"Пищевая" агитация: как партии и самовыдвиженцы подкупают избирателя халявой
Путь к сердцу избирателя участники выборов в Госдуму решили проложить через желудок — Лайф разбирался, какими продуктами и напитками кандидаты и их команды готовы покорить сердца граждан.
До главного политического события этой осени осталось меньше недели. По последним данным ВЦИОМ, лидирует в избирательной гонке "Единая Россия", либерал-демократы и КПРФ продолжают бороться за второе место. В вечной политической дилемме — как добавить лишних очков в избирательную копилку — кандидаты в нижнюю палату федерального парламента готовы на всё. Платить деньги или дарить подарки запрещено по закону, поэтому путь к народной любви решили прокладывать через желудки избирателей. Лайф разобрался, какими яствами партии готовы радовать россиян, лишь бы те пришли на участки и отдали свой голос в поддержку той или иной политической силы.
Сладкая политика в Великом Новгороде
Наиболее вкусной, не только с точки зрения политической активности, оказалась кампания в Великом Новгороде. Там неизвестные на автомобилях в стилистике партии "Справедливая Россия" продавали по всему городу сахар по сниженной цене. Всего 99 рублей за 3 килограмма, учитывая, что средняя цена по России за килограмм сахара — 54 рубля.
При этом на все претензии со стороны наблюдателей, мол, как не стыдно так "вкусно подкупать" жителей Великого Новгорода, продавцы всё отрицали и поясняли, что никак не связаны с партией Сергея Миронова. Но те, кто всё-таки купил сахар по "дешёвке", рассказали, что при покупке у людей спрашивали личные данные и место проживания.
Член Общественной палаты РФ и директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев считает, что в дальнейшем агитаторы от "Справедливой России" смогут пойти по всем переписанным адресам, намекая жителям, что голосовать надо за эсеров.
— Совершенно очевидно, что это новые технологии, которые раньше не были использованы. Здесь "Справедливая Россия" ведёт непрямой подкуп избирателей. Ведь там используются элементы оформления "Справедливой России", используется проект "взаимопомощи" эсеров. Логотипа партии нет, но для всех экспертов и избирателей всё очевидно, — говорит член Общественной палаты.
Общественник уже подготовил письмо (есть в распоряжении Лайфа) на имя главы ЦИК Эллы Памфиловой с просьбой разобраться со "справедливыми" продавцами сахара.
На Алтае избирателей балуют напитками
В 4,5 тысячи километров от Великого Новгорода избирателей решили привлекать напитками. Видимо, сказывается удалённость от центра страны и связанная с этим юридическая беспечность кандидатов. Так, в Барнауле жители жаловались, что кандидат-самовыдвиженец, алтайский промышленник Александр Локтев устраивал праздник и раздавал жителям лимонад "Тархун".
Из поступивших жалоб в проект "Карта нарушений на выборах" следует, что в посёлке Комсомольский люди, назвавшие себя представителями кандидата в депутаты ГД от "Единой России" Виктора Зобнева, "приехав на чёрном джипе, споили половину мужского населения посёлка".
— Алкоголь они давали бесплатно, — утверждает наблюдатель с места событий.
В экспертной среде поясняют, что такого рода факты при их подтверждении вполне можно квалифицировать как нарушение порядка агитации. Ведь по сути это "старые добрые" классические технологии по привлечению избирателей через условно "бесплатную" раздачу продуктов, которые были апробированы обеспеченными кандидатами ещё в 90-е годы.
— Они отрабатывались кандидатами, в основном бизнесменами, ещё в 90-е годы. Поскольку сейчас выборы в одномандатных округах вернулись на федеральный уровень, часть кандидатов пытается злоупотреблять старыми практиками, — поясняет вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, добавляя, что крупные партии всё-таки не злоупотребляют такими технологиями.
— Это удел кандидатов-бизнесменов, представляющих мелкие партии, или самовыдвиженцев, — утверждает он.
Щедрые кандидаты распродают продуктовые магазины
В Твери гендиректор частной пивоваренной компании Вадим Дешёвкин ничего не пожалел для своих избирателей. В продуктовом магазине устроил промоакцию "продукты от Дешёвкина". Как отмечают региональные наблюдатели, девушки в футболках, оформленных как агитпродукция кандидата в депутаты ГД Дешёвкина, раздавали специальные листовки. В материалах и аудиорекламе, звучащей в магазине, сообщалось: "Вы можете купить продукты по сниженным ценам от Дешёвкина".
PP>P4P:QP? P8P7P1P8Q P0QP5P;P5P9 P?P>P4 P2P8P4P>P< P0P:QP8P8 "P>Q PP5QP5P2P:P8P=P0". PQ P8P2P5P4P8 P4Q QP7P5P9 P?P>P;QQP8 P?Q P8P8P8P7,P=Q P8 P?Q P>P4QP:QQ P?P> P7P0P=P8P6P5P=P=P>P9 QP5P=P5. pic.twitter.com/bcwuMscn6N
— PQ QQP< PP0P6P5P=P:P>P2 (@Art_Vazhenkov) 27 Agustus 2016
В Нижегородской области от имени очередного кандидата на кресло депутата Госдумы Александра Бочкарева продавали гречку, крупу, продукты питания по символической цене. Как рассказывали очевидцы, продавали товар с машин в разных частях города.
В Ставрополе на жилых домах вместе с плакатом потенциального депутата Жанны Караваевой развесили объявления о том, что будут безвозмездно раздаваться продуктовые наборы — картофель, лук, чеснок.
Исходя из того, какие продукты кандидаты дарят своим избирателям, можно чётко определить, на какой возрастной электорат они делают ставку. Если раздают мороженое, значит, кандидат старается расположить к себе молодую аудиторию. Эксперты отмечают, что такой "натуральный подкуп" особо актуален на фоне сложной экономической ситуации, ведь граждане реагируют не на потенциальные преимущества, а на конкретный товар.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в пример приводит последнюю кампанию на Украине и знаменитый "гречневый" тренд.
— Тогда там людям раздавали гречку. У нас также более 50 процентов бюджета люди тратят на продовольствие и жилищно-коммунальные нужды. Человек сразу видит результат, и у него немедленно выстраивается эмоциональная связь с кандидатом. Но это работает за два-три дня до голосования. Человек-то благодарен, но не факт, что он придёт на избирательный участок, — говорит он. — Деньги обезличенные, а продовольствие персонифицированное. В сложных экономических регионах это распространённая практика.
Абзалов также пояснил, что народную любовь через еду всё-таки больше стараются заполучить в регионах. Для крупных агломераций это не характерно. Кроме того, он отмечает, что такая форма заманивания на выборы работает даже лучше, чем денежный подкуп.
— У нас запрещён подкуп избирателя, но подкупать можно и в натуральной форме. Если человек приходит на избирательный участок, голосует за какого-нибудь кандидата или за партию, потом ему дают продовольственный пакет. Это всё равно расценивается как подкуп избирателя. Он получил его не за то, что он просто избиратель, а за то, что голосовал, — добавил Абзалов.