Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
9 января 2017, 08:00

"Сникерсни", если украинец! Шоколадная экономика России и Украины

Продолжавшийся последние два года экономический кризис, несмотря на постоянное падение доходов у россиян, не смог отучить их от любви к конфетам. В прошлом году россияне "наели" их на $10,3 млрд. Впрочем, речь идёт не столько о шоколадных конфетах, сколько о лакомстве на основе сахара, в кризис низкими ценами всё больше притягивающем сладкоежек. Интересно, что жители Украины ещё больше пристрастились к шоколаду, и, как выяснил Лайф, явно не от хорошей жизни.

Коллаж: © L!FE. Фото: © SERGEI SUPINSKY/EAST NEWS

Коллаж: © L!FE. Фото: © SERGEI SUPINSKY/EAST NEWS

Шоколадные батончики, большие плитки и красивые подарочные коробки с конфетами за последний год потеряли былую популярность у россиян. Вместо подорожавших плиток "Вдохновение" или Milka интерес рядового потребителя заметно сместился к сохранившим сравнительно низкие цены снекам вроде печенья, бисквитов и нешоколадных конфет, утверждают аналитики европейского Euromonitor International, с данными которого удалось ознакомиться Лайфу.

Шоколад запёкся

Основная причина, на которой "прокололись" шоколадные кондитеры, — это цена.

Подорожание какао-бобов, случившееся в начале прошлого года, вкупе с заметно просевшим рублём заставили производителей повышать цены, поясняют европейские аналитики. По их подсчётам, с 2014 года продажи шоколада сократились на 12%, а годовое потребление в расчёте на одного россиянина упало с 5,1 до 4 кг.

Единственная ниша, которая избежала падения, — это шоколад с сюрпризом. За этот период категория шоколадных яиц только подтвердила свою высокую популярность среди российских детей, отразившуюся в 10-процентном росте и в 2015-м, и в 2016 году, — отмечается в исследовании.

Но, как известно, свято место пусто не бывает, так что на смену шоколадным конфетам очень быстро пришли "изделия с добавлением шоколада", как-то: шоколадные бисквиты, печенья в глазури и тому подобные сласти. Аналитики видят в этом чисто ценовые причины: если на инфляции и подорожании зарубежного "сырья" изделия подорожали всего на 11%, а печенье — примерно на 15%, то шоколад стал "увесистее" более чем на четверть. Только за 2015 год шоколад подорожал сразу на 40%, а за прошлый год прибавил ещё около 15%, замечает в разговоре с Лайфом директор Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) Елизавета Никитина.

Это шоковый рост цен для потребителя, я мало могу привести в пример продуктов питания, на которые так скакнули цены. Разница в расчёте на килограмм между шоколадом и тем же печеньем стала просто огромной: если килограмм первого сейчас стоит в районе 800 руб., то второго — всего 150–200 руб., — говорит аналитик. — Естественным образом, интерес потребителя перетёк к продуктам с добавлением шоколада, где шоколада заметно меньше.

Только за 2015 год заработок производителей от продажи конфет в шоколадной глазури, зефира и рулетов, по данным Euromonitor International, вырос на 5–8%, хотя объёмы продаж и упали где-то на 1%. Россияне, кстати, стали четвёртыми в мире после Великобритании, Германии и США по потреблению этого типа сладостей.

Но если потребитель при этом проиграл, то вот производители, как узнал Лайф, не без хитростей подстроились под новые вкусы своих клиентов — и неплохо заработали на этом. По словам Никитиной, около 80% российского рынка держит большая пятёрка — Mars LLC (бренды Mars, M&M’s, Snickers, "Коркунов" и др.), "Мон'дэлис Русь" (Alpen Gold, Milka, TUC и др.), "Ферреро Руссия" (Kinder, Raffaello, Ferrero Roсher и др.), "Объединённые кондитеры" ("Вдохновение", "Алёнка", "Рот Фронт", "Бабаевский" и др.) и Nestlé Россия (Nestle, "Россия — щедрая душа", KitKat и др.).

Снижение себестоимости производства достигалось за счёт разных хитростей и добавок. К примеру, в составе шоколада стало намного чаще появляться печенье и суфле, разные добавки в виде мармелада и драже, иногда суммарно занимая больше 60% веса, — заметила Никитина.

Помогла, кстати, и девальвация рубля: за счёт неё и взрывного интереса со стороны Китая производителям удалось удержать заработки, продолжает Никитина. Последний раз, по данным ФТС, Россия побила экспортный рекорд в октябре, за месяц продав 21,3 тыс. тонн сладостей на $102 млн, за год примерный рост экспорта может составить до 6%. Большая часть конфет ушла в Китай, Казахстан, Белоруссию и Узбекистан.

В этом списке отсутствует Украина, но жители Незалежной, как узнал Лайф, несколько иначе относятся к сладостям, чем это принято в остальном мире.

"Сникерсни" по-украински

К сахарным кондитерским изделиям в Украине относятся как к старомодным, они слабо рекламируются. Украинцы любят побаловать себя, и шоколадные конфеты вполне приемлемый способ это сделать, — пишет Euromonitor International.

Подавляющую часть рынка таких конфет — 51% — занимает, кстати, компания "Рошен" действующего президента Украины Петра Порошенко. Но от этого он едва ли страдает: как на дрожжах растут продажи шоколадок и шоколадных батончиков, заметили аналитики.

С точки зрения размера упаковки многие батончики напоминают даже не просто снек, а полноценную еду, которая пользуется популярностью у местного населения. Украинцы до сих пор воспринимают шоколадные кондитерские изделия как доступную роскошь, которую они могут легко купить, даже если она в принципе не является жизненно необходимой
Исследование Euromonitor International

Чтобы не потерять прибыль, местным производителям приходится всеми возможными способами занижать стоимость своей продукции: к примеру, очень популярны акции и занижение оптовых цен вплоть до порога себестоимости и даже сокращение своего штата сотрудников. Были вопросы и к качеству состава украинских конфет, вспоминает Никитина. По данным европейских аналитиков, порошенковский "Рошен" занимает около 28% рынка, около 16% — за американской Mondelez.

По всей вероятности, тенденция украинского рынка на сохранение низкой стоимости при постоянных сокращениях издержек сохранится, — считают в Euromonitor International.

Всё будет в шоколаде

Россия же, по мнению аналитиков, пойдёт другим путём. Заверим сразу: бояться, что уже через пару-тройку лет шоколад будет продаваться в отдельных пластиковых коробках с "пищалками" по бокам, точно не стоит. По версии всех аналитиков, уже с этого года стоимость шоколадок если и будет расти, то точно не выше общей для продуктовой корзины инфляции (по версии Минфина, кстати, она не будет выше 3–4% в ближайшие два года). С улучшением общей экономической ситуации потребитель вернётся обратно, а "псевдошоколад", вероятно, набранную популярность потеряет.

— До 2021 года продажа сахарных кондитерских изделий, вероятно, будет снижаться на 2% в год, а шоколад, наоборот, увидит рост продаж на 1–7% в год до $18,2 млрд ежегодных заработков к 2019 году, — пишет в своём исследовании MarketLine Research. — А ежегодное потребление шоколада россиянами вновь вернётся к 4,7 кг на человека.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров