Самолёт с выжившей девочкой могла сгубить обратная тяга

Фото: © МАК

36670
В распоряжение Лайфа попали предварительные результаты расшифровки чёрного ящика Let L-410 Turbolet, разбившегося в Хабаровском крае.

Комиссия МАК, расследующая крушение винтового самолёта под Нельканом, сделала первые промежуточные выводы. Специалисты изучили данные одного из ящиков. Непосредственной причиной падения комиссия называет нештатный режим работы правого двигателя. Выяснилось, что за секунды до катастрофы винт перешёл либо в режим реверса, либо на другой "незапланированный" ход. Пилоты это увидели, но не успели ничего предпринять: самолёт мигом завалился на правый бок и пошёл к земле. Теперь специалистам предстоит выяснить, был это отказ техники или экипаж каким-то образом перепутал порядок действий и включил реверс раньше положенного. Меж тем в Хабаровский край уже вылетели представители чешского завода-производителя.

Катастрофа под Нельканом

<p>Разбившийся борт Let L-410 &#34;Хабаровских авиалиний&#34; Фото: © <a href="http://www.mak-iac.org/rassledovaniya/l-410-ra-67047-15-11-2017/" target="_blank">МАК</a></p>

Маленький 19-местный "турболёт" утром 15 ноября заходил на посадку близ посёлка Нелькана в Хабаровском крае. На борту было два члена экипажа и пятеро пассажиров, в том числе трёхлетняя девочка. Неожиданно самолёт накренился на правый борт и рухнул в перелесок на расстоянии полутора километров от взлётной полосы. В катастрофе выжил только ребёнок — предварительно, девочку "прикрыли" сломавшиеся кресла. Её с травмами доставили в больницу, прооперировали, и сейчас её жизни ничего не угрожает.

На этой неделе специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) составили двухстраничный отчёт о происшествии, с которым удалось ознакомиться Лайфу. Там указано, что погодные условия и видимость были хорошими. Самолёт был совсем новым — выпущен с завода в 2015-м, а до следующего планового ремонта ему оставалось ещё 10 лет. Бортом управлял очень опытный экипаж, а командир, 42-летний Игорь Шумаков, имел налёт более 12 тысяч часов.

<p>Погибший командир воздушного судна Let L-410 Игорь Шумаков. Скриншот видео: youtube/<a href="https://www.youtube.com/watch?v=pSYl64KedIg&app=desktop" target="_blank">ТВ Советская Гавань Кулинченко</a></p>

Комиссии МАК будут помогать сотрудники чешского авиационного предприятия Aircraft Industries, которое выпускает "турболёты". Они уже вылетели в Россию для изучения обломков.

Что "горшок" рассказал экспертам

МАК уже собрал данные с параметрического самописца. Он фиксирует только технические данные о полёте: к примеру, скорость, режим работы двигателей, а разговоры экипажа не пишет. На жаргоне пилоты называют его горшком — из-за соответствующей формы.

Благодаря "горшку" эксперты уточнили и высоту, с которой упал самолёт. Первоначально СМИ называли 600 метров, однако МАК пишет, что высота была куда меньше.

"Командир доложил о готовности к посадке, [после чего] на высоте 140–150 метров самолёт с правым креном и снижением ушёл с посадочного курса и столкнулся с землёй, — пишет комиссия. — Падение произошло с большой вертикальной и малой поступательной скоростями".

<p>Бортовой параметрический самописец разбившегося L-410. Фото: © <a href="http://www.mak-iac.org/rassledovaniya/l-410-ra-67047-15-11-2017/" target="_blank">МАК</a></p>

По документам выходит, что самолёт падал практически плашмя. Такой вывод сделали потому, что самолёт провезло всего три метра по грунту после первого касания земли. На это указывает и характер повреждений: одно деревце насквозь проткнуло крыло лайнера под прямым углом. Такое вряд ли случится, если самолёт после падения продолжит двигаться по инерции.

Двигатель вышел в бета-режим

Самое интересное самописец рассказал о режиме работы правого двигателя. Ранее на основании документов от завода-производителя Лайф предполагал, что новенький движок уже приходилось ремонтировать. Сейчас МАК пишет, что оба двигателя не знали ремонта. Однако это не помешало правому винту по каким-то причинам уйти в так называемый бета-режим.

— На заключительном этапе захода на посадку, на высоте 150 метров, произошло включение бета-режима правого двигателя. Данный режим сохранялся вплоть до столкновения с землёй, — написано в документах МАК. — Экипаж распознал включение бета-режима. Включение данного режима и последующие действия экипажа привели к торможению самолёта, его развороту вправо, [а также] к его правому крену.

Этот режим можно включить из кабины экипажа рычагами управления двигателями (РУДами). Если сдвигать рычаги назад, винт сначала уменьшает свой шаг, затем уходит в режим реверса. Именно "задние" положения рычагов и называют бета-режимом, или реверсивным диапазоном.

Его обычно включают при посадке, чтобы помочь при торможении на полосе. Но, если реверс неожиданно включится в полёте или двигатель просто перейдёт на малый газ, самолёт буквально может "застопорить" в воздухе и последствия окажутся непредсказуемыми. Из-за технической неисправности двигатель способен сам оказаться в этом режиме — пилоты могли даже не прикасаться к рычагам.

Именно из-за самопроизвольного реверса двигателя в полёте упал Boeing-767 в Тайланде, погубив 223 человека. Может, в небе над Нельканом пилоты успели бы что-то сделать, будь у них запас высоты. Но всего 150 метров под крыльями не дали им этого шанса.

<p>Обломки хвостовой части фюзеляжа L-410. Фото: © <a href="http://www.mak-iac.org/rassledovaniya/l-410-ra-67047-15-11-2017/" target="_blank">МАК</a></p>

Источник в авиационной отрасли, который тоже знаком с содержанием отчёта МАК, не верит, что пилоты сами перевели двигатель в этот режим. По его словам, случайно "дёрнуть ручку" очень сложно — надо сначала перевести её в положение малого газа, потом пройти упор и только потом идёт бета-режим.

МАК не делает однозначного вывода, человеческий или технический фактор спровоцировал катастрофу. Однако он на всякий случай уже выпустил предупреждение для авиакомпаний — пройти пилотам инструктаж, как действовать при отказе двигателей, а заодно проверить системы управления винтами на всех самолётах данного типа.

Не исключено, что последствия были бы не столь серьёзными, успей винт после отказа переключиться в режим "флюгера". Так называется положение, при котором его лопасти поворачиваются "в профиль" к потоку воздуха. Ведь если двигатель откажет в полёте, площадь лопастей станет замедлять самолёт и плохо влиять на аэродинамику из-за возросшего лобового сопротивления. Поэтому конструкторы придумали поворачивать винты так, чтобы контакт с воздушным потоком был минимальным. Однако, по предположению источника Лайфа, винт "турболёта" не успел зафлюгироваться.

<p>Лопасти винтового самолёта в режиме &#34;флюгера&#34; и в рабочем. Фото: © <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Feather-of-AV-140-propeller-on-Antonov-140-100-plane.jpg" target="_blank">Википедия</a>.</p>

Ящики забрали для дела

Меж тем Следственный комитет на этой неделе изъял материалы расшифровок чёрных ящиков для экспертизы. Они нужны для расследования дела по статье 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть"). Ранее оперативники изъяли документацию у авиакомпании "Хабаровские авиалинии", которая эксплуатировала самолёт. Лайф сообщал, что в "Хабавиа" на многом экономили, в том числе провели сокращение персонала. Не исключено, что экономия коснулась и технического обслуживания самолётов, — ранее Ространснадзор указывал перевозчику на проколы в обслуживании своего самолёта Ан-24.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!