Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 октября 2018, 15:55

Жить дальше и помнить. Как прощались с жертвами керченского стрелка

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Нетипично холодное утро для Керчи. Солнце светит, но не греет. Машины, растения покрывает роса. А в центре города кипит работа. Полиция и Росгвардия выставляют оцепление вокруг площади Ленина. Большой российский триколор спустили на флагштоке, повязали чёрную ленту. На большой экран над площадью вывели видео горящей свечи с надписью "Керчь 17.10.2018". А под ним начали выставлять стойки под гробы и стулья для родственников. Всего 17 таких мест. Двоих похоронили вчера. Также в четверг одна девочка скончалась от полученных ранений.

— Дети ведь совсем, только жить начали, — шипит сквозь зубы замерший в оцеплении капитан.

Вскоре на площадь стягиваются медики, сотрудники МЧС, представители администрации, журналисты, священники. Город небольшой, многие друг друга знают. Если не лично, то через одного. На входе устанавливают рамки металлодетекторов.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

— Вы журналист? — спрашивает женщина в деловом костюме с толстым блокнотом в руках. — Зона для прессы под памятником Ленину (прямо напротив места, куда должны будут принести гробы. — Прим. ред.). Церемония начинается в 10 утра.

— А кто будет из официальных лиц? — спрашиваю я.

— Весь город будет. И весь Крым, — отрезает она.

В 10 траурный туш заряжает военный оркестр ВМФ РФ. Сотрудники МЧС вносят гробы. На местах у них уже рассадили родных. Около них дежурят врачи и психологи. Солдаты рядом держат венки. На площади настолько давящая атмосфера, что некоторые пришедшие местные жители и даже журналисты жалуются на головную боль. Спрашивают таблетки у дежурящих медиков.

— Анальгин только в капсулах остался. Вот держите, в стакане воды просто разведите. Все таблетки кончились, — отвечает молоденькая девушка в куртке поверх белого халата.

Правильно, что о присутствии медработников позаботились, в этом я убеждаюсь лично чуть позже, когда начинается движение местных жителей к гробам. Многие рыдают, некоторых женщин тактично подхватывают под руки медики буквально за секунду до того, как они готовы упасть в обморок. Отводят в сторону, нашатырь, стакан воды с лекарством. Действия отточены до автоматизма, я видел это же пару дней назад у морга во время процедуры опознания.

Город внезапно накрывает туман. Священники зажигают ладан, запах благовоний стелется по площади. Слово предоставляют прибывшему главе Крыма Сергею Аксёнову.

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов. Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов. Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

— Говорить ничего не хочется, хочется рыдать. История современного Крыма будет разделена на две части: до и после 17 октября. Что можно сказать… Сил родным и близким пережить эту трагедию. Что бы мы с вами ни говорили, мы не сможем воскресить погибших. Но я уверен, что они все желали бы, чтобы близкие и родные мужественно держались и жили дальше, чтобы те цели, которые ставили они перед собой, были достигнуты. Надо крепиться, надо мужаться. Нам всем надо объединиться и поддержать родственников, родных и близких, потерявших самое дорогое, что есть в жизни. Царствие им небесное и вечная память, — говорит губернатор.

За ним и керченскими чиновниками траурное богослужение проводит местный мулла. Один из погибших — мусульманин. После молитвы гроб сразу же уносят родственники: согласно обычаям, хоронить нужно как можно раньше.

Богослужение проводят и православные священники, а в это время к площади стягивается всё больше народу. Складывается впечатление, что половина Керчи пришла проститься с погибшими. Это предположение оказывается недалеко от истины. Поток людей настолько большой, что пришлось продлить церемонию прощания. Более двух часов стоически стояли караул, врачи, местные власти, Сергей Аксёнов и прибывшая в Керчь депутат Госдумы Наталья Поклонская. А у гробов — море цветов и слёз.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

— Вы знали погибших? — спрашиваю стоящую за ограждением пожилую женщину с букетом белых астр.

— Нет, никого. Знаю только, что в соседнем доме, кажется, мальчик живёт, который там (в политехническом колледже. — Прим. ред.) учится. Но он жив-здоров. Это же так страшно, там любой ребёнок мог оказаться. Потому и пришла, у меня внук в 11-й класс пошёл. Через год в университет поступать… ой. Хотела вот гвоздик купить. А кончились, продавщица говорит, все раскупили, — вздыхает пенсионерка.

В это время заявляют о завершении церемонии прощания. Военные с венками, сотрудники МЧС и родные выстраиваются в траурную колону, которую замыкают представители власти. Подлетает всё та же женщина с блокнотом к памятнику.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

— Прессе на кладбище категорически запрещено, проявите уважение.

Возвращаюсь к женщине с астрами.

— Не успели положить цветы, на кладбище теперь? — спрашиваю я.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

— Не смогу, думаю, здесь-то пока стояла — три раза разревелась, а там — вообще. Поеду к колледжу, там сейчас мемориал народный, говорят, — отвечает она.

Еду вслед за ней. Стихийный мемориал находится у дороги метров за 20–30 от колледжа. Ближе раньше не пропускало оцепление Росгвардии. Чёрное полотно накинули на прямоугольный дорожный знак, а под ним в прямом смысле слова гора из цветов и детских игрушек, которую окаймляют лампады и свечи. На цветах распечатки фотографий погибших с именами. Молодые, светлые лица.

— Только жить начали, — шипит в моей памяти сквозь зубы капитан.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров