Призрак "Трансаэро". Сколько авиакомпаний переживут лето?
Нынешнее лето для рынка авиаперевозок неспокойное: то и дело СМИ сообщают то о задержках рейсов, то об отмене тех или иных маршрутов, то о проверках Росавиации и транспортной прокуратуры в отношении того или иного авиаперевозчика.
Сначала отличилась "ВИМ-авиа". Проблемы с расписанием у авиакомпании возникли ещё в конце мая, когда было задержано сразу несколько рейсов в Турцию и на Кипр. Руководство компании тогда объяснило случившееся поздним возвратом самолётов из техобслуживания, а также сильно возросшим потоком пассажиров из-за начала сезона отпусков.
Позже появилось сообщение, что семь туроператоров получили уведомление от авиакомпании "ВИМ-авиа" о сокращении чартерных рейсов до 15 июня. В авиакомпании объяснили, что решение связано с "необходимостью минимизировать веерные задержки рейсов", возникшие "на фоне позднего прибытия трёх воздушных судов с планового обслуживания". При этом в компании отметили, что "все обязательства перед пассажирами, которые в данный момент уже были перевезены на российские и зарубежные курорты, будут выполнены".
После этого сообщения о задержках рейсов и проблемах отдельных авиакомпаний посыпались буквально отовсюду. Вот лишь несколько случаев за последнюю неделю. В аэропорту Кольцово почти на сутки был задержан рейс из Екатеринбурга в Таиланд. Самолёт компании Azur Air должен был вылететь из Кольцово в Краби ещё вечером 1 августа. Но, как рассказала одна из пассажирок рейса, уже на взлёте выяснилось, что борт неисправен: у самолёта отказали закрылки. Как сообщили в СМИ, "люди устроили настоящий бунт, сегодня ещё День ВДВ, на борту были вэдэвэшники, которые чуть не "порешили" представителя компании. Представитель компании мямлил нам, что самолёт починят и мы полетим. Но пассажиры требовали замены борта, так как поломка серьёзная".
Ранее российские туристы пожаловались на многочасовую задержку рейса из Шереметьево в Турцию. По словам пассажиров, представитель компании Onur Air заявил им, что в самолёте обнаружена поломка.
"Здесь нас человек 200, дети спят на лавках. Когда мы вылетим, нам не говорят, отправляют в гостиницу. Ситуацию обещают прояснить ближе к вечеру, однако мы боимся лететь на сломанном самолёте", — заявил представителям СМИ один из пассажиров.
Нередко задерживают рейсы и "Уральские авиалинии". В конце июля рейс авиакомпании из Екатеринбурга в Анталью задержали на девять часов. "Вчера нам перенесли рейс сначала на два часа, потом отменили и перенесли на следующее утро, то есть сегодня. Но! Сегодня мы приехали в 7 утра и... До сих пор не улетели. Рейс всё переносится и переносится. Сначала на 9:40, потом 10:45, теперь 11:10. Менять не собираются. Отвечают по-хамски", — рассказала пассажирка рейса "Уральских авиалиний".
Похоже, лопнуло терпение и у надзорных органов. "Уральские авиалинии" в числе ещё пяти авиакомпаний внепланово проверяет Ространснадзор. О проверках рассказал руководитель ведомства Виктор Басаргин на пресс-конференции. "Она (проверка) связана с предыдущими вопросами, с авиабезопасностью. По согласованию с прокуратурой такая внеочередная проверка нами сегодня проводится", — заявил он. Кроме того, как пояснили в ведомстве, внеплановые проверки проводятся только в случае, если есть вероятность угрозы жизни и здоровью граждан.
Что скрывают компании
О том, что у компаний есть финансовые и иные проблемы, пассажиры узнают, как правило, когда не могут улететь или, как в случае с "Трансаэро", когда компания не может осуществить свои обязательства перед пассажирами. На примере "Уральских авиалиний" Лайф постарался понять, можно ли ожидать новых банкротств среди авиаперевозчиков и какие ещё неприятные сюрпризы могут поджидать пассажиров.
"Уральские авиалинии" находятся на пятом месте в России по пассажиропотоку. За первые три месяца 2017-го они перевезли на 300 тысяч человек больше, чем в прошлом году за те же даты (1,041 млн в 2016-м против 1,334 млн в 2017-м). Тем не менее в своём отчёте за 1-й квартал 2017 года компания показала убыток в 1,266 млрд рублей.
Компания также набрала кредитов. В разделе "Краткосрочные обязательства" (то есть те, которые нужно погасить в течение года) стоит цифра 7,4 млрд. Это на 2,2 млрд больше, чем за весь 2016-й. Компании пришлось заложить порядка 70 единиц технического оборудования. Это и инструменты для ремонта лайнеров, и тягачи, и автолифты.
Кто виноват?
