Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 января 2017, 07:00

Чьи тролли жирнее: как интернет-анонимусы меняют политическую карту мира

Фото: © EAST NEWS

Фото: © EAST NEWS

На фоне инспирированных в западном политическом и медиасообществе дискуссий о степени участия России в “хакерских атаках” вновь активизировались обвинения в использовании Москвой так называемых бот-сетей для продвижения выгодной идеологической и общественно политической повестки. Лайф разбирался в том, почему именно Россию любят постоянно обвинять в использовании “политических троллей”, почему это не имеет смысла, а также по какой причине обходятся вниманием случаи использования политического комментирования в других странах. 

Обсуждение целенаправленной политической работы в Интернете началось задолго до злополучного для авторитетного германского издания Bild визита в Россию, в ходе которого немецкие журналисты написали, что в России "атмосфера отравлена, повсюду пропаганда, семьи распадаются”, причём государство якобы платит наёмным “троллям” от 640 до 800 рублей в месяц, что считается в России “хорошими деньгами”.

Непонятно кто рассказал иностранным журналистам байку о “хороших деньгах”, однако очевидно, что перманентные разговоры о неких “кремлёвских ботах”, уже стали определённым мейнстримом. И это при том, что если проанализировать политическую активность на ключевых площадках в социальных сетях, то становится понятным, что они в основной своей массе крайне оппозиционны, что в немалой степени обусловлено с одной стороны естественным фоновым негативом по отношению к любым властям со стороны среднестатистического гражданина, а с другой анонимностью (или, по крайней мере, её иллюзией), дающей чувство свободы в высказываниях.

При этом, до недавних пор, российский сегмент Интернета оставался (а по многим показателем и остаётся) одним из наиболее открытых для политических высказываний и критики властей. Обвинения российского государства в спонсировании армии платных политических комментаторов, зародившись в толще российской либеральной оппозиции в качестве ответа на вопрос об их собственных провальных результатах на выборах всех уровней, плавно перекочевали на страницы западных изданий, черпающих свою “аналитику” по ситуации в России из крайне маргинальных и совершенно общественно нерепрезентативных сообществ столичной интеллигенции.

До поры до времени, тем не менее, дело ограничивалось лишь описанием внутрироссийских реалий однако на фоне антироссийской “хакерской” истерии, развернувшейся в Соединённых Штатах и на Западе в целом по итогам победы Трампа в президентской гонке, стали раздаваться голоса о том, что российские “тролли” стали влиять уже собственно на американскую аудиторию.

Проблема данных утверждений заключается в том, что для ведения интернет-дискуссий в англоязычной среде с заданными американскими СМИ параметрами интенсивности не хватило бы никаких ресурсов ни людских, ни кадровых. Нужно иметь сотни, если не тысячи комментаторов, владеющих английским языком на высоком уровне, если не на уровне родной речи (“кривые” фразы и неправильно выстроенная грамматически речь моментально выдаёт заказной комментарий и, соответственно, кардинально нивелирует его содержательную сторону), что подразумевает найм огромного количества людей с подобными навыками, причём платить им пришлось бы “по рынку”, да и подобного рода рекрутинговая кампаний явно  была бы заметна в национальном масштабе и уж тем более её совершенно невозможно было бы скрыть втайне от общественности и журналистов, в том числе и иностранных.

Однако в реальности ничего подобного не происходило. А вот что реально происходило так это платные заказные политические кампании, реализовывавшиеся в других странах, – как Востока, так и Запада, причём порой на крайне масштабном уровне. Для того, чтобы понять уровень проникновения технологий политического “троллизма” в современном мире, стоит посмотреть на ряд наиболее ярких примеров такого рода.

 

Безусловным чемпионом и первопроходцем контролируемого, в том числе и на идеологическом уровне Интернета, является Китайская Народная Республика, в которой помимо всем известного “Великого китайского файервола” работает отлаженная система продвижения проправительственной повестки, силами целого корпуса сотрудников, получивших с лёгкой руки западных репортёров наименование “50-центовой” армии, по размеру выплачиваемого за один позитивный комментарий вознаграждения.

По данным разного рода исследователей, цифра такого рода сотрудников, занимающихся проправительственной пропагандой в КНР может составлять от 300 тысяч до полумиллиона человек, причём, судя по ряду косвенных данных, в процесс их отбора активно включены соответствующие подразделения университетов, а также китайский комсомол и партийные органы. При этом, эксперты отмечают, что в стране происходит постепенный сдвиг от специализированной платной работы в этой сфере к привлечению к ней партийных и государственных служащих на добровольной основе. 

Также платных комментаторов задействует и правительство Мексики, называемые “Пеньяботы”по имени президента страны Энрике Пенья Ньеты в пользу которого они предположительно и работают. Как отмечают наблюдатели, кадры для поддержки мексиканского лидера в Сети скорее всего рекрутируются среди молодёжных подразделений правящей в стране Институционально-революционной партии и включают студентов, а также часть госслужащих. Следует отметить, что аналогичные программы поддержки “политических троллей” имеются в Эквадоре и Венесуэле, причем в интернет-сегменте последней Твиттер даже блокировал порядка 7 тысяч фейковых аккаунтов, поддерживающих правительство и президента Мадуро.

Гораздо серьёзнее дело поставлено в Турции, где правительство осуществляет широкомасштабный контроль за онлайн-активностью граждан, и по разным оценкам задействует до 6 тысяч фейковых аккаунтов для распространения проправительственных точек зрения по тем или иным актуальным вопросам политической повестки.

Не отстают от стран Востока и Латинской Америки и США – в ходе избирательной кампании были зафиксированы целенаправленные попытки продвижения повестки Хиллари Клинтон, эксперты оценивают объём задействованных бот-аккаунтов в размере пяти тысяч. Также в использовании платных комментаторов уличён правоконсервативный Fox News. Довольно примечательно, что  Министерство обороны США несколько лет назад вполне официально запустило программу по социальным медиа в стратегических коммуникациях, в рамках которой не только тестировались алгоритмы распространения “месседжей” в соцсетях, но и осуществлялся найм русскоязычных сотрудников для продвижения американской повестки на площадках социальных медиа. 

Активно пользуется услугами наёмных политических комментаторов и правительство Индии, и правящая “Бхаратия Джана Парти”, в пользу которой работают сотни сотрудников на постоянной основе, занимающиеся продвижением позитивного образа премьер-министра страны Нарендры Моди. На этой почве в Индии даже разгорелся нешуточный скандал, когда один из экс-комментаторов Садхви Хосла выпустил книгу “Я — Тролль” в которой подробно описал механизмы работы индийского “Ольгино”. 

В Евросоюзе, несмотря на конфедеративный и пока еще довольно аморфный характер этого надгосударственного образования, также предпринимаются попытки целенаправленно формировать идеологический фон в соцсетях Европарламент намерен потратить до двух миллионов евро на отслеживание и противодействие “евроскептическим” настроениям, что подразумевает в том числе и найм “консалтинговых” фирм, занимающихся интернет-комментированием.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что практика найма существенных контингентов платных политических комментаторов является для многих западных и восточных стран совершенно обычным явлением, именно там зародилась и получила широкое распространение, по причине роста влияния социальных сетей и политических выгод, которые сулят тем или иным партиям, и политика использования “троллей”. Причём нынешний всплеск ангажированной политической активности в соцсетях является лишь переложением на современный лад старых практик того же митингового клакерства, когда в эпоху расцвета классических массовых политических партий на рубеже 19 — 20 веков тогдашние пропагандисты прибегали к найму платных “профессиональных митингующих”, которые в зависимости от задания руководства могли либо заглушать выступления неугодных ораторов, либо наоборот — поддерживать тех, кто был выгоден или “заказывал”.

Потуги же западных СМИ представить дело таким образом, что Россия заваливает несчастных англосаксов какой-то коварной интернет-пропагандой и вовсе лишены смысла. Как показали и российские события 2011 — 2012 года, и американские акции по типу “Оккупай Уолл-стрит” реальный политический протест имеет мало общего с бурно проистекающими дискуссиями на платформах соцсетей, которые в реальном мире с точки зрения конкретного результата совершенно импотентны.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров