Щит в голове. Следственный комитет проверяет гаишников на произвол
Следственный комитет РФ начал проверку законности действий полицейских УГИБДД МВД РФ по Владимирской области, которые при задержании нарушителя на стационарном посту в городе Юрьевце, на трассе М-7 "Волга", применили "живой щит" из четырёх гражданских автомобилей, которые все получили повреждения.
Людей просто останавливали и из их авто устраивали заслон. При этом сотрудники ГИБДД не использовали спецсредства и не ставили под удар собственный транспорт.
— Пытавшийся скрыться от полиции таксист протаранил "живой щит", его смогли остановить и задержать только через 40 минут, — рассказывает собеседник Лайфа в СК РФ. — В момент столкновения в машинах находились люди, среди которых были и дети.
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
В СК РФ отмечают, что если в действиях полицейских будут найдены нарушения закона, то их привлекут к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий").
Между тем начальник областного УГИБДД полковник полиции Артур Амосов оправдывает действия подчинённых.
— Иного выхода у них не было — поток был слишком плотным. С учётом экстремальной ситуации, на стационарном посту ГИБДД было перекрыто движение транспортного потока, — считает начальник областного управления ГАИ полковник Артур Амосов.
Как утверждают в ГИБДД, 29-летний таксист из Волгограда на автомобиле Skoda Rapid проигнорировал требование сотрудников ДПС остановиться, выехал на встречную полосу и промчался через перекрёсток на запрещающий сигнал светофора. На дороге нарушитель опасно маневрировал, столкнулся с четырьмя автомобилями.
— Правонарушитель сейчас задержан. Возможно, он будет привлечён к уголовной ответственности по статье 318 УК РФ ("Применение насилия к представителям органов власти"), — говорят в СК РФ.
На допросе в полиции выяснилось, что лихач из Волгограда ранее неоднократно привлекался к ответственности за нарушение правил дорожного движения и лишён водительских прав. Не оказалось у молодого человека и документов на право заниматься таксомоторной деятельностью.
— Нарушитель прошёл медицинское освидетельствование. Признаков наркотического или алкогольного опьянения у него выявлено не было. Однако он утверждает, что не помнит своих действий в момент тарана. А на вопрос о причинах агрессивного поведения водитель заявил, что не имеет об этом ни малейшего понятия, — рассказывают в УГИБДД по Владимирской области.
По словам почётного адвоката России Александра Островского, действия владимирских дорожных полицейских противозаконны, так как закон "О полиции" возлагает пресечение преступлений исключительно на сотрудников МВД, а не на граждан.
— Кроме того, в законе "О полиции" утверждается, что сотрудники правоохранительных органов вправе привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству, но никак не на пресечение преступлений, — считает юрист Александр Островский.
Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов
— А если следователи СК РФ докажут, что сотрудники ГИБДД совершили противоправные действия, поставив "гражданские" машины в виде щита на дороге, то у водителей есть все основания обратиться в суд для возмещения ущерба, — говорит адвокат Островский.
С юристом Александром Островским согласен и бывший сотрудник МВД РФ юрист Илья Алексеев.
По его словам, в административном регламенте по надзору за дорожным движением указывается, что сотрудники ГИБДД вправе применять транспортные средства для остановки нарушителей, но только "свои или грузовые", но никак не легковые машины граждан.
— Да, в ПДД прописано, что водитель обязан предоставить транспортное средство по первому требованию сотрудникам полиции. Но в правилах не сказано, что легковая машина гражданина предоставляется полиции для остановки нарушителей, — отмечает Илья Алексеев.
Кроме того, как отмечает юрист Илья Алексеев, в Правилах дорожного движения сказано, что по требованию владельца транспортного средства (ТС) возмещается в установленном порядке причинённый убыток его транспортному средству, полученный при предоставлении ТС сотруднику МВД РФ. И по закону МВД обязано выплатить компенсацию.
Напомним, "живые щиты" из гражданских автомобилей применялись сотрудниками ГИБДД как минимум несколько раз за последние годы.
Так, весной 2008 года на Каширском шоссе в Москве полицейские использовали"живой щит" из автомобилей, чтобы остановить нарушителя на ВАЗ 2106. Однако лихачу удалось скрыться.
А спустя два года, весной 2010-го, также в Москве, но уже на Московской кольцевой автодороге сотрудники МВД тоже применили "живой щит".
Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова
В попытке задержать нарушителей инспекторы ГИБДД потребовали, чтобы водители расставили свои машины поперёк трассы. Впрочем, такие действия не помогли задержать подозреваемых — они протаранили баррикаду и скрылись.
Уже осенью 2014 года сотрудники полиции, и снова на МКАДе, пытались задержать нарушителя, выставив несколько автомобилей поперёк полос. Однако нарушитель протаранил импровизированный барьер и продолжил движение. Впоследствии он бросил свой автомобиль на обочине и скрылся пешим ходом.
В январе 2016 года сотрудники ГИБДД Набережных Челнов тоже использовали "живой щит", чтобы задержать нарушителя. Находившийся за рулём автомобиля 21-летний мужчина не остановился по требованию полиции, попытался уйти от преследовавшего его экипажа и задел другую машину. В итоге стражи порядка остановили автомобили для создания "живого щита". Однако нарушителю удалось прорваться через "баррикаду" и скрыться.