Знаки смерти. Как семья людоедов жила среди людей
Жители Краснодара заново вспоминают свои встречи с Бакшеевыми: кто-то уже видел у них сумки с кровью, а другие стали понимать, как они носили расчленённые тела к себе домой на режимную территорию.
История четы Дмитрия и Наталии Бакшеевых, которых подозревают в том, что за последние 18 лет они убили, расчленили и съели 30 человек, произвела в Краснодаре эффект разорвавшейся бомбы. Пока руководство военного авиационного училища, на территории которого они жили, хранит молчание, шокирующие подробности жестоких преступлений супругов переходят из уст в уста: от таксистов к клиентам, от продавцов к покупателям. Кажется, что в городе вообще нет ни одного человека, кто хотя бы краем уха не слышал их истории. Люди, кто знал или регулярно встречался с Бакшеевыми, теперь переосмысливают многие детали, которые они когда-то замечали.
Из аэропорта Краснодара до микрорайона Авиагородок, где жили каннибалы, больше часа езды. В городе, увитом плющом до самых крыш домов, сложно себе представить тот кошмар, в котором приходится разбираться сейчас следователям. Я спрашиваю у нашего водителя, почему в таком уютном городе появляются такие жестокие убийцы.
— Наверное, из-за того, что им голову напекло, — то ли в шутку, то ли всерьёз отвечает он. Заметно, что этот вопрос ему уже давно не даёт покоя.
История Дмитрия и Наталии Бакшеевых, которые, по предварительной версии, с 1999 года убили и съели 30 человек, уже две недели гуляет по краснодарским пабликам, но страсти в городе до сих пор не утихают. Все уже привыкли к тому, что Краснодарский край регулярно возглавляет рейтинги самых криминальных регионов России, но вот маньяков и людоедов тут давно не было.
В микрорайон Авиагородок мы приехали около семи вечера. В это время здесь немноголюдно, а освещение почти отсутствует. В первом же магазине мы застали импровизированный народный сход — продавец и покупатели обменивались последними слухами о семье людоедов. Время от времени к ним подключаются другие люди, внося в разговор всё новые ужасающие детали. Уже трудно понять, что из них правда, а что ложь. Одни ссылаются на свои надёжные источники за воротами военного авиационного училища, где жила семья маньяков, другие — на заявления официальных властей.
— Вы слышали? Да это просто какой-то кошмар. Как теперь детей на улицу выпускать? 30 человек эти душегубы изрезали и съели, — тяжело вздыхая, произносит уже немолодая покупательница.
— Это всё ерунда! — скептически отвечает продавщица. — Где доказательства, что это они сделали?
Коллаж © L!FE. Фото © Mash
— Ну как же! — распаляется другая покупательница. — А фото из их квартиры, которые публикуют? Там же банки с человечиной, куски кожи, головы убитых людей.
— Это всё может быть монтажом. Не так-то и сложно оклеветать человека. Вот на меня тоже на днях уголовное дело возбудили за хулиганство. Мол, я бутылкой водки разбила лобовое стекло машины. А я этого не делала и водку вообще не пью, — отрезает продавщица и пытается как можно скорее рассчитать назойливых собеседниц.
Вообще, пока руководство военного училища скрывается за высоким забором с колючей проволокой, главными источниками последних новостей о семье людоедов стали именно продавщицы местных торговых точек. Ведь многие из них годами обслуживали Бакшеевых и уже замечали за ними всякие странности.
Одна из продавщиц — стройная брюнетка Ольга, которая уже семь лет работает продавцом в магазине с незамысловатым названием "Эдем". Он стоит как раз напротив военного училища. Сюда заходят и курсанты, и местные жители.
По её словам, в "Эдем" Бакшеевы заглядывали часто, в основном за сигаретами и всякой мелочью. Было видно, что с деньгами у них туго. Лишь изредка они могли позволить себя баночку джин-тоника.
— Они казались нам людьми адекватными, вежливыми, непьющими. Мы и предположить не могли, что они убивают и едят людей, — рассказывает Ольга.
Фото © Mash
При этом, по словам продавщицы, ей всегда казалось, что Наталья находится под действием каких-то препаратов. Судя по всему, семейка уже не могла наскрести денег хотя бы на бутылку дешёвой водки, поэтому отдавала предпочтение разным "фуфырикам" и спиртосодержащим лекарствам.
— Нам она рассказывала, что раньше работала в воинской части медсестрой, а до этого — врачом-наркологом. Мы ещё смеялись, что она нарколог и в таком вот состоянии непонятном к нам приходит. От неё постоянно пахло лекарствами типа корвалола, но вела она себя очень вежливо, — вспоминает Ольга.
Несмотря на вежливость, по словам Ольги, своему мужу медсестра могла устроить и прилюдную взбучку — она повышала голос, но тот на её выпады никак не реагировал и не устраивал скандалов.
— Бывало, сядут они на лавочке рядом с магазином, она начинает его громко пилить, а он всё это молча сносил, — добавляет продавщица.
Фото © L!FE
Теперь уже многие детали из жизни Бакшеевых обрели для продавцов новый смысл. Однажды Дмитрий пришёл в магазин со спортивной сумкой и поставил её на пол, чтобы положить деньги на счёт мобильного телефона. Когда он ушёл, на месте, где лежала сумка, остались кровавые лужи. Теперь продавщицы и все их знакомые точно знают, что это на самом деле было.
— Это уже сейчас мы вспомнили про эту историю, а тогда мы думали, что у человека просто "мясо потекло", — рассказывает Ольга.
У "Эдема" мы встретили и ещё одного знакомого Бакшеевых. Чуть подвыпивший седовласый мужчина в шортах и сандалиях рассказывает, что с Натальей он познакомился ещё в 90-х, когда работал в авиационном училище.
— В 90-х я служил в этой воинской части, где она работала медсестрой, а моя супруга работала в лётной столовой, и Наталья даже приходила туда проверять качество приготовленной пищи. Как-то раз мы даже всем коллективом ездили в Криницу — небольшое курортное поселение близ Геленджика, но никаких подозрений она тогда не вызывала, — рассказывает отставной военный.
Странная парочка "вольняг" не раз привлекала внимание и дежуривших на КПП курсантов.
— Да он (Дмитрий. — Прим. ред.) постоянно по полчаса пропуск не мог найти, а от его супруги всегда пахло лекарствами, — делится с Лайфом один из курсантов училища. — Что касается пропускного режима, то он действительно строгий и с человеческими останками через КПП они точно не могли там пройти. Все сумки досматриваются.
Впрочем, это не было проблемой. Мало кто из курсантов удержался от самоволки, поэтому все знают о тайных ходах и лазах в заборах вокруг военного училища. Знал о них и Бакшеев, который регулярно выгуливал по району свою собаку. Именно через них он и проносил домой фрагменты человеческих тел.
Фото © L!FE
Слабых мест в заборе училища, где можно легко перелезть на другую сторону или перекинуть сумку с человеческими останками, по словам обитателей микрорайона, действительно хватает. Одно из них возле котельной. Дыр там никаких нет, зато сам забор оказался невысоким, да и к тому же без колючей проволоки.
— Вот здесь курсантики постоянно в самоволку бегают, — кивает на забор женщина. — Так что и Бакшеевы здесь могли пройти незамеченными.
Теперь все эти пути маньяка-каннибала предстоит заново пройти и проверить сыщикам угрозыска и следователям. Учитывая общественный резонанс, расследование дела сейчас забрало к себе краевое Следственное управление Следственного комитета. Сыщикам предстоит много работы. Пока в уголовном деле только несколько твёрдых эпизодов, но следователи полагают, что на счету Бакшеева около 30 загубленных жизней — именно столько людей без всяких на то причин пропали за последние годы в Краснодаре.
Следователи хотят понять, как Бакшеевым так долго удавалось оставаться без внимания силовиков и медиков. С другой стороны, они жили на режимной и охраняемой территории войсковой части, куда дорога тому же участковому была закрыта.
В холодильнике Бакшеевых оперативники нашли банки и пакеты с мясными заготовками и фрагментами человеческой кожи. Сейчас с ними работают эксперты-криминалисты. С помощью ДНК-исследований можно будет понять, принадлежат ли они людям, а возможно, даже вычислить и их личности. Оперативники уже подняли картотеки без вести пропавших людей и ищут их близких родственников, чтобы сопоставить генетику.