Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Китайская угроза. Как российских туроператоров заставили жить по правилам КНР

Все потраченные в других странах деньги должны вернуться в Поднебесную — таков принцип современного китайского туристического рынка. Как устроен теневой рынок, который обслуживает в России многочисленных туристов из КНР, разбирался Лайф.

17 июля 2019, 04:45
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Коротаев Артём, © Shutterstock 

Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Коротаев Артём, © Shutterstock 

В 2014 году в России обвалился рубль. Товары и услуги резко подешевели в долларовом эквиваленте. Тогда в страну и хлынул нескончаемый поток китайских туристов. Их количество с каждым годом продолжает расти. Китайцев привлекает дешевизна — возможность купить у нас ювелирные украшения и часы, брендовые вещи, элитный алкоголь и продукты, а также посетить знаковые для туристов места. По некоторым данным, в прошлом году в Россию приезжало до полутора миллионов китайцев. Это практически половина от числа всех заграничных туристов.

Пикантные особенности китайского туризма

В России китайцы обычно ни в чём себе не отказывают. Словно панды, обдирают листья деревьев в столичных Хамовниках и складируют их в мешки, считая, что они целебные и потом можно будет продать их в самом Китае.

Кадры из видео © Facebook / Secret Hamovniki

Кадры из видео © Facebook / Secret Hamovniki

Настойчиво просят сфотографироваться с голубоглазыми и светловолосыми русскими людьми и иной раз неадекватно реагируют на отказ.

Заманивающий постер, в котором говорится о том, что в России зимой и летом — белые ночи, когда солнце светит все двадцать четыре часа в сутки. Фото © t.me / Въездной туризм КНР

Заманивающий постер, в котором говорится о том, что в России зимой и летом — белые ночи, когда солнце светит все двадцать четыре часа в сутки. Фото © t.me / Въездной туризм КНР

Известны случаи, когда китайский мальчик справил свою нужду в пластиковую бутылку в Эрмитаже, а один пожилой китаец с болезнью пищеварения сходил "по-большому" прямо возле Царских врат в Благовещенском соборе Кремля! Гиды объясняли такую непосредственность тем, что китайцы не видят ничего оскверняющего в экскрементах: плевать на улице и гадить на газонах в присутствии окружающих — для них совершенно нормально. Туалетные привычки китайцев привели к тому, что музеи собираются штрафовать посетителей на 100 000 рублей за отправление нужды в неположенном месте.

Для китайца совершенно нормально кинуть монетку в двигатель самолёта "на удачу" или открыть аварийный выход, чтобы поскорее выйти из душного набитого людьми салона. Китайские туристы как дети — особо не рефлексируют. Конечно, туристы из крупных городов ведут себя иначе, но в Россию в первую очередь отправился китайский "колхоз" — люди из провинции, кому не хватило денег на Европу и которыми легко управляют сопровождающие их крепкие ребята.

Можно было бы понять, за что нам такое нашествие, если бы все эти орды оставляли миллионы в российской экономике, однако в реальной жизни всё выглядит иначе.

Мужчина из центрального Китая кидает монетку в двигатель самолёта. Фото © South China Morning Post

Мужчина из центрального Китая кидает монетку в двигатель самолёта. Фото © South China Morning Post

Лояльность за "малую" долю

Все работающие с Китаем туроператоры вынуждены взаимодействовать со Специализированной информационной системой (СИС), навязываемой сверху начальством Ростуризма, что регламентировано специальным распоряжением № 741/ЕП от 26.02.2013 г. Программное обеспечение СИС создавала гонконгская компания Team Profit Consulted Limited. Она же и поддерживает сегодня саму систему, благодаря которой осуществляется страхование и контроль за китайскими туристами, прибывающими в нашу страну. Серверы Team Profit находятся где-то в Германии и периодически не справляются с нагрузкой, останавливая систему, что приводит в панику и беспокойство туристический рынок. Лайф установил, что в результате внедрения СИС произошла монополизация российско-китайского туризма и связанного с ним сегмента страхового рынка.

До 2013 года списки туристов формировали китайские туроператоры, присылая их в Россию, где российские туроператоры заверяли списки в Комитете по туризму, а после направляли информацию российским страховщикам, которые страховали китайцев, получая прибыль и выплачивая все налоги. Теперь, после внедрения СИС, ситуация кардинально изменилась — и российские турфирмы в схеме приёма туристов из Китая требуются только для того, чтобы выслать бланк приглашения для группы. Китайских гостей страхует теперь крупнейшая страховая компания в Китае — China life. Список застрахованных в Китае туристов отправляется уже в электронную базу СИС, доступ к которой в последнюю очередь получает российский туроператор. Team Profit получает свой процент за обслуживание всей системы. По некоторым данным, это немалая сумма — около шести долларов за каждого туриста!

Удивительно, как страховой рынок России "проглотил" подобный фортель