Как не украсть миллион
Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
— Когда я собиралась уходить, в дверях появился вооружённый мужчина лет тридцати и толкнул меня обратно в отделение банка, — рассказала Лайфу одна из заложниц, пришедшая в отделение Московского кредитного банка (МКБ) на Первомайской улице оплатить счёт за коммунальные услуги. — Он ничего не говорил. Лишь угрожал пистолетом, который держал в руке, и предметом, похожим на взрывное устройство.
В это время на часах было 20 часов 37 минут. В банке в этот момент было немноголюдно: пара клиентов и четверо сотрудников. По словам оказавшихся в заложниках людей, грабитель вёл себя абсолютно невозмутимо.
— Всё было как в американском кино, — рассказывает оказавшаяся в заложниках одна из сотрудниц банка. — Он совершенно спокойно подошел к нашим рабочим столам, за которыми мы сидели, и снял с телефонов трубки, видимо, чтобы никто не мог нам позвонить.
После этого грабитель прошёл к столу, стоящему напротив входа в помещение, сел за него сам и спокойным, твёрдым тихим голосом потребовал денег.
По словам заложников, грабитель заявил, что у него есть бомба и он взорвёт её, если ему не предоставят большую сумму денег: 4,7 млн рублей и 13 тыс. евро.
— Мне показалось, что через некоторое время он даже задремал. А минут через 10—15 он неожиданно отпустил пятерых из шести заложников и вернулся за тот же стол, — рассказывает кассир отделения, которая забаррикадировалась во внутреннем помещении. Она осталась единственной заложницей, правда условной: дверь в кассу грабитель открыть не мог.
Почти сразу после появления грабителя в помещении банка одна из сотрудниц нажала "тревожную кнопку вызова вневедомственной охраны".
Первый наряд прибыл к отделению банка МКБ, расположенного на первом этаже 5-этажного жилого дома № 5 по Первомайской улице, в 20:43, спустя шесть минут после срабатывания сигнала тревоги.
Полицейские заблокировали входную дверь в банк.
По словам кассирши, через некоторое время в отделение МКБ прошёл переговорщик, который начал разговор с захватчиком. Перед самым его приходом мужчина взял со стола некий предмет, похожий на взрывное устройство, который закрепил у себя на теле.
В конце концов бойцы СОБРа приняли решение о ликвидации захватчика, так как на переговоры он не шёл, а угроза взрыва была реальна. В случае если преступник не блефовал, могли пострадать люди. Грабитель был ликвидирован выстрелом в голову.
Сейчас на месте происшествия работают следователи и криминалисты ГСУ СКР по Москве, а также взрывотехники. Последние уже выяснили, что устройство, которым угрожал грабитель, — муляж.
Главным следственным управлением Следственного комитета России по городу Москве возбуждено уголовное дело по факту захвата заложников по признакам преступлений, предусмотренных п.«г», ч. 2 ст. 206 УК РФ "Захват заложников с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия".
— Сейчас предстоит выяснить, почему вооружённая охрана отделения, которая находилась в отдельной комнате и следила за камерами наблюдения, не попыталась обезоружить грабителя, — рассказывает собеседник Лайфа в столичной полиции.
— Захват заложников в отделении Московского кредитного банка на Первомайской улице в Москве доказывает, что в охранники идут обычные, неподготовленные молодые люди с улицы, которые просто стоят в офисах "для мебели", — говорит сержант полиции Дмитрий, тоже подрабатывающий охранником. — Днём я работаю самым обычным стражем правопорядка, а вечерами подрабатываю в пивном баре.
О том, что частные охранные структуры малоэффективны, говорят многочисленные случаи, когда охраняемый ими объект подвергался нападению преступников при полном попустительстве охраны.
— Предложение в охранном бизнесе сегодня явно превышает спрос. Строгие мужчины в тёмных костюмах и так уже топчутся в каждом торговом центре, клубе и ресторане. Даже небольшая коммерческая структура обязательно обзавелась собственной службой безопасности или заключила договор с ЧОПом, — говорит представитель МВД.
Чтобы выжить в конкуренции с силовиками, у охранной фирмы должен быть "основной капитал" — связи в органах. Большинство же ЧОПов чаще всего это просто прокладка между коммерческой структурой и чиновником.
— Нормальные ЧОПы все либо учреждены сотрудниками спецслужб, либо находятся с ними в тесном контакте", — рассказывает 39-летний Сергей, вице-президент одного из столичных банков. — Хороший профессиональный чоповец просто завалил бы ворвавшегося в офис МКБ на Первомайской улице бандита, — говорит банкир. — На охране экономить нельзя. В 1992 году, когда появился Закон о частной охранной и детективной деятельности, который, кстати, действует до сих пор, ЧОПы пережили свой первый расцвет.
Схемы работы первых ЧОПов мало отличались от бандитских. Некоторые и сейчас практикуют банальное "крышевание".
— Предлагаем фирме свою помощь — они отказываются, — рассказывает Андрей, бывший майор ВДВ, начальник одной из столичных служб безопасности. — Несколькими звонками организуем проверки — одну, вторую, третью. У меня, к примеру, и в милиции, и в ФСБ, и в налоговой сослуживцы бывшие есть. Потом звоним в фирму снова — и нам уже рады.
Согласно данным МВД, в России насчитывается более 60 тыс. частных охранных структур, в которых трудится более 700 тыс. человек. По подсчётам Ассоциации индустрии безопасности, объём рынка охранных услуг в России сейчас оценивают в $3–4 млрд.
— Профессиональных ЧОПов из этих десятков тысяч не больше 2—5 тысяч, — говорит собеседник Лайфа из полиции. — Остальные непонятно что охраняют. Демпингуют, мешают нормальной работе.
Есть и чёрный рынок, где работают одиночки вроде сержанта Дмитрия. Один из таких "охранников выходного дня" — Олег, спецназовец, подрядился охранять склад. В случае возникновения нештатной ситуации Олег вызывает группу быстрого реагирования из своего подразделения и "если ребята свободны, то они выезжают".
В последний раз в России грабители захватили отделение банка с заложниками два года назад — 21 апреля 2014 года. Тогда пострадали сотрудники белгородского отделения банка "Западный", у которого в тот день ЦБ отозвал лицензию. Злоумышленником, который требовал 25 млн рублей, оказался 46-летний клиент банка Александр Вдовин, он держал векселя на сумму 23 млн рублей. Узнав об отзыве лицензии, он явился за своими деньгами с оружием в руках. После переговоров с полицейскими, с участием близких Вдовину людей, он отпустил заложников и сдался. В августе 2014-го он был приговорён к двум годам колонии.
Московский кредитный банк — сейчас четвёртый по величине активов частный банк в РФ (в общем рейтинге 11-й). Он был основан в 1992 году, 56,8% принадлежат бизнесмену Роману Авдееву — владельцу многоотраслевого концерна "Россиум". Также совокупной долей в 9,1% владеют Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC) и RBOF Holding Company I, Ltd. (на 100% принадлежащая Фонду капитализации российских банков, который входит в одну группу компаний IFC). Миноритариям принадлежат оставшиеся 34,1% банка. Сеть подразделений банка расположена в Московском регионе и насчитывает 55 дополнительных офисов и 25 операционных касс. Всего в банке работает более 4 тыс. сотрудников.