Борьба в прямом эфире. Как партии будут завоевывать голоса избирателей

Борьба в прямом эфире. Как партии будут завоевывать голоса избирателей

2033

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

В субботу, 20 августа, официально стартовал период предвыборной агитации в СМИ. Он продлится 28 дней, вплоть до дня тишины 17 сентября, когда любая политическая пропаганда запрещена. Эта фаза избирательной кампании считается самой активной, поскольку кандидаты озвучивают свои лозунги для максимально широкой аудитории в эфирах теле- и радиопередач и на страницах газет.

Ранее Центризбирком зарегистрировал списки 14 партий, среди которых четыре думские ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия") и десять непарламентских – "Родина", "Яблоко", "Зелёные", Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС), "Партия роста", "Коммунисты России", "Гражданская платформа", ПарНаС, "Патриоты России" и "Гражданская сила". Лайф узнал подробности агитации в СМИ политических партий, не присутствовавших в шестом созыве Госдумы.

Команды на дебаты

Представители всех участвующих в выборах партий могут принять участие в дебатах. Транслировать их будут на пяти телеканалах ("Россия 1", "Россия 24", Первый, "ТВ Центр" и Общественное телевидение России) и трёх радиостанциях ("Маяк", "Радио России" и "Вести FM"). Первые дебаты прошли в понедельник вечером на "России 1", где кандидаты от "Партии роста", "Справедливой России", "Яблока", "Гражданской платформы", "Патриотов России" и ПарНаС обсудили экономическую и финансовую политику, и на "Радио России" — там представители "Родины", РППС и "Единой России" пообщались на тему "WADA — спорт или большая политика".

Ранее секретарь ЦИК Майя Гришина отмечала, что график дебатов текущей предвыборной кампании очень плотный. В некоторые дни партиям придётся принять участие в дискуссиях на пяти разных площадках, поэтому одного представителя от каждой политической силы будет явно недостаточно.

Для участия в дебатах непарламентские партии вынуждены готовить целые команды спикеров. В большинстве случаев в них входят члены общефедеральной части списка. Выбор представителя партии на ту или иную дискуссию зависит от заявленной тематики.

Так, в партии "Родина" группа спикеров, которая примет участие в дискуссиях в СМИ, состоит именно из кандидатов общефедеральной части списка.

— Основными спикерами у нас выступает федеральная десятка: Алексей Журавлёв, Игорь Коротченко, Федор Бирюков, Сергей Бадюк и прочие. Каждый кандидат из этой части списка отвечает за определённое направление, — рассказали в партии. — Мы отправляем кандидатов в зависимости от заявленной темы дебатов. Например, Бадюк у нас отвечает за спорт.

Лидер партии "Коммунисты России" Максим Сурайкин рассказал Лайфу, что основным спикером будет выступать он сам, а вместе с ним — члены федерального списка партии, всего 9 человек.

— В первую очередь я сам как первый номер списка. Также мой первый заместитель Руслан Хугаев, лидер "Атеистов России" Илья Ульянов, лидер "Коммунистов Петербурга" Сергей Малинкович и остальные члены общефедеральной части списка. Также наши кандидаты будут участвовать и в региональных дебатах, — рассказал он. — Ну а тематикой прежде всего будет разъяснение нашей политической программы, "10 сталинских ударов по капитализму". Это темы, связанные с возвращением нашей страны к социалистической системе экономики, национализации всех добывающих предприятий, бесплатной медицине и образованию, а также с резким повышением пенсий и зарплат.

Сурайкин отметил, что ближайшие дебаты с участием представителей его партии будут на следующей неделе.

В пресс-службе партии "Гражданская платформа" отметили, что их кандидаты примут участие во всех дебатах на федеральных и региональных радиостанциях и телеканалах.

— На общероссийском уровне основными спикерами выступит федеральная тройка партии: председатель Федерального политкомитета "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов, ветеран группы "Альфа" ФСБ России Сергей Милицкий и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. Также в дебатах планируется участие секретаря Федерального политкомитета Валерия Вакарюка, — рассказали в пресс-службе.

Заместитель председателя Российской партии пенсионеров за справедливость Владимир Ворожцов рассказал, что от их партии и в региональных, и в федеральных дебатах будут участвовать самые сильные кандидаты.

— У нас достаточно яркий и сильный список, особенно в регионах, поэтому там многие кандидаты участвуют в дебатах. По Москве тоже многие дискутируют, например, Андрей Широков, возглавляющий московский список. В дебатах будут участвовать и представители федеральной части списка. Но основными спикерами партии на федеральных каналах будут председатель центрального совета РППС Владимир Бураков и его заместители — я и Андрей Широков. В зависимости от тематики могут быть ещё какие-то профильные кандидаты, — сказал он.

Схожая ситуация с участниками дебатов и в партии "Яблоко".

— Решение о спикерах принималось коллегиально. В дебатах будут участвовать кандидаты из федеральной десятки, всего 5—6 человек, скорее всего. Но вообще, всё будет зависеть от темы, этот вопрос, возможно, в каких-то случаях будет решаться оперативно, — объяснили в пресс-службе партии.

Представлять "Гражданскую силу" на дебатах в СМИ также будут кандидаты из федеральной части списка, об этом рассказал лидер партии Кирилл Быканин.

— В дебатах будут участвовать кандидаты от федеральной части списка. Поскольку там у нас представлены общественные деятели, тема дискуссии и будет определять её участника. То есть если это спорт, то участвовать будет Всеволод Алексеев, председатель Объединения спортивных болельщиков. Если это качество дорог, инфраструктура, то на дебаты пойдёт Дмитрий Чугунов, руководитель "Стопхама", — сказал Быканин. — Всего у нас планируется девять спикеров по числу членов общефедеральной части списка.

В "Партии роста" рассказали, что окончательного списка спикеров у них ещё нет, поскольку не все каналы предоставили списки тем.

— Но вообще, у нас 17 ключевых кандидатов, которые, как мы рассчитываем, будут участвовать в дебатах. Это первая тройка — Борис Титов, Оксана Дмитриева и Дмитрий Потапенко. Ещё среди предполагаемых спикеров — Ирина Хакамада, Сергей Станкевич, Олег Николаев, Дмитрий Мариничев, Борис Надеждин и ещё ряд людей. Кто конкретно пойдёт на какие дебаты, будет зависеть от темы и графика кандидатов, — рассказали в пресс-службе партии. — В понедельник, например, участвовала Оксана Дмитриева, во вторник — Сергей Станкевич и Иван Стариков.

В экологической партии "Зелёные" также сказали, что полного списка кандидатов, участвующих в дебатах, ещё нет.

— Практически во всех дискуссиях на этой неделе будет принимать участие Олег Митволь. Насчёт дальнейших сложно сказать, всё будет зависеть от темы дебатов, — отметили в партии.

— Насчёт спикеров сложно сказать в полном объёме. В понедельник на ВГТРК участвовал лидер партии Геннадий Семигин, во вторник — генерал-лейтенант Игорь Куринной. Будет участвовать руководитель исполкома партии Надежда Корнеева и практически все из первой десятки, — рассказали в партии "Патриоты России". 

Получить оперативный комментарий по этому вопросу от партии ПарНаС не удалось.

Профессор НИУ—ВШЭ Олег Матвейчев, несмотря на начало активной фазы предвыборной агитации, смотрит на шансы малых партии пройти в Госдуму весьма пессимистично.

— Непарламентские партии сейчас уже практически ничего не в состоянии изменить. Им нужно было начинать минимум за полгода до этого, когда они приняли для себя решение участвовать в выборах. Тогда нужно было работать в "чистом поле", занимать нишу в эфирах и в Интернете. Сейчас они уже просто не смогут соперничать с парламентскими партиями, которые также проводят агитацию, — говорит он. — В дебатах будут участвовать по 6—7 человек, агитационных роликов тоже будет много — партии будут теряться на общем фоне.

Агитационный час

Бесплатное эфирное время для агитационных видеороликов партий предоставляют те же телеканалы, которые занимаются трансляцией дебатов. В этом году его объём значительно увеличился по сравнению с прошлой избирательной кампанией: каждый канал выделяет на период агитации один час для каждой из 14 зарегистрированных партий. При этом бесплатное эфирное время предоставляется только в будни, за трансляцию видеороликов в субботу и воскресенье партиям придётся платить.

Для агитационных роликов телеканалы выделили временные интервалы, в рамках которых будет идти трансляция видеоматериалов длительностью от 30 до 60 секунд. У каждой партии есть свой график, нарушать который запрещено.

У партии "Гражданская платформа" основной агитационный ролик имеет хронометраж в 30 секунд. На видео представлен лидер партии Рифат Шайхутдинов верхом на коне, перепрыгивающий через препятствия. Он выступает с призывом "Не надо бояться — нужно управлять" и обещает, что "Гражданская платформа" возьмёт любые барьеры. 

Российская экологическая партия "Зелёные" в своём видеоролике использовала анимационное изображение голосов избирателей — в виде фиолетовых существ, похожих на покемонов. Основной упор в 30-секундном ролике сделан на важность каждого голоса.

Российская партия пенсионеров за справедливость также уже запустила в эфир первый агитационный ролик. Как отметили в РППС, планируется выпустить ещё несколько агитационных видеоматериалов — точное число пока не определено.

— Сейчас запущен наш первый агитационный ролик под названием "Сердце в ладони". Он очень простой, в графическом исполнении, с очень простым призывом "Приходи на выборы — голосуй за себя". Это видео будет транслироваться в течение этой недели. По мере развития предвыборной кампании мы планируем запустить ещё несколько роликов, — рассказал зампред РППС Владимир Ворожцов. 

У "Партии роста" сейчас готовы три агитационных видеоролика.

— У нас есть мультфильм с нашими представлениями о том, какой должна быть Госдума. По федеральным каналам транслируют наш презентационный ролик с хронометражем в 15 секунд, в нём участвует федеральная тройка. Ещё есть видео с участием кандидата Потапенко, — рассказали в "Партии роста".  

В партии "Родина" отметили, что подготовлено 8 видеороликов, в каждом из них присутствует один из кандидатов из федеральной части списка.

— Нет роликов только с участием Дениса Панасенко и Михаила Хазина, они не смогли принять участие в съёмках. Но, возможно, видео с ними будет отснято отдельно, — добавили в пресс-службе.

Максим Сурайкин, лидер "Коммунистов России", указал на то, что его партия "коммунистическая, поэтому не имеет финансовых ресурсов". Таким образом, партийцы будут использовать все бесплатные ресурсы, предоставляемые им по закону.

— У нас готовы ролики для телевидения и радио. Там прежде всего положения из нашей программы: вернём социализм, вернём СССР, — добавил Сурайкин. 

А вот партия "Гражданская сила" с выпуском агитационных роликов решила немного повременить, чтобы "не замылить глаза" электорату.

— Агитационных роликов мы пока не выпускаем. Мы отодвинули данное действо на неделю, чтобы более тщательное подготовиться. Да и всё-таки в этом году очень много роликов от различных партий, мы не хотим, чтобы наши избиратели устали, — рассказал лидер партии Кирилл Быканин. 

Не выпустила в эфир своё агитационное видео и партия "Яблоко". В пресс-службе рассказали, что ролики появятся в эфире "ближе к выборам". 

— У нас пока нет опубликованных где-либо роликов. Скорее всего, они появятся в эфире примерно недели за две до выборов. Сейчас точно готовы ролики на 30, 15 и 5 секунд. В них отображены основные позиции нашей предвыборной кампании — что нужно поменять и почему за нас нужно проголосовать, — рассказали в пресс-службе.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что для успешной агитации у непарламентских партий слишком слабый контент.

— Агитация может неплохо увеличить шансы партий на попадание в Госдуму. Но тут нужно смотреть на качество предлагаемого ими контента. И пока не наблюдается качественного контента. Дебаты — дело новое, и многие кандидаты пытаются использовать эту площадку для презентации себя, а не идей политических партий. Возможно, они просто осторожничают и не хотят, чтобы их идеи украли оппоненты. На данном этапе избирательной кампании непарламентские партии выглядят в не очень выгодном свете по сравнению с парламентскими, — говорит эксперт. — Кампании очень сильно напоминают начало 90-х годов. Сейчас политические технологии шагнули далеко вперед, и хотелось бы видеть более достойную избирательную кампанию. 

Политолог Олег Матвейчев считает, что помочь партиям могут только оригинальные идеи, непохожие на других.

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×