Своё нынешнее положение "Уральские авиалинии" объясняют несколькими факторами. Среди них инфляция, конкуренция и понижение курса рубля. Но самый, пожалуй, интересный раздел озаглавлен "Решения государственных органов". Фактически "Уральские авиалинии" обвиняют власти в снижении рентабельности.
Фото: © РИА Новости / Нина Зотина
— Решения государственных органов имеют существенное значение для деятельности ["Уральских авиалиний"]. В отчётном периоде продолжило своё влияние решение государственных органов в отношении прекращения полётов в Египет и на Украину, — пишет авиакомпания. — Закрытие рентабельных международных рейсов играет отрицательную роль в деятельности всей авиационной отрасли и в деятельности авиакомпании в частности. Для снижения влияния данного фактора эмитент провёл огромную работу по оптимизации собственной маршрутной сети <...>.
Другой фактор, который беспокоит компанию, — международный терроризм. — Влияние мировых конфликтов, <...> военных действий и террористических угроз <...> в странах оперирования авиакомпании имеет существенное значение, — указано в отчёте.
Интересно, что, по данным Лайфа, компанию совсем недавно проверяли и нашли нарушения.
— У них в мае проверял транспортную безопасность замначальника авиационного надзора по Уралу Сергей Игонин. Среди прочего он выяснил, что не на всех объектах авиакомпании велось видеонаблюдение, — отметил источник. — А камеры в кабинах экипажей и на путях прохода в салон самолёта работали не так, как надо, — не умели распознавать лица. Более того, у них на постах кое-где отсутствовали тревожные кнопки, хотя это необходимо по закону — для информирования МВД или ФСБ.
Тогда представитель Ространснадзора поручил до октября исправить найденные недочёты.
Безопасность не на высоте
В одном из разделов отчёта перевозчик пишет, что с момента создания у него не было ни единого авиационного происшествия. Сотрудники Росавиации и Ространснадзора, с которыми поговорил Лайф, считают иначе.
Фото: © "Уральские авиалинии", база данных СПАРК
— Это, мягко говоря, лукавство. У них только в прошлом году два авиационных события. 7 января при посадке в Чите пилот получил от диспетчера информацию, что дальность видимости недостаточна для захода на посадку, однако на свой страх и риск всё равно стал сажать самолёт, — рассказал Лайфу источник в Ространснадзоре. — А 16 октября их "аэробус" при посадке в азербайджанском городе Ленкорань не удержался на взлётке, зацепил боковые огни и повредил стойку шасси.
Собеседник Лайфа в Росавиации говорит, что ещё в 2014 году с "Уральскими авиалиниями" случилась похожая неприятность на рейсе Ларнака — Краснодар. Правда, там самолёт выкатился с полосы на малой скорости, когда сруливал с основной дорожки в Краснодаре.
Несколько комичная история, продолжает человек из Ространснадзора, произошла в 2015-м в Екатеринбурге. 18 июня при разбеге у "аэробуса-320" открылась "форточка" — сдвижное окошко в пилотской кабине. КВС отвлёкся на форточку, вынужден был спешить, из-за чего важнейшие проверки двигателя перед взлётом завершал формально, по "остаточному принципу".
А 21 марта этого года, говорит источник, "аэробусу" на рейсе Москва — Симферополь пришлось прервать взлёт и заруливать обратно на стоянку. Это произошло из-за того, что экипаж забыл выполнить все необходимые процедуры, связанные с устранением прежней неисправности.
Фото: © РИА Новости / Владимир Песня
Так что с 2014 года с "Уральскими авиалиниями" произошло как минимум пять инцидентов. В распоряжении Лайфа есть документы, подтверждающие каждый перечисленный. Эксперты уверяют, что некоторые из этих нарушений вполне могли привести к трагедии.
— Что могло произойти? Да всё что угодно. Если аэродром [в Чите] не был оборудован системой автоматической посадки, значит, самолёт надо было сажать при плохой видимости вручную, — рассказал главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. — При этом пилот мог просто не попасть на полосу. Мог перелететь её, то есть сесть не в торец полосы, а где-нибудь посередине. И тогда могло не хватить места для торможения.
Лайф попросил "Уральские авиалинии" прокомментировать свой квартальный отчёт, но оперативного ответа не получил.
По мнению экспертов, ни задержки рейсов, ни авиаинциденты, ни большая закредитованность компании не являются гарантией будущего банкротства.
— То, что компании жалуются на запрет летать в Египет и на Украину в отчёте, — в этом ничего удивительного нет. Они должны вписывать все возможные риски, в том числе и эти, — отмечают аналитики. — Наличие лётных инцидентов — это уже серьёзнее, но здесь своё слово должны сказать проверяющие из Ространснадзора. В целом же многие игроки, несмотря на самый пик сезона, находятся в весьма плачевном состоянии. Об этом говорят и массовые отмены чартеров, и задержки, связанные с ремонтом авиапарка.