ФСИН не хватает электронных браслетов для арестантов
Минюст просит у правительства денег для покупки электронных браслетов, потому что суды всё чаще отправляют людей под домашний арест.
Как выяснил Лайф, Минюст просит правительство в ближайшее время выделить из федерального бюджета более 200 миллионов рублей для закупки четырёх тысяч комплектов электронных браслетов.
Дело в том, что количество людей, отправленных под домашний арест, к концу 2017 года, по прогнозам Минюста, в два раза превысит количество имеющихся в ведомстве электронных браслетов, которые надевают на запястье подследственным.
Согласно судебной статистике, следователи всё чаще ходатайствуют о домашнем аресте. В 2015 году суды отправили под домашний арест 4566 подследственных, в 2016-м — уже 6101, а к концу 2017 года число находящихся под домашним арестом в России может увеличиться аж до девяти тысяч человек.
Фото © РИА Новости/Владимир Песня
Однако заместитель главы Минюста РФ Алу Алханов в пояснительной записке в правительство отмечает, что количество подозреваемых, которые попадут под домашний арест в 2017 году, увеличится только в том случае, если правительство внесёт изменения в 107 статью УПК РФ, заменив слова "могут использоваться" словами "при наличии технической возможности и отсутствии медицинских противопоказаний" в отношении стационарных контрольных устройств — СКУ.
Как отмечается в законопроекте, изменение формулировки в 107-й статье УПК РФ позволит использовать электронные браслеты обвиняемым и подозреваемым, среди которых могут быть инвалиды, беременные, больные кожными заболеваниями и находящиеся на лечении в психических диспансерах при отсутствии медицинских противопоказаний.
По словам адвоката Александра Островского, сейчас из-за
отсутствия именно такой формулировки тюремщики стараются не соглашаться на применения своих контрольных устройств к людям, находящимся в больницах, беременным или людям, страдающих разными заболеваниями.
— А изменения, вносимые в формулировку 107-й статьи УПК, чётко прописывают, что для применения электронного браслета к подозреваемому должно быть заключение врачей об отсутствии у него противопоказаний, — рассказал Лайфу защитник Александр Островский.
Адвокат Островский считает, что если законопроект Минюста будет поддержан правительством, то из СИЗО и тюремных больниц под арест домой смогут вернуться тысячи подследственных.
Как пояснили Лайфу источники во ФСИН РФ, именно под реализацию изменения 107-й статьи УПК РФ замминистра юстиции Алу Алханов и просит у правительства деньги, чтоб закупить дополнительно 4100 комплектов стационарных контрольных устройств (СКУ), обеспечивающих круглосуточный контроль за подследственными, находящимся под домашним арестом.
— Для этих целей потребуется выделить из бюджета более 198 млн рублей, из расчёта стоимости одного комплекта СКУ — 48,5 тыс. рублей, — пишет в пояснительной записке в правительство Алу Алханов.
Фото © РИА Новости/Алексей Куденко
В Минюсте РФ Лайфу подтвердили, что правительство действительно рассматривает сейчас законопроект об изменении 107-й статьи УПК РФ. Однако делать какие-то прогнозы относительно перспектив законопроекта в ведомстве не стали.
Напомним, что электронные браслеты в России начали надевать на подозреваемых в совершении преступления, которым суд избрал меру пресечения в виде домашнего ареста, с 2010 года. По данным Минюста РФ, за это время ФСИН "окольцевал" более 18 тысяч человек.
Внедрял новый вид контроля экс-начальник ФСИН РФ генерал-полковник Александр Реймер. В 2015 году генерала арестовали и обвинили в мошенничестве при закупке в 2010–2012 годах тех самых электронных браслетов для подозреваемых, находящихся под домашним арестом.
По данным СК РФ, руководство ФСИН специально создало фирму "Мета", которая, хоть и не имела персонала и оборудования, получила пять госконтрактов без открытого аукциона. Браслеты при себестоимости в 19 тысяч рублей закупались там за 119 тысяч рублей. Причём цены на эти системы утверждались лично главой ведомства Александром Реймером и его подчинёнными.
В июле 2017 года Замоскворецкий районный суд Москвы приговорил Александра Реймера к восьми годам тюрьмы, лишив его звания генерал-полковника.