От кукол до тапочек. Как полиция и суды защищают FIFA от подделок

От кукол до тапочек. Как полиция и суды защищают FIFA от подделок

2187

Фото: © РИА Новости / Алексей Куденко

Чемпионат мира по футболу — это не только красивая игра, праздник и толпы иностранцев, но ещё и бизнес. Сувенирная продукция с символикой мундиаля пользуется огромным спросом, но далеко не вся она легальна. На это указывают десятки исков, поданных к бизнесменам, торгующим такими сувенирами.

В начале июня основатель сувенирного бренда Heart of Moscow Александр Эльзессер пожаловался в своём "фейсбуке", что его компания разработала коллекцию сувениров в честь ЧМ-2018, но не смогла её выпустить.

По его словам, перед началом работы над коллекцией он проконсультировался с юристами, которые сообщили, что предприниматель может использовать обозначения "Футбол", "Москва" и "18", так как Гражданским кодексом РФ запрещена регистрация подобных товарных знаков. Однако спустя несколько месяцев выяснилось, что FIFA стала правообладателем словосочетания "Москва-2018".

— В итоге коллекция не увидит свет, не будет выпущена, не поступит в продажу, мы не будем никому её предлагать ни под каким видом, мы никак не будем её продвигать и не будем рекламировать, не будем даже дарить. Это вам не хамон с пармезаном, тут всё намного серьёзнее! — пожаловался Эльзессер на своей странице в соцсети.

<p>Фото: © <a href="https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10156208675940560&set=pcb.10156208697110560&type=3&theater" target="_blank">facebook.com/elzesser</a></p>

Компания Heart of Moscow скорее исключение, чем правило. Как следует из картотеки арбитражных судов, предприниматели по всей стране не стесняются торговать продукцией с символами мундиаля без разрешения ФИФА.

Города под защитой

Символика чемпионата мира по футболу охраняется федеральным законом "О подготовке и проведении чемпионата мира по футболу…". В нём, в частности, говорится о запрете на производство и продажу товаров с символикой ЧМ-2018 без заключения соответствующего договора с ФИФА.

К примеру, Международной федерации футбола принадлежат права на изображения волка Забиваки, а также словосочетания "Чемпионат мира по футболу" и названия городов — организаторов чемпионата в сочетании с числом 2018 типа "Москва-2018" или "Санкт-Петербург-2018". Чтобы официально производить такую продукцию и торговать ею, бизнесменам нужно получить у ФИФА лицензию, которая стоит порядка 10 тысяч долларов. Не каждый предприниматель осилит эту сумму, поэтому зачастую бизнесмены идут на риск, выставляя на прилавки контрафактную продукцию.

<p>Сувениры с символикой чемпионата мира по футболу — 2018 на открытии Парка футбола ЧМ-2018 в Екатеринбурге. Фото: © РИА Новости / Полина Твердова</p>

От тапочек до кукол

Каким контрафактом торгуют российские предприниматели, можно понять из картотеки арбитражных судов. Например, в мае суд Волгограда вынес предупреждение Руслану Ермоленко за продажу двух фотографий с изображением "Забивака-2018".

Столичный арбитраж оказался более суровым к продавцам контрафакта, оштрафовав ООО "Агентство Желдорпресс — ГП" на 100 тысяч рублей. Как следует из материалов дела, ещё в прошлом году полицейские осмотрели одну из торговых точек фирмы на железнодорожной станции в подмосковном Пушкино и изъяли девять памятных монет Банка России в упаковке, маркированной обозначениями "РОССИЯ-2018", RUSSIA 2018.

— Вся изъятая продукция содержит незаконное воспроизведение товарных знаков RUSSIA 2018, "Казань-2018" и имеет признаки контрафактной. <...> FIFA не имеет заключённых с ООО "Агентство Желдорпресс — ГП" договоров, предоставляющих право использования товарных знаков правообладателя на упаковке товаров. Правообладатель не выражал и никаким иным образом не предоставлял ООО "Агентство Желдорпресс — ГП" разрешения на использование принадлежащих ему товарных знаков, — говорится в материалах дела.

Как выяснилось, монеты в контрафактной упаковке компании без сопроводительных документов поставил один из предпринимателей. Откуда он взял товар — неизвестно. Юбилейные монеты и упаковки к ним производит, например, АО "Гознак", но и у компании есть договор с немецкой компанией MDM, имеющей официальную лицензию ФИФА. Так что, скорее всего, левую упаковку для монет произвела одна из частных типографий.

<p>Фото: © <a href="http://goznak.ru/about/press/news/23659/?sphrase_id=114860" target="_blank">goznak.ru</a></p>

В Казани оперативники изъяли у бизнесмена десять пар тапочек с надписью "Казань-2018". Их продавец Рашид Меджидов никаких договоров с ФИФА не заключал и, как следствие, за незаконное использование товарных знаков был оштрафован на 25 тысяч рублей.

По сравнению с казанской художницей Ириной Зингаровой, Меджидов легко отделался. После так называемой контрольной закупки женщина стала фигурантом уголовного дела по статье о незаконном использовании средств индивидуализации товаров. По заказу некоего Эльдара художница изготовила три ростовые куклы в виде волка Забиваки. Когда куклы были готовы, выяснилось, что заказчик — майор полиции Ильдар Гайнутдинов. Поскольку заказана была не одна ростовая кукла, а несколько, сумма потянула на уголовное дело. Ущерб, который якобы нанесён FIFA, составляет 378 тысяч. Теперь женщине грозит два года лишения свободы.

— Ответственность предусмотрена как для производителей продукции, нарушающей исключительные права FIFA, так и для распространителей такой продукции, — говорит адвокат Дмитрий Шадрин.

По словам эксперта, за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, к которым относится и символика чемпионата мира по футболу FIFA 2018, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

<p>Фото: © РИА Новости / Алексей Куденко</p>

— При незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности уголовная ответственность наступает в случае, если виновными действиями потерпевшему нанесён крупный ущерб, либо оно совершено неоднократно (ст. 180 УК РФ). В других случаях нарушитель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии со ст. 14.10 АПК РФ. Если вы приобрели контрафакт в предпринимательских целях, то стоило проявить должную предусмотрительность и запросить у поставщика лицензионный договор на использование официальной символики ФИФА и иные документы, — советует Шадрин.

В России защитой интеллектуальных прав ФИФА занимается Агентство интеллектуальной собственности. Лайф запросил у агентства данные о числе предпринимателей, привлечённых к ответственности за незаконное использование товарных знаков федерации и общую сумму ущерба. В ответ нам посоветовали обратиться напрямую в пресс-службу ФИФА.

  • Популярные
  • По времени
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×