Минюст вскрыл юридическую безграмотность федеральных ведомств

Минюст вскрыл юридическую безграмотность федеральных ведомств

Фото: © РИА Новости/EAST NEWS

16144
Минюст отвечает за обеспечение прав и свобод граждан России. Именно туда стекается вся документация от всех министерств, где идёт проработка и анализ документов. Но исполнительные органы зачастую халатно относятся к их составлению, из-за чего и тормозится вся "бюрократическая машина". Лайф разбирался, насколько всё плохо с юридической грамотностью чиновников и какова цена их ошибки.

С 1992 года Минюст зарегистрировал более 45 тыс. нормативных актов, получая их из года в год не только от всевозможных министерств, но и от Центробанка, Пенсионного фонда, Роскосмоса и других ведомств. За 2016 год Минюст принял около 6,5 тыс. актов, которые регламентируют не только деятельность органов исполнительной власти, но и жизнь простых граждан.

Что примечательно, более четверти всех документов были возвращены в те ведомства, откуда были направлены, другими словами, чиновники нарушали порядок подачи документов или правила их подготовки. А по 33 документам было вовсе отказано в регистрации в связи с тем, что экспертизой Минюста выявлены факторы, способные стать основой для коррупционных действий, или же такие акты просто не соответствовали российскому законодательству.

В целом же количество возвращённых документов возросло более чем наполовину в сравнении с 2015 годом, что является прямым доказательством, что юридические службы органов исполнительной власти не справляются, а зачастую и не способны справиться с подготовкой документов.

Увидев столь высокий процент отправленных на доработку документов, Минюст даже провёл специальный семинар в декабре прошлого года с руководителями юридических служб федеральных органов исполнительной власти, чтобы исправить сложную ситуацию. Но проблема, по словам экспертов, в том, что сейчас в министерства приходит новое "поколение ЕГЭ", которые часто не обладает необходимыми знаниями юридических аспектов документооборота. 

Есть и другая проблема, которая тормозит российскую "бюрократическую машину" — постоянные обновления регламентов, которые не позволяют выстраивать отлаженный механизм работы ведомства. За последний год увеличилось количество актов, которые вносят изменения или отменяют ранее утверждённые. Так, внесение изменений коснулось 1300 актов, а утратили силу 1200. Лидерами по числу направленных в Минюст документов, как ни странно, стали Минобрнауки и Минтруд, которые только за 2016 год направили по 400 актов на регистрацию. По мнению экспертов, количество регламентов не перерастает в данном случае в качество. 

Исполнительная власть адаптируется к изменяющимся условиям законодательства РФ, и, как показывает практика, не всегда успешно. Чиновник окружён со всех сторон требованиями и регламентами, нивелирующими роль самого чиновника, который по определению должен быть не только исполнительным, но и инициативным, а ошибки в документах и несвоевременное обновление регламентов приводят к росту количества дел об обжаловании ведомственных актов, что само по себе бьёт по престижу органов власти. За последний год в суде рассмотрено 97 дел об обжаловании ведомственных актов, причём по 74 делам акты уже прошли регистрацию в Минюсте или были признаны не нуждающимися в регистрации.

Спектр нарушений документооборота исполнительной властью весьма разнообразен. Некоторые ведомства позволяли себе наделить себя полномочиями нормотворчества, что в корне недопустимо. Иногда в документах просто невозможно  было найти предметную регламентацию соответствующих правоотношений. Замечены и нарушения, связанные со включением в документ положений, которые не относятся к самому предмету регулирования. Более того, чиновники могли самовольно придумать новые формы и образцы документов.

Одна из ключевых проблем всего документооборота состоит в том, что часто акты составлялись просто формально, для галочки, и, само собой, не исполняют свою функцию.

По мнению члена президиума Национального антикоррупционного комитета Павла Зайцева, такой спектр нарушений органами власти правил документооборота можно охарактеризовать как "раздолбайство, неграмотность, невнимательность и наплевательское отношение к документам".

Зачастую органы власти не учитывают опыта ни своего, ни других ведомств, не знают правил согласования актов. В результате акты не исполняют ту роль, которая им отводится, и становятся ещё одним камнем в "стене непонимания" между обществом и органами власти. 

В качестве меры по борьбе с юридической безграмотностью Павел Зайцев предлагает ввести персональную ответственность: 

— За того чиновника, который направляет документ с ошибкой, ответственность должно нести то ведомство, которое направило, и персонально человек, который ответственен за составление этого документа. И самая лучшая ответственность — рублём.

Умышленно или нет, вследствие ошибок в документах появляются лазейки, посредством которых можно осуществлять и коррупционную деятельность, а некоторые ошибки создают прямую угрозу жизни людям и, как говорят юристы, "наносят ущерб правам и интересам граждан".

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!