Двойные стандарты. Как "Тинькофф банк" не исполняет решения судов
Приставы со всех уголков страны пытаются взыскать с банка Олега Тинькова, преследующего блогеров из "Немагии", сотни тысяч рублей штрафов, госпошлин и налоговых выплат.
"Тинькофф банк" активно взыскивает со своих клиентов долги по кредитам, а его юристы бьются в судах за каждый рубль дополнительной комиссии. При этом сама организация не слишком аккуратно относится к исполнению судебных решений. По данным Службы судебных приставов, сейчас на банке висит 56 неоплаченных исполнительных производств на 629 тысяч рублей. Это деньги, которые банк должен клиентам, чьи права ущемил, или госорганам — например, налоговой. Оплачивать их не торопятся, при том что все возможности есть: только за первые полгода 2017-го ТКС показал прибыль почти 8 млрд рублей.
Если зайти на сайт почти любого областного суда и поискать гражданские дела, в которых участвует "Тинькофф банк", становится понятно, что он выступает в основном истцом. Согласно собственной официальной отчётности, в судах банк пытается взыскать совокупно 7,7 млрд рублей по просроченным кредитам.
Однако в тех редких судах, по которым сам банк выступает ответчиком из-за того, что нарушает чужие права, его не отличает аккуратность исполнения решения судов. Согласно базе СПАРК и базе данных судебных приставов, на середину сентября в отношении банка Олега Тинькова возбуждено 56 исполнительных производств. Это и невзысканные штрафы ГИБДД, и задолженности перед клиентами, и даже невыплаченные вовремя налоги и сборы. Всего долгов накопилось на 629,7 тысячи рублей — сумма мизерная по сравнению с миллиардными доходами банка. Однако расставаться с ней кредитная организация не торопится.
Более подробно структуру неисполненных обязательств банка смотрите в инфографике.
Для примера возьмём одну историю из Омской области. Местная жительница Олеся (имя изменено) взяла у ТКС кредит в 120 тысяч. Когда пришла пора оплачивать, у банка действовало правило, что оплатить кредит можно через терминал "Киви". Им она и воспользовалась. Банк обещал, что зачисление произойдёт в течение одного рабочего дня. Поэтому женщина со спокойной душой внесла все 120 тысяч оплаты кредита через терминал.
Однако, как потом выяснилось, деньги в "Тинькофф" пришли не целиком — 40 тысяч потерялись по дороге и не были зачислены в счёт погашения долга перед банком. Поэтому "Тинькофф" начислил ей на неоплаченную часть долга проценты и взыскал их — всего набежало 64 тысячи. Омичка пошла в суд, где около месяца доказывала, что в произошедшем нет её вины. Кировский районный суд встал на её сторону и признал, что деньги не дошли из-за технической накладки. Когда деньги всё же дошли до счетов в банке, "Тинькофф" не стал автоматически зачислять их в счёт погашения кредита, что суд посчитал недобросовестными действиями. Поэтому обязал банк взыскать в пользу истицы почти 80 тысяч рублей. Сюда входил и моральный ущерб, и сумма неосновательного обогащения, и проценты за пользование её средствами.
Решение суда было издано ещё в апреле, но банк не стал добровольно его исполнять, поэтому материалы в августе из Омской области передали московским судебным приставам.
Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
А, например, налоговой инспекции по Волгоградской области банк задолжал 20 тысяч рублей. По сложившейся практике исполнительное производство начинается, когда ответчик отказывается добровольно и вовремя исполнять решение суда. Тогда к нему приходят приставы и, если свободных денег не обнаруживается, описывают имущество и продают на торгах. Вырученные деньги идут на оплату долга. Однако такая схема работает далеко не всегда.
— Очень редко суды сразу выносят решение об аресте имущества должника или его банковских счетов. Ведь что, скажем, мешало приставам арестовать счета "Тинькофф" на ту сумму, которая у них значится? — задаёт риторический вопрос глава общества защиты прав потребителей "Потребнадзор" Александр Виноградов.
629,7 тысяч долга составляют лишь 0,008% от суммы полугодовых доходов банка (7,9 млрд). Почему ТКС не может сразу заплатить её — загадка. Эксперт считает, что такова принципиальная позиция банка "Тинькофф".
Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
— Я уверен, это принципиальная позиция самого банка. Взыскивать со всех по полной, но при этом те деньги, которые они сами должны, платить очень неохотно. А ведь для многих пострадавших клиентов те несколько тысяч, которые им удалось отсудить, — весьма существенная сумма, — считает Виноградов. — Если бы сам банк в срок и сразу после судебных решений гасил долги как ответчик, у него было бы моральное право требовать мгновенного и аккуратного исполнения решений по тем делам, где он истец. А так получается некая политика двойных стандартов.
Ранее Лайф писал, что клиенты подают на банк в суд из-за нарушения потребительских прав. Согласно материалам из судов и Роспотребнадзора, с которыми ознакомился Лайф, "Тинькофф" ущемляет права клиентов и сотрудников, за что получает штрафы. В августе этого года председатель правления "Тинькофф банка" Хьюз Оливер Чарльз был оштрафован на 33 тысячи, а сам банк — на 225 тысяч рублей.
Так, сразу два отделения Роспотребнадзора запретили "Тинькоффу" брать комиссию за снятие наличных с кредитки. Челябинские и омские специалисты указали, что условия договоров, которые разрешают банку брать 2,9% плюс 290 рублей за каждое снятие налички, незаконны и ущемляют права потребителей (в распоряжении Лайфа имеются подтверждающие документы).
— Выдача наличных по кредиту не считается самостоятельной услугой банка, а является неотъемлемой частью исполнения банком обязательств по кредитному договору, — сообщил Лайфу источник в Роспотребнадзоре. — Более того, закон "О банках и банковской деятельности" говорит, что размещение привлечённых денежных средств в виде кредитов осуществляется банком от своего имени и за свой счёт. Такой вид комиссии не предусмотрен ни Гражданским кодексом, ни Законом о защите прав потребителей, ни другими. А значит, он ущемляет права потребителя, который по кредитному договору считается наиболее незащищённой и экономически слабой стороной.
Хотя ведомство потребовало прекратить брать комиссию ещё в конце прошлого года, такое положение до сих пор содержится в типовом договоре банка.
А весной этого года работой банка заинтересовалась Хорошёвская межрайонная прокуратура Москвы. Прокуроры выяснили, что из-за своеобразного подхода банка к разработке мобильных приложений персональные данные пользователей могут оказаться в открытом доступе.
— При использовании приложения "Штрафы ГИБДД", разработанного банком, неограниченный круг лиц получает информацию о персональных данных людей, нарушивших ПДД, — говорится в материалах мирового судьи Щукинского района Москвы.
В судебном постановлении сказано, что фактически любой скачавший себе приложение по номеру свидетельства о регистрации или водительского удостоверения сможет узнать фамилию, имя и отчество владельца машины, а также место и время совершения административного правонарушения. Однако суд не стал наказывать банк и признавать его виновным, потому что прокуроры затянули с подачей документов и сроки исковой давности прошли.
"Тинькофф банк" в сентябре попал в топ российских новостей в связи с конфликтом с дуэтом блогеров "Немагия". Алексей Псковитин и Михаил Печерский записали обзор, в котором публично обвинили банкира в том, что тому плевать на собственных работников и клиентов, а также допустили ряд высказываний в адрес жены банкира. Олег Тиньков написал на них заявление в полицию о клевете, а также подал гражданские иски.