Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 февраля 2017, 05:45

Россия — Белоруссия: на пути к точке невозврата

Фото: © East News © Flickr/Santa Fe/Alan

Фото: © East News © Flickr/Santa Fe/Alan

Александр Лукашенко пожаловался, что Россия ограничивает ввоз белорусских товаров. Лайф разбирался, кто же в Минске производит креветки и голубые сыры, а также что стоит за резкими высказываниями в адрес России белорусского президента.

Запросы Александра Лукашенко как в политической, так и в экономической сфере за последний год значительно выросли. Наблюдая за тем, как Россия укрепляет отношения с партнёрами за рубежом, будь то Китай или Иран, "батька" не желает терять привилегированное место в российской системе внешнеполитических координат и не менее привилегированные условия сотрудничества, полученные им в лихие 90-е, и пытается говорить с Москвой с позиции угроз и шантажа. Лайф выяснял причины "удушения отношений" между Россией и Белоруссией и возможные перспективы. 

По мнению экспертов, основой нынешнего витка кризиса в отношениях между Москвой и Минском в первую очередь стали разногласия по газу и по нефти.

— Это торговая война, которая перебросилась на другие сферы отношений. В данном случае первостепенными оказались экономические разногласия. В последние месяцы были демарши, которые демонстрировали ухудшение отношений: отсутствие Лукашенко на саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге, аресты российских журналистов и угроза депортации гражданина РФ в Азербайджан просто за сам акт посещения Нагорного Карабаха, а также угроза по уголовному делу в отношении главы Россельхознадзора. Символичным было заявление Лукашенко о том, что Украина сейчас воюет за свою независимость. Возникает риск того, что этот фундамент наших отношений может дать трещину, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. 

Эксперт заметил, что есть сферы в российско-белорусских отношениях, которые пока не затрагиваются, — военное сотрудничество и участие Белоруссии в интеграционных объединениях. Отсутствие стремления Белоруссии выйти из состава ЕАЭС и ОДКБ подтверждают и источники Лайфа в органах государственной власти республики. Однако именно эти две сферы являются своего рода точкой невозврата — красной линией для российско-белорусских отношений, переход которой, как отмечает эксперт, будет чреват обрушением фундамента социально-экономической устойчивости самой Белоруссии.

К причинам охлаждения российско-белорусских отношений можно добавить и постоянный транзит европейских товаров в Россию, который российские власти давно просили остановить, чтобы сохранить единение во взглядах перед зарубежными коллегами. В этом контексте интересно рассмотреть некоторые позиции белорусского экспорта за последний год, где значатся как традиционные товары, так и совсем уже заморские создания: 

Первым пунктом на пути к точке невозврата оказались именно эти ставшие тривиальными для товарооборота Белоруссии гастрономические изыски, на которых Минск имел неплохую прибыль, зная любовь русских ко всему европейскому. Позже потребовались и новые скидки на энергоресурсы, несмотря на то что, играя на ценах транзита, Белоруссия неплохо обогащалась, формируя значительную часть бюджета республики.

Один из последних пройдённых пунктов на пути к охлаждению братских отношений — предоставление возможности гражданам 80 государств посещать Белоруссию и, как следствие, Россию. Обеспечение же Россией собственной экономической безопасности и защиты от нежелательных гостей воспринимается в Минске как агрессия.

Для обеспечения своего политического выживания Лукашенко не может позволить себе разорвать союз с Россией и стать заложником Запада, по крайней мере в ближайшей перспективе. Довольно наглядны примеры лидеров, которые стремились к углублению сотрудничества с Западом, но в итоге ничем хорошим это не кончилось. Сам опыт этих лидеров, которых тот же самый Запад и обвинял в создании диктаторских режимов, абсолютно не обнадёживает и нынешних руководителей государств, пытающихся проводить более-менее независимую внешнюю политику.

В этом вопросе есть и другой, не личностный, а государственный контекст. Михаил Ремизов подчёркивает, что социально-экономическая модель Белоруссии слишком сильно завязана на кооперации с российскими компаниями и российскими рынками сбыта, чтобы можно было эти отношения ставить под вопрос. Сюда же можно отнести и сотрудничество по атомной энергетике, в которой так нуждается Белоруссия. Ещё одна область, в которой взаимодействие между нашими странами стало традиционным, — оборонно-промышленная сфера, а также сотрудничество в формате ОДКБ. Большая часть состава Вооружённых сил Белоруссии проходила обучение в российской Академии Генштаба РФ, вооружённые силы республики тесно интегрированы в российские системы противовоздушной и противоракетной обороны.

Но имеется и другая сторона — европейская, которая продолжает активно влиять и на российско-белорусские отношения. Несмотря на то что Лукашенко активно борется с происками западных НКО типа фонда Сороса или более близкими к Белоруссии некоммерческими структурами из Польши и Прибалтики, их деятельность по-прежнему активна — только часть из них имеет филиалы в странах Прибалтики, а часть трудится "в полях", рассказывая населению, как плохо работает "батька".

Местная правящая верхушка находится в одном и том же "коридоре" — балансируя между Россией и Европой при условии сохранения максимальной независимости. Белорусская элита во главе с Лукашенко пытается маневрировать между двумя соседями, так и не делая окончательного выбора, что создаёт предпосылки повторения, с учётом местной специфики, некоего варианта украинских событий, когда прежнее киевское руководство, на словах склоняясь к евразийской интеграции, пыталось играть с Европой в свои игры.

Белоруссия стоит перед выбором — отступиться от своих принципов противопоставления белорусской ментальности западному миру и пойти на поводу у ЕС или же урегулировать все имеющиеся противоречия с Россией, которых стало слишком много для того, чтобы их откладывать. В тактическом плане возникший кризис так или иначе будет решён. Меры, ход которым дала Россия, являются ответными. Они означают отказ Москвы от работы в формате постоянного шантажа и угроз переориентации белорусского государства на Запад, а также стремление усадить Минск за стол переговоров и решить все имеющиеся разногласия в конструктивном ключе.

Однако действия Александра Лукашенко говорят о том, что он хочет форсировать решение ряда вопросов, где главную роль играют финансы. В то же время стремление Лукашенко усилить свои переговорные позиции путём давления могут привести к тупику и к той самой точке невозврата.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar