Дьявол в деталях. На российские вертолёты стали чаще ставить "серые" запчасти

Дьявол в деталях. На российские вертолёты стали чаще ставить "серые" запчасти

Фото: © РИА Новости/Дмитрий Коробейников

11010
Минтранс намерен выяснить, каким образом на воздушной технике оказываются контрафактные детали неизвестного происхождения, а также запчасти-двойники.

По данным Лайфа, подведомственный Минтрансу НИИ Гражданской авиации провёл аудит безопасности отечественных и зарубежных вертолётов. Результаты оказались печальными: на 183 вертолётах различных авиакомпаний нашлось 427 "серых" деталей, произведённых непонятно кем. Обнаружились целые серии "запчастей-двойников" (когда разные детали выпускаются с одинаковыми номерами и паспортами). В НИИ обратили внимание, что из-за этого невозможно контролировать жизненный цикл каждого узла: на скольких машинах он успел побывать и не истёк ли срок эксплуатации. Минтранс потребовал участить по всей стране проверки запчастей и регулярно отчитываться наверх о результатах.

Последняя глобальная проверка НИИ Гражданской авиации (НИИ ГА) показала, что от четырёх до шести процентов всех компонентов воздушных судов в стране — контрафакт.

В эту категорию попадают и детали, которые отслужили своё, но по-прежнему стоят на самолётах и вертушках. Ещё — те, которые были произведены или отремонтированы на заводах, не имеющих аккредитации от госорганов. Авиационщики называют такие компоненты "неаутентичными". Между тем самолёты и вертолёты регулярно падают именно из-за отказа того или иного узла, оказавшегося "леваком".

Об этом и пишет своим подчинённым в регионы начальник Управления поддержания лётной годности Росавиации Валерий Кудинов. Лайф ознакомился с его письмом.

— Наблюдается рост неутверждённых и сомнительных комплектующих, поступающих со вторичного рынка, — пишет Кудинов. — По данным НИИ ГА, в первом полугодии 2017-го на 183 воздушных судах уже выявлено 134 неутверждённых и 293 сомнительных компонента.

Под вторичным рынком подразумевается, что деталь пришла в авиакомпанию не с завода, а от других эксплуатантов или перекупщиков.

<p>Фото: © <a href="https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9C%D0%B8_8.jpg" target="_blank">Википедия</a></p>

По этой части отличились две авиакомпании — "Газпром авиа" и "Аэрокузбасс". Их Кудинов даже упомянул в своём письме как пример — правда, отрицательный. В случае с газпромовской авиационной "дочкой" даже пришлось вмешаться прокуратуре, чтобы через суд добиться запрета эксплуатации опасных запчастей.

— В марте этого года томский транспортный прокурор подал иск к предприятию "Газпром авиа" о запрете эксплуатации, — сообщил Лайфу источник, знакомый с ситуацией. — Компания представила на экспертизу 22 детали, из которых 10 были признаны сомнительными и неаутентичными.

"Аэрокузбасс" каким-то магическим образом поставил на свой Ми-8 такой же автомат перекоса (узел винта), который в то же самое время эксплуатировала "Алроса". На самом деле это были две детали с одинаковыми заводскими номерами — "близнецы".

Детали-двойники — отдельная головная боль у чиновников. Каждая запчасть имеет свой паспорт и номер, поэтому, если где-то всплывает деталь с тем же номером или одинаковыми документами, это говорит о фальсификации. В 2017-м детальных двойников в авиации стало больше на порядок.

<p>Титульный лист письма Валерия Кудинова. Источник: © <a href="http://www.favt.ru/" target="_blank">ФАВТ</a></p>

— В апреле обнаружили массовую фальсификацию комбинированных агрегатов управления (гидросистем), которые ставят на вертолёты Ми-8, — сообщает источник в отрасли. — В эксплуатации находилось семь "двойников". На самих деталях перебиты номера корпусов, а техдокументация подделана.

Похожая по сценарию массовая фальсификация прошла и с шестью авиагоризонтами — это прибор, который показывает лётчику положение самолёта относительно горизонта. Нужен, чтобы летать в плохих метеоусловиях.

Финальная часть письма Кудинова сводится к тому, что авиакомпании, техники и чиновники на местах плевать хотели на проверку деталей.

<p>Фото: © <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kamov_Ka-226AG,_Gazpromavia_AN1541407.jpg" target="_blank">wikipedia/parfaits</a></p>

— Все эти и другие случаи говорят о низкой эффективности работ по оценке аутентичности компонентов, если не сказать — об их отсутствии, — пишет он.

И это при том, что статистика пишется кровью: в нулевых как минимум пять катастроф с самолётами произошли из-за неоригинальных деталей, которые перетирались, лопались или изнашивались.

Однако общая печальная картина нарисовалась по вполне объективным причинам, уверены в Росавиации. Из России ушло много иностранных заводов, снабжавших русскую авиацию новыми приборами и деталями.

— В последние годы в России сократилось производство отдельных комплектующих [для воздушных судов]. Свернули связи с Прибалтикой, Украиной, чьи заводы производили достаточно много агрегатов для российских самолётов, — говорит другой чиновник от авиации на условиях анонимности. — Поэтому образовавшуюся нишу и занимает фальсификат.

Поэтому Росавиация требует поменять порядок работ. Каждый квартал материалы по каждой детали будут отправлять наверх, в центральный аппарат, для изучения и перепроверки. А чиновникам на местах наказали ещё внимательнее приглядывать за авиакомпаниями, чтобы не ставили на вертолёты что ни попадя.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!