводили и в партии "Родина". Как рассказали в пресс-службе председателя "Родины" Алексея Журавлёва, в партии "начали с того, что стали работать с сельскими районами".

— Ездим, встречаемся с людьми. Например, у нас планируется областной слёт сельских библиотек. Планируем пригласить на это мероприятие писателя Александра Проханова, который бы и книги свои презентовал, и пообщался с интеллигенцией. Нам представляется это важным.

Однако политолог Ростислав Туровский считает, что проводить такие встречи нецелесообразно.

— Приглашать в библиотеки, приглашать медийных людей — это неэффективная практика, потому что встречаться нужно лично самому кандидату, либо его непосредственной команде, либо его агитаторам. Что касается других медийных персон, если кандидат будет ссылаться на их поддержку, то это сработает нормально и эффективно. А растрачивать ресурс медийной фигуры на компактные встречи с избирателями большого смысла нет.

Как отметил политолог, эксперт в сфере избирательных технологий Глеб Кузнецов, встречи с избирателями — это то, чем реально должны заниматься партии. Он считает, что нужно использовать любую возможность для общения с гражданами, а не только "встречи" в традиционном варианте, от которых "отдаёт советской политической парадигмой".

— Общение с избирателями должно проходить в любом формате. Ехал, остановился, вышел из машины купить сигареты, поговорил с продавщицей в магазине и двумя посетителями этого магазина — вот уже встреча, — считает Кузнецов.

Но при этом политологи считают, что проводить концерты или увеселительные мероприятия не имеет большого технологического смысла и, как правило, не окупает вложенных в это ресурсов.

— Это возможность мобилизовать молодой электорат. Но в таком варианте есть некоторый обман. Поскольку люди придут на концерт, но вынуждены будут перед концертом слушать кандидата, — заявил политолог Ростислав Туровский. — Далеко не факт, что им это понравится и что они вообще будут уделять внимание этому кандидату и тому, о чём он говорит.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров