Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 сентября 2016, 04:00

Запрещённый приём: как партии используют детей в предвыборной агитации

Согласно требованиям избирательного законодательства, кандидаты не могут использовать детей в качестве объекта предвыборной рекламы. Однако политтехнологи нашли способ обойти закон. Лайф совместно с экспертами решил выяснить, зачем партии используют в агитации детей почти детсадовского возраста, почему они используют труд несовершеннолетних в рамках агитационного периода, а также способен ли образ ребёнка поднять рейтинг кандидата.

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости/Сергей Кузнецов, Александр Мазуркевич

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости/Сергей Кузнецов, Александр Мазуркевич

Дети всегда являлись излюбленным объектом политической рекламы.

— Избиратель любит детей — это беспроигрышный вариант для агитации, — рассказывает директор Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики Андрей Миронов, — он символизирует уверенность в завтрашнем дне. К тому же, он даёт множество манёвров для создания слоганов. Например, "Спасём детей от войны". Политтехнологи всего мира играют на этой теме.

Тем не менее, согласно новым требованиям к материалам предвыборной кампании этого года, кандидатам полностью запрещено привлекать к предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Это касается использования как изображений, так и высказываний детей. Раньше такой запрет уже существовал, но не распространялся на собственных детей кандидата.

Для кого закон не писан

Использование собственных детей, по мнению политтехнолога Андрея Миронова, укрепляет имидж кандидата как человека семейного:

— Это играет ему на руку. Если избиратель видит посыл — который невозможен в наружной рекламе без использования образа ребёнка, — что деятельность кандидата направлена на благо детей, то есть будущего страны, то авторитет такого кандидата повышается в разы.

Так, кандидат-одномандатник Мария Баронова от "Открытой России" размещает в своём "твиттере" видео, на котором её сын помогает ей в предвыборной деятельности. 

Учредитель и член Российской ассоциации политических консультантов Олег Захаров отмечает, что сейчас для агитации нельзя использовать даже собственного ребёнка:

— Пример подобного использования образа ребёнка является нарушением, однако, даже если вслед за этим последует жалоба, Мария Баронова вряд ли получит какое-то серьёзное наказание, которое может повлечь её снятие с выборов. Скорее всего это будет административный штраф. 

Дмитрий Гудков также активно пиарит ролик с участием несовершеннолетнего. На одной из встреч с избирателями 12-летний мальчик спросил кандидата в депутаты Госдумы, боится ли он, что его убьют. Команда "яблочника" тут же сделала из этого ролик. 

 

Политический юрист Олег Захаров считает, что подобные действия кандидата напрямую нарушают норму избирательного закона, а также права ребёнка.

— Такой прецедент на встрече вполне может произойти, однако кандидат не должен использовать даже естественную ситуацию в своих агитационных целях, — рассказывает он, — тот факт, что Дмитрий Гудков специально проецирует и распространяет такой материал в агитационных целях, означает, что он использует несовершеннолетнего в своей предвыборной кампании. 

Дети — способ избежать уголовного наказания?

В соответствии с действующим законодательством к предвыборной агитации запрещается привлекать лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Однако это не мешает партиям предлагать детям работу. 

По мнению Олега Захарова, парламентские партии, которые строят свои агитационные сети профессионально, редко бывают замечены в привлечении к агитации несовершеннолетних. Этим, как он полагает, грешат новички и маленькие партии. 

Однако Лайфу стало известно именно о случаях привлечения несовершеннолетних к агитации за парламентские партии. 

Так, в начале августа "Справедливая Россия" попалась на использовании в своей агитации несовершеннолетних. С такой жалобой в областной избирком обратился житель Кирова. 

 

Также ранее сообщалось, что коммунист Сергей Обухов использовал для своей агитации в Краснодарском крае несовершеннолетних. На фото молодой человек, явно не достигший избирательного возраста, раздаёт его газету.

 

 

Предвыборный юрист Олег Захаров полагает, что причиной "детской" агитации является то, что многие даже социально активные молодые люди не осведомлены в части того, с какого возраста они имеют право работать на выборах, заниматься агитацией. 

Однако, по мнению эксперта, эта тенденция идёт на спад.

— Раньше было много скандалов, когда выявлялись целые сети несовершеннолетних агитаторов, — считает Олег Захаров. — Сейчас таких случаев гораздо меньше. 

Политтехнолог Андрей Миронов полагает, что именно снисходительное отношение закона к несовершеннолетним агитаторам повышает востребованность детей в качестве работников предвыборных кампаний.

— Большинство партий и бригадиров, чтобы не быть привлечёнными к ответственности, используют молодых людей, которым при задержании их полицией грозит в худшем случае, если он достиг 14 лет, лишь административный штраф, — рассказывает эксперт. 

На привлечении к предвыборной агитации несовершеннолетних, как правило, попадаются физические лица, а не партии.

— Прямые договоры между партиями и агитаторами — большая редкость, — рассказывает Лайфу Олег Захаров. — Обычно, когда в штабе происходит набор людей, заключается договор на какое-то конкретное физическое лицо. Чаще это тот человек, который занимается раздачей технического задания и агитационных материалов. 

Таким образом, если подросток укажет на этого человека, то на это лицо будет составлен протокол по статье 5.11 Кодекса об административных правонарушениях. Это влечёт за собой наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц — от двух до трёх тысяч рублей, а на юридических лиц — от двадцати до тридцати тысяч рублей. Так, если несовершеннолетних агитаторов будет несколько, сумма штрафа может оказаться весьма приличной.

Самому подростку, если он не нарушал правил агитации, ничего не грозит. Закон исходит из того, что несовершеннолетний не виноват, так как это его привлекают к агитационной деятельности.

Если же молодой агитатор не сознается и не укажет на лицо, склонившее его к подобной деятельности, а также если он не предоставит разрешение от партии на распространение агитации, то возможно применение к нему санкций. На него будет составлен протокол всё по той же статье 5.11, так как получается, что он похитил или добыл незаконным способом агитационные материалы партии. 

Если же малолетний агитатор будет и вовсе пойман при распространении агитационных материалов с элементами чёрного пиара, то попадёт под ответственность как распространитель незаконной продукции.

— В России такая ответственность наступает с 14 лет. Все, кто старше, понесут административное наказание, — подчёркивает Олег Захаров. — Однако и в этом случае ничего трагичного нет: через год наказание будет аннулировано. 

Маленькие хитрости

По мнению политолога Андрея Миронова, любой технолог может с лёгкостью обойти этот закон, чтобы получить желаемый эффект, нарисовав шарж.

Так, в ряде регионов КПРФ используют плакат с образом школьницы, которая ко всему прочему ещё и развёрнута к избирателю спиной.

 

 

В Орловской области на них даже подали жалобу, однако избирком её не удовлетворил.

И это неудивительно, ведь в действиях партии, согласно новым требованиям, нет никаких нарушений: Центральная избирательная комиссия России разрешила использовать в агитации изображения физических лиц. Об этом заявила секретарь ЦИК Майя Гришина.

— Рисунки, компьютерные персонажи, иные художественные объекты, вымышленные персонажи (в том числе те, создание которых было основано на реально существующих или существовавших в прошлом личностях) не относятся к изображению физических лиц по смыслу законодательства Российской Федерации о выборах, — отметила высокопоставленный представитель ЦИК.

А Дмитрий Гудков даже поместил своего ребёнка на агитационный календарь. 

 

При этом, как замечает эксперт Олег Захаров, и он не нарушил закона:

— Этот закон защищает право ребёнка на личную жизнь. Если же ребёнок не установлен, а на календаре он изображён спиной — то права защищены. Такой приём активно сейчас используется. Это не является основанием для применения каких-либо санкций. 

Правда, и здесь есть лазейка. Если выяснится, что это изображение представляет какого-то конкретного ребёнка и его родители напишут жалобу, — материал партии будет признан незаконным. Это, в свою очередь, уже грозит снятием с выборов.

— Наиболее удачными в плане обхода закона являются обезличенные изображения, как у Партии роста, — добавляет политический юрист. — Это самый безопасный вариант. За него партия гарантированно не понесёт ответственности.

Дальше всего по этому пути продвинулись депутаты от "Единой России" Николай Демкин и Михаил Черепанов, пригласившие для своей агитации среди детей Свинку Пеппу и Фиксика.  

Ведущие в этих образах агитировали за двух членов партии в одном из детских садов Перми. Свинка Пеппа и Фиксик рассказывали детям, что кандидаты — волшебники, которые прислали им подарки, и ребята должны их поблагодарить.

Аналогичный случай произошёл, когда Николай Демкин привлёк к своей агитации куклу Клубничку

Однако подобную агитацию кандидаты проводили в ходе праймериз, из чего следует, что они не нарушили избирательный закон.

— Праймериз "Единой России" — внутрипартийное дело, не касающееся избирательного процесса. К тому же, такого рода действия проводились вне избирательного срока, — рассказал политтехнолог Андрей Миронов.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров