Борт с трудной судьбой. Почему в Подмосковье разбился Ан-148

Борт с трудной судьбой. Почему в Подмосковье разбился Ан-148

Коллаж: © L!FE  Фото: © РИА Новости / Александр Кряжев / Виталий Белоусов / МЧС РФ / Марина Лысцева

126634
Следователи выясняют, что за взрыв на борту самолёта слышали жители Раменского района, после чего он перестал выходить на связь и разбился, унеся жизни более 70 человек.

На месте крушения Ан-148 "Саратовских авиалиний" в Раменском районе Подмосковья спасатели МЧС продолжают разбирать обломки. Погибли все 65 пассажиров, в том числе и несколько детей, а также шесть членов экипажа. Следователи отрабатывают ошибку экипажа в сложных метеоусловиях, техническую неисправность Ан-148, а также обледенение. Очевидцы говорят о мощном взрыве в последние мгновения полёта, что также будет изучаться экспертами. Лайфу удалось восстановить картину трагедии и выяснить, какие претензии уже были к самолёту и компании, которая его эксплуатировала.

Самолёт Ан-148 с бортовым номером RA-61704, который выполнял регулярный рейс 6В-703 Москва — Орск, должен был вылететь из столичного аэропорта Домодедово в 14:00. Однако он оторвался от земли только в 14:21. В аэропорту Орска прилёта борта ждали в 16:35 по московскому времени. В 14:27 Ан-148 внезапно пропал с экранов радаров. Оперативные службы сразу же забили тревогу. Судя по диаграмме полёта, самолёт в последние минуты вёл себя очень странно: он поднимался до высоты 1800 метров, затем упал до 1500, затем вновь поднялся до 1800 и резко пошёл к земле.

<p>Фото: © L!FE SHOT</p>

В место предполагаемого падения самолёта выдвинулись отряды спасателей. Худшие подозрения подтвердились. Дымящиеся обломки самолёта нашли на поле в районе деревни Аргуново Раменского района. Ближайшее от места падения Ан-148 — село Степановское.

Обломки самолёта разбросаны на очень большой территории. Судя по их расположению, Ан-148 начал разваливаться ещё в воздухе. Куски фюзеляжа и тела людей лежат примерно по траектории полёта самолёта. Обломки упали на землю буквально рядом с жилыми домами, поэтому жертв могло быть больше.

Известно, что на борту самолёта находился 71 человек: экипаж и 65 пассажиров, в том числе и несколько детей.

Первоначально спасатели нашли на месте крушения большое количество корреспонденции. Так появилась версия о том, что борт якобы выполнял не пассажирский, а грузовой рейс для "Почты России". Впрочем, представители последней официально опровергли эти предположения.

Взрыв и пламя

Момент падения самолёта видели несколько местных жителей. Они утверждают, что слышали громкий взрыв и видели пламя.

— Был взрыв... Большое облако, вот как ядерный, только в миниатюре! — рассказал паблику Life shot местный житель Александр.

— Взрыв был хороший! Аж тряслось всё! — заявил другой.

— Сперва что-то взорвалось под крылом, и оно загорелось. После этого была ещё одна вспышка — и самолёт резко упал вниз. Вспышку видели все. Всё было так быстро, — приводит слова другого очевидца паблик Mash.

Несмотря на слова очевидцев о взрыве на борту самолёта, версия о теракте пока не рассматривается.

Факторы риска

В первую очередь следователи отрабатывают техническую неисправность самолёта, его неправильное обслуживание, обледенение, а также ошибку экипажа при полёте в сложных метеорологических условиях.

Следователи уже допросили диспетчера аэропорта Домодедово, который вёл упавший Ан-148. По данным паблика Mash, он заявил, что самолёт взлетел в штатном режиме, ему дали разрешение на подъём на 110-й эшелон. Неожиданно на 70-м эшелоне самолёт начал снижение, на связь больше не выходил, на запросы диспетчера не отвечал. Ни о каких неисправностях командир экипажа диспетчеру аэропорта Домодедово не докладывал.

Выемки документов проходят в офисе "Саратовских авиалиний", а также в аэропорту Домодедово. Следователи выясняют, кто и как готовил Ан-148 к полёту, как работали диспетчеры.

АО "Саратовские авиалинии" — небольшая региональная авиакомпания, созданная в мае 1994 года. Она выполняет как внутренние рейсы, так и международные чартерные. В парке авиакомпании по пять Ан-148-100 и Як-42, а также два Embraer-190. В последнее время "Саратовские авиалинии" планировали заказать ещё транспортников МС-21.

Самолёт с проблемами

Ан-148 был выпущен на ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество" (ВАСО) в 2010 году по лицензии украинского конструкторского бюро "Антонов". Серийный выпуск Ан-148 стартовал в 2006 году одновременно на киевском заводе "Авиант" и в Воронеже. Стоимость самолёта составляет $26 млн.

С 2010 по 2015 год лайнер RA-61704 эксплуатировался авиакомпанией "Россия", которая пускала его на зарубежные рейсы. Однако она получила борт далеко не сразу после покупки. В начале 2010-х представитель ВАСО заявлял, что один из 148-х придётся отзывать обратно на завод. По его словам, в ходе эксплуатации обнаружился ряд дефектов, устранить которые в рабочем порядке так и не удалось.

<p>Самолёт Ан-148 &#34;Саратовских авиалиний&#34; бортовой номер RA-61704 во время взлёта в аэропорту Домодедово. Фото из архива, май 2017 года. Фото: © РИА Новости / Марина Лысцева</p>

Впоследствии заводские дефекты, как свидетельствуют данные из открытых источников, проявились вновь. Причём пару раз чуть было не привели к печальным последствиям. В 2010-м у разбившегося в Подмосковье борта отказал правый двигатель, и он вынужден был вернуться в аэропорт вылета Пулково. Через полгода на рейсе из Калининграда в Санкт-Петербург при заходе на посадку у него самопроизвольно увеличилась тяга двигателей, и пилотам пришлось уводить машину на второй круг. В обоих случаях причиной инцидентов были признаны недостатки конструкции.

В 2016 году многострадальный Ан-148 авиакомпания "Россия" передала "Саратовским авиалиниям" в рамках подписанного в 2015 году соглашения о сублизинге четырёх самолётов этого типа.

По предварительным данным, Ан-148 перед своим последним полётом был полностью проверен в аэропорту Домодедово. Техники утверждают, что двигатель, узлы и механизмы работали исправно.

Примечательно, что Ан-148 в рейсах сопровождали свои техники. Во время последнего полёта их было аж два.

Двигатель в огне

Однако из-за чего же тогда мог прогреметь взрыв и начаться пожар в районе двигателя? Опрошенные Лайфом эксперта также не исключают версию взрыва двигателя. На это указывает большой разброс обломков, их расположение по ходу движения самолёта, а также внезапный обрыв связи с экипажем. Однако большинство экспертов сомневаются в том, что это, например, был теракт.

— В Интернете появились кадры с места крушения Ан-148. Там виден фрагмент двигателя. Всё говорит о том, что двигатель разрушился в воздухе. Если бы это был теракт, то разрушился бы фюзеляж. В этом случае двигатели упали бы целыми. Думаю, судя по этому фрагменту видео, именно разрушение двигателя привело к разрушению конструкции самолёта. Второй двигатель, думаю, найдётся целым и невредимым, — рассказал Лайфу один из специалистов Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова (ЛИИ).

Другой специалист, который обслуживает в том числе Ан-148, объясняет сценарий взрыва.

— Возгорание в одном из двигателей могло спровоцировать взрыв крыла и самолёта. В крыле находятся топливные баки. Могло произойти воспламенение топлива в баках с последующим быстрым разрушением крыла и всего самолёта. А так как конструкция самолёта недостаточно прочная, он весь мог разлететься от возгорания топлива ещё в воздухе. Наверняка его баки были заправлены под горловины, — рассказал Лайфу инженер-технолог.

Есть несколько некриминальных причин, по которым мог взорваться или загореться двигатель. Знающие люди говорят, что не всегда их можно предугадать.

— Так, двигатели горят из-за негерметичности трубопроводов топливной системы и попадания топлива на горячие части, — говорит источник в Росавиации.

Специалист из ЛИИ имени Громова сомневается в том, что мог загореться трубопровод.

— Вообще-то, турбины для самолётов конструируют с защитой от возгорания топливопроводов. Тем более там есть автоматическая система пожаротушения. Но вот некачественная турбина запросто может разорваться, что могло привести к пожару и взрыву, — рассказывает собеседник Лайфа.

По его словам, были случаи, когда у самолёта-иномарки взорвался топливный бак, хотя вроде бы и не должен. Оказалось, что это было следствием перегрева от кондиционера при длительной стоянке на земле плюс короткое замыкание проводки.

По словам авиационного эксперта Сергея Крутоусова, причиной взрыва на борту Ан-148 мог стать и помпаж двигателя. Так называют срывной режим работы турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в воздухозаборнике из-за противотока газов, дымлением выхлопа, резким падением тяги.

— Эта неполадка представляет собой утрату устойчивого течения потока воздуха через турбину, что приводит к возгоранию и разрушению мотора, —рассказывает Лайфу эксперт Сергей Крутоусов. — Причины помпажа могут быть разными. Например, пилот вывел самолёт на внештатный режим, добавив на мотор нагрузки, что и привело к его поломке.

По его словам, в двигателе могли повредиться лопасти из-за некачественного материала, производственного брака, усталости металла или перегрузок. Также в двигатель могла попасть птица или какие-то предметы.

Есть ещё один вариант: на самолёте обледенел датчик скорости, который стал врать. Из-за этого приборы, в свою очередь, могли показывать неверную скорость, а пилоты увеличили тягу двигателя, ошибочно полагая, что скорость падает. Это и привело к дополнительной нагрузке на двигатель и возможному разрушению деталей.

<p>Автомобили МЧС России в Раменском районе Московской области, где самолёт Ан-148 &#34;Саратовских авиалиний&#34; рейса 703 Москва — Орск потерпел крушение 11 февраля 2018 года. Фото: © РИА Новости / Максим Блинов</p>

Двигатели для Ан-148 производит украинский завод "Мотор Сич". Эти двигатели считаются капризными в эксплуатации и требуют постоянного контроля со стороны специалистов. Интересно на этом фоне вспомнить инцидент в октябре 2017 года. Тогда у точно такого же Ан-148 авиакомпании "Ангара" сразу после взлёта в Якутии загорелся двигатель. Борту пришлось срочно вернуться в аэропорт. Эксперты по безопасности полётов тогда предполагали неисправности в топливопроводе двигателя.

Ледовый плен

Согласно ещё одной версии, которая косвенно могла привести к катастрофе, самолёт якобы не обработали противообледенительным составом. Если это действительно так, то тут мог быть недосмотр либо наземных техников, либо самих пилотов. Впрочем, по данным паблика Mash, на первых допросах сотрудники технических служб Домодедово заявили, что перед полётом самолёт был обработан антиобледенителем.

<p>Фото: © L!FE SHOT</p>

Если у разбившегося Ан-148 и было обледенение, то к прямому взрыву или пожару оно привести не могло.

— Для взрыва нужно наличие горючего материала и источника возгорания, — пояснил один из экспертов.

<p>Фото: © L!FE SHOT</p>

Однако возможный сценарий взрыва мог быть такой: после обледенения самолёт начинает падать, экипаж прибавляет обороты двигателя, создаёт дополнительную нагрузку, он разрушается или загорается, происходит взрыв.

Обледенение очень опасно для самолёта. В обычном полёте воздушный поток обтекает крыло ровно и плотно. Когда нарастает лёд, воздушный поток постоянно срывается, создаёт завихрения и тем самым снижает подъёмную силу крыла. Обрабатывать самолёт или нет, решает командир воздушного судна, в зависимости от погодных условий. При этом такая процедура весьма затратна для авиакомпании. На обработку большого лайнера требуется от нескольких сотен до тысячи литров противообледенительной жидкости, которую авиакомпания, как правило, закупает в аэропорту вылета. При стоимости литра жидкости от 3 до 5 евро на обработку целого самолёта могут потратить от 100 до 700 тысяч рублей — в зависимости от отношений с администрацией аэропорта.

<p>Фото: © L!FE</p>

Пять лет назад из-за того, что винтовой борт "ЮТэйра" не обработали против льда, погибло 33 человека. Винтовым ATR72 управляли 23-летний второй пилот и 27-летний командир ВС. Согласно официальным выводам МАК, причиной катастрофы стал отказ командира от противообледенительной обработки, что привело к ухудшению аэродинамики. Во время набора высоты самолёт ушёл в сваливание, а пилоты не сразу поняли, почему машина стала так себя вести, и не успели "вытянуть". Погибло 33 человека из 43 находившихся на борту, в том числе оба пилота.

После этой трагедии большинство российских перевозчиков ввели так называемую концепцию чистого воздушного судна. Они запретили своим пилотам выпускать самолет в рейс или предпринимать попытку взлёта, если на его критических поверхностях имеются снег или лед.

<p>Обломки самолёта Ан-148 в Подмосковье. Фото: © L!FE SHOT</p>

Ненавязчивый сервис

По данным Лайфа, причиной возможной неисправности разбившегося Ан-148 могло быть и плохое техническое обслуживание. У Ространснадзора уже были серьёзные вопросы к "Саратовским авиалиниям".

Как рассказали Лайфу источники в Ространснадзоре, в ноябре 2017-го была проведена проверка технического состояния самолёта и выявлен факт нарушения периодичности замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного стартера. Периодичность этих работ в соответствии с программой технического обслуживания должна составлять 375 лётных часов. На данном борту эти работы проводились с периодичностью 750 часов, то есть в два раза реже.

— Сейчас нельзя исключать, что техники "Саратовских авиалиний" могли халатно относиться к техобслуживанию лайнера, что могло привести к поломке двигателей при наборе высоты и последующей катастрофе, — предполагает лётчик-испытатель Магомед Толбоев.

<p>Фото: © vk.com/saratovairlines</p>

Другая серьёзная претензия авиационных чиновников связана с выполнением обязательных бюллетеней. Каждый раз, когда производитель находит у своих самолётов изъяны, он выпускает директивы лётной годности, или бюллетени. В этих документах написано, как срочно и какими ресурсами исправлять проблему. В каких-то случаях надо немедленно приземлить все борты и до устранения не поднимать в воздух — настолько опасными могут оказаться неисправности.

Один из таких бюллетеней ещё в 2016 году выпустил завод-изготовитель упавшего Ана. Лайфу удалось выяснить, что речь шла о проверке положения некоего механизма. Техники авиакомпании должны были осмотреть его и сделать соответствующую запись в журнал, однако источник в Ространснадзоре говорит, что этого так и не произошло. При этом завод-производитель пометил в своём перечне, что этот конкретный бюллетень якобы был выполнен. В распоряжение Лайфа попал список всех бюллетеней по лайнерам Ан-148 с 2016-го по 2017 год. Фактически это история всех типичных проблем, с которыми сталкиваются в период своей "жизни" эти самолёты. Так, "братья" упавшего Ана требовали доработки рулёжных систем, у них были проблемы с креплениями элементов крыла, с гидравлическими системами и вопросы к креплению капотов двигателей.

Человеческий фактор

Ещё одна возможная версия — пресловутый человеческий фактор. Катастрофа Ан-148 могла произойти из-за ошибки пилотов при взлёте в сложных метеоусловиях. Известно, что командир разбившегося пассажирского самолёта Ан-148 Валерий Губанов был опытным пилотом. На Ан-148 у него было 2800 часов налёта, а всего — 5 тысяч часов налёта. Тем не менее эксперты будут разбирать все действия экипажа.

<p>Сотрудники МЧС России в Раменском районе Московской области, где самолёт Ан-148 &#34;Саратовских авиалиний&#34; рейса 703 Москва — Орск потерпел крушение 11 февраля 2018 года. Фото: © РИА Новости / МЧС РФ</p>

Так было в случае с другим Ан-148, который разбился 5 марта 2011 года в Белгородской области, в 140 км от Воронежа. Самолёт поднялся с аэродрома Воронежского авиазавода для испытательного полёта, пилот при наборе высоты превысил допустимую скорость, после чего у лайнера загорелись двигатели и он рухнул на землю. Тогда погибли все шесть членов экипажа.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×