Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 сентября 2017, 06:30

Минздрав обязал медучреждения оформлять отказ от посмертного донорства клеток

Для защиты от чёрного донорства россияне смогут оформить официальный отказ от изъятия у них биоматериалов после смерти для коммерческих, медицинских и научных нужд.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

На фоне растущего в России коммерческого рынка клеточных материалов, которые очень востребованы в науке, косметологии и медицине, Минздрав решил защитить людей от незаконного донорства после их смерти. Теперь любой человек может обратиться в поликлинику или больницу и заявить, что он не хочет делиться своими биоматериалами после смерти. Врач в присутствии двух свидетелей должен будет документально оформить такой отказ и прикрепить бумаги к медицинской карте человека. По желанию пациент может получить дубликат отказа на руки, чтобы всегда носить с собой. Эксперты сомневаются в том, что эти меры смогут защитить россиян от незаконного донорства, потому что в стране нет единой базы медицинских карт.

По оценкам экспертов, опрошенных Лайфом, объём только легального рынка клеточных технологий в России оценивается примерно в один миллиард рублей в год. В него, например, входит использование клеточных технологий в эстетической медицине. Кроме того, есть легальный рынок лечения неврологических, онкологических заболеваний и трансплантологии с использованием клеточных материалов, который тянет на 350 млн рублей.

Фото: © Flickr/US Army Africa

Фото: © Flickr/US Army Africa

Так, в Интернете полным-полно объявлений, предлагающих при помощи стволовых клеток вылечить любые раны и ожоги, разгладить морщины и омолодить всех желающих. Например, салоны красоты предлагают курс омоложения стволовыми клетками за 100 тысяч рублей — по 25 тысяч за укол. Клиентам предлагают организовать разные варианты для омоложения с помощью своих или чужих клеток, плацентарного экстракта. Стоимость — от 300 до 500 тысяч рублей.

С января 2017 года в России вступил в силу закон "О биомедицинских клеточных продуктах", разрешающий использовать живые клетки для лечения. Такие лекарства позволяют лечить самые тяжёлые болезни — например раковые опухоли или тяжёлые ожоги — или восстанавливать клетки печени или сердца. Делаются такие препараты на основе биоматериалов, сдаваемых донорами. Это может быть, например, кровь или кусочки жировой ткани. Однако в законе говорится, что донорство должно быть исключительно добровольным.

Фото: © Flickr/Ars Electronica

Фото: © Flickr/Ars Electronica

Чтобы люди не стали жертвами чёрного донорства, Минздрав выпустил приказ для медицинских учреждений, как оформлять прижизненные отказы людей, которые не хотят, чтобы у них брали биоматериалы после смерти.

Итак, согласно приказу Минздрава, для отказа человек должен обратиться в больницу или поликлинику и устно заявить, что он не хочет становиться посмертным донором. После этого заместитель главврача оформляет отказ документально в присутствии не менее двух свидетелей.

Документ должен будет содержать сведения о самом пациенте, враче, который оформлял отказ, и свидетелях. Затем эту бумагу вложат в медкарту "отказника", а ему самому по желанию выдаётся справка о том, что у него нельзя изымать биоматериалы после смерти. Эта справка должна стать для него своеобразным оберегом от чёрного донорства.

Эксперты неоднозначно оценивают этот приказ. Так, одни считают его полезным.

Фото: © Flickr/Will Sowards

Фото: © Flickr/Will Sowards

— Производство биомедицинского клеточного продукта может содержать бизнес-составляющую. Эти правила позволят избежать случаев, когда у умерших людей без согласия могут взять биоматериал, — объясняет заместитель директора по науке Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, доктор биологических наук Андрей Васильев.

По его словам, такая процедура позволит обезопасить не только пациентов, но и самих производителей таких вакцин, которые смогут в любой момент доказать, что донорский материал они получили на законных основаниях — в медицинской карте пациента не было его прижизненного отказа.

Другие эксперты сомневаются в том, что новый приказ Минздрава защитит людей от чёрного донорства, потому что в России до сих пор нет единой базы данных амбулаторных карт.

— Например, если человек погиб, отдыхая на юге, откуда тамошние медики будут знать, что он не дал согласие на изъятие биоматериалов? Кроме того, никто не даст гарантии, что документ об отказе от донорства навсегда сохранится в амбулаторной карте, — заявил Лайфу президент Лиги защитников пациентов Александр Северский.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar