Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
27 октября 2016, 05:30

Туда не ходи, сюда ходи: Польша хочет судить Россию за военные учения

Польские правительственные эксперты утверждают, что военные манёвры России на её же собственной территории вблизи границ со странами НАТО нарушают международное право. Военные учения России оцениваются как "угроза силой". Авторы аналитического доклада также призывают НАТО подготовить перечень действий, которые организация рассматривает как угрозу со стороны России. Этот шаг, по их мнению, окажет сдерживающее влияние на российские власти. Эксперты и политологи подчёркивают: вопрос о проведении военных учений Россией — суверенное право страны, которое не может быть ограничено никакими международными нормами.

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк © flickr.com/Dmitry Dzhus

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк © flickr.com/Dmitry Dzhus

Польский институт международных отношений, который, к слову, финансируется из государственного бюджета и работает в координации с МИД Польши, представил аналитический доклад "Военные учения России и запрет на силовую угрозу" (имеется в распоряжении Лайфа). В нём сказано, что Россия, проводя свои военные манёвры вблизи границ со странами НАТО, нарушает международное право и в соответствии с этим должна понести ответственность.

— Государства — члены НАТО должны совместно оценивать действия России на предмет их соответствия правовому запрещению угрозы применения силы в качестве инструмента внешней политики, — сказано в тексте документа.

Рост напряжённости в отношениях между странами НАТО и Россией в последние годы, по мнению авторов, проявляется в виде спорных решений России по передислокации баллистических ракет ближе к территории НАТО, а также увеличению частоты и масштаба военных манёвров.

— В открытом доступе указано, что количество военнослужащих, участвующих в этих учениях, растёт, что демонстрирует близость этих провокационных действий России в отношении объектов (например, самолётов) и территории членов альянса. Кроме того, это указывает на то, что в арсенале военных учений России присутствуют наступательные элементы, которые предусматривают применение ядерного оружия, — отмечают сотрудники польского правительственного института. — Все эти факторы способствуют атмосфере роста напряжённости. Таким образом, следует поднять вопрос о том, можно ли интерпретировать военные учения России как нарушение международного права, в частности тех его норм, которые запрещают "силовую угрозу".

Аргументация польских экспертов строится на том, что норма об "угрозе силой", которая могла бы распространиться на военные учения, проведённые Россией, содержится во многих положениях хартий международных надгосударственных организаций. В тексте упоминается АСЕАН, Африканский союз и другие организации. Однако, как отмечают авторы доклада, до сих пор этот запрет не был отражён ни в одном международном соглашении, которое бы распространялось на европейский континент. 

Также сотрудники Польского института международных отношений называют ещё два источника, обосновывающих право на возможное наказание России за "провокационные" военные манёвры, — дополнительный протокол к Заключительной хартии ОБСЕ от 1975 года и статья 2 4-го параграфа Устава ООН, которые запрещают применение "угрозы силой". Первый документ, как отмечают создатели, не пользуется статусом нормы международного права. А вот второй содержит обязательство для стран ООН воздерживаться от силовой угрозы:

— Это положение налагает на всех членов ООН обязательство воздерживаться от силовой угрозы, её применения, направленного против территориальной целостности, а также политической независимости любого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Однако эксперты отмечают, что на проявление "угрозы силой" заинтересованные организации отвечают неэффективно.

— Применение силовой угрозы государствами не находит резкого ответа со стороны международных организаций, созданных для защиты мира и безопасности на глобальном или региональном уровне. Они, как правило, становятся предметом их интереса лишь после фактического применения силы, — говорится в документе.

Хорошим примером, по мнению авторов доклада, является нападение Ирака на Кувейт в 1990 году, на которое СБ ООН вовремя не среагировал.

— Совет Безопасности опубликовал свой первый ответ на этот конфликт, только когда иракские силы начали вторжение в Кувейт, — отмечается в докладе.

В поддержку своей идеи о необходимости предотвращать "силовую угрозу" России Польский институт международных отношений приводит пример ещё и судебного иска Никарагуа к США. Тогда Никарагуа обвинило Вашингтон в том, что США нарушают как раз ту самую 2-ю статью 4-го параграфа Устава ООН. Также упоминается прецедент судебной тяжбы между Гайаной и Республикой Суринам от 2007 года. Тогда использование Суринамом судов ВМФ для защиты экономических интересов в океанической зоне было признано Международным судом ООН той самой "угрозой силы".

По мнению экспертов Польского института международных отношений, руководствуясь Уставом ООН, Международный суд вряд ли расценит текущие российские военные учения как "угрозу силой". А всё, по их мнению, из-за расплывчатого и недостаточного определения этого термина.

— Российские власти намеренно используют в своих интересах слабые стороны международных обязательств, — отмечают польские эксперты. — Россия намеренно разбивает свои крупномасштабные учения на более маленькие, чтобы не информировать НАТО в соответствии с итоговым документом Венской встречи.

В этой связи Польский институт международных отношений просит Организацию Североатлантического договора разработать перечень действий, которые определяют "угрозу силой" и согласно которым можно будет привлечь Россию к ответственности за проведение военных учений на своей территории вблизи стран альянса.

— Для того чтобы ответить на вызовы, связанные с российскими учениями, НАТО должна подготовить и опубликовать перечень действий, которые организация рассматривает как "угрозу силой", противоречащую Уставу ООН, или как злоупотребление политическими обязательствами со стороны России, — добавляют учёные. — Этот шаг может оказать сдерживающее влияние на российские власти, ограничивая их склонность к злоупотреблению неточной формулировкой договоров или соглашений.

Эксперт в области международного права Игорь Барциц отмечает, что "угроза силой" запрещена международным правом. Однако это не относится к учениям отдельного государства, да ещё и на собственной территории. Польша, как считает юрист, в этом случае руководствуется исключительно оценочными суждениями, своими историческими фобиями. Это лишний раз показывает, что они оценивают любые действия России, в том числе и на собственной территории, как угрозу:

— Исходя из такой логики, можно оценить как угрозу и парад 9 мая, и шествие "Бессмертного полка" — и даже итоги выборов в Государственную думу могут быть расценены нашими соседями как проявление политической силы. Но это не отвечает критериям международного права.

Игорь Барциц добавляет, что есть целая правовая база, регулирующая военные учения. Например, соглашения, которые описывают модели поведения стран при проведении учений. Также существуют такие инструменты, как приглашение военных экспертов и атташе, а также уведомление о проведении учений. Эксперт в области международного права отмечает, что Российская Федерация очень внимательно следует этим предписаниям.

По его мнению, обвинения польских правительственных экспертов беспочвенны.

— Россия и мировое сообщество не могут руководствоваться страхами и фобиями Польши при регулировании своей безопасности и обеспечении обороны. То, что для нас является обеспечением обороноспособности, для них — силовая угроза. Однако это лишь оценочные категории, так что в этом вопросе не может быть никаких международно-правовых форм давления, потому что Россия чётко выполняет свои обязательства, — отмечает Игорь Барциц.

Декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатилов также отмечает тот факт, что вопрос о проведении военных учений той или иной страны — вопрос её суверенитета, который не может быть ограничен никакими международными нормами права.

— Поляки в очередной раз пытаются играть международным правом, тем самым забавляя вменяемую часть международной общественности. Никто не может запретить России проводить учения на своей территории — это наше суверенное право, которым мы можем свободно пользоваться, — говорит он. — Польше следует обратить внимание на своих западных партнёров, которые не просто проводят учения, а ведут боевые действия по всему миру. Польша пытается быть в антироссийском тренде, а также лишний раз получить от своих западных хозяев очередной бонус в виде грантов и займов.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров