Пропавшие миллионы Жанны Фриске
Мать певицы вывела 21 млн рублей со счетов дочери за две недели до её смерти. Деньги были переведены в банк, который позже лишился лицензии.
Фото: © Александр Мельников/ L!FE
Расследование Лайфа раскрыло тайну пропавших миллионов, которые собирали всей страной на лечение певицы Жанны Фриске. С лета 2013 года она боролась с раком головного мозга, но болезнь оказалась сильнее и 15 июня 2015 года, на сорок первом году жизни, Жанны не стало. Как только стало известно о болезни певицы, был организован сбор средств на лечение. Все деньги переводились на счёт открытой в 2014 году благотворительной организации "Русфонд", откуда они переводились на счета самой певицы. На момент смерти Жанны на её счетах оставалось более 20 млн рублей. Родные Жанны говорили, что все общественные деньги они потратили на лечение дочери и даже говорили, что могут доказать это. Однако найденные Лайфом документы доказывают обратное: за 2 недели до смерти певицы её мать сняла все деньги со счетов Жанны.
История с болезнью Фриске шокировала всю страну — миллионы поклонников не только внимательно следили за информацией о её болезни, но и были готовы отдать последнее, чтобы помочь ей справиться с недугом. После благотворительного марафона на Первом канале в январе 2014 года на лечение певицы организаторы собрали пожертвований на 69,2 млн рублей. Большая часть этих денег ушла на оплату дорогостоящих вакцин. Кроме того, сама Жанна распорядилась половину всех собранных средств (32,6 млн рублей) передать на оплату лечения девяти онкобольных детей.
28 октября 2014 году по договору между "Русфондом" и самой певицей на продолжение лечения на её личный банковский счёт в Росбанке было переведено 25 млн рублей.
После смерти и похорон Жанны именно эти деньги стали предметом конфликта между родственниками Фриске и "Русфондом": обе стороны обвиняли друг друга в пропаже почти 21 млн рублей.
По договору между Жанной Фриске и "Русфондом" все неизрасходованные средства должны быть возвращены в фонд и направлены на лечение тяжелобольных детей. Представители "Русфонда" считали, что деньги украдены, намекая на родственников Жанны Фриске, а отец певицы проклинал благотворителей, объясняя, что все деньги пошли на лечение вместе с личными накоплениями семьи. Якобы было потрачено в общей сложности около 50 млн рублей. Дело дошло до того, что в спор вмешались депутаты Госдумы. Начальник юридической службы КПРФ и заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьёв отправил запрос начальнику Налоговой службы России и Генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить, куда из "Русфонда" делись общественные деньги.
Как показало расследование Лайфа, в декабре 2013 года, когда Жанна уже боролась с раком головного мозга, она открыла в столичном отделении Росбанка счёт: в рублях, долларах и евро. Тогда же Жанна выписала у столичного нотариуса Леонида Стрюкова генеральную доверенность на 3 года на все операции по этим счетам на свою мать — 64-летнюю Ольгу Фриске. С этого момента и до самой смерти певицы только её мать могла отдавать распоряжения в банк на осуществление операций.
28 октября 2014 года на рублёвый счёт Фриске в Росбанке из "Русфонда" пришли деньги — 25 млн рублей. Ещё через 10 дней они были разделены по валютам: почти 5 млн рублей были переведены на рублёвый вклад, а ещё два платежа по 10 млн рублей каждый были конвертированы в валюту.
На долларовый депозит в Росбанке было зачислено $215 тыс., а на евровый — 173,6 тыс. Учитывая необходимость в оплате дорогостоящих лекарств и операций, перевод средств в валюту был оправдан. Что касается рублёвого счёта, то с него она тратила деньги только на оперативные нужды — плату за ведение счёта, обследование в клинике в Лос-Анджелесе, покупку лекарств в аптеках, на услуги медиков, за анализы и другие процедуры. Услуги и покупки оплачивались пластиковой картой Жанны.
В мае 2015 года на рублёвом счёте певицы в Росбанке оставалось около 1,4 млн рублей. Что касается валютных счетов, то с ноября 2014 года счёт в евро вырос до 174,1 тыс. (видимо, за счёт начисления процентов), а долларовый, напротив, снизился — до $176 тыс.
За две недели до смерти певицы (1 июня 2015 года), когда она уже находилась в критическом состоянии и впала в кому, все счета певица были опустошены. Эту операцию провела по доверенности мать Жанны Фриске Ольга. Таким образом, именно она получила в общей сложности более 20 млн рублей.
По данным Лайфа, деньги были переведены на счета печально известного "Тусарбанка". В конце августа 2015 года в банке было приостановлено обслуживание клиентов, а 18 сентября у банка была отозвана лицензия за "высокорискованную кредитную политику и неисполнение обязательств перед клиентами". В октябре сообщалось, что регулятор оценил "дыру" в балансе "Тусара" в 15 млрд рублей. 25 ноября Арбитражный суд Москвы по иску Центробанка признал "Тусар" банкротом.
По мнению знакомых, хорошо знающих семью Фриске, скорее всего, деньги сгорели при банкротстве. Если деньги на момент отзыва лицензии ещё оставались в банке, её наследники могут рассчитывать только на выплату стандартного страхового порога — 1,4 млн рублей.
Представители "Русфонда" не смогли оперативно ответить Лайфу о судьбе спорного 21 миллиона рублей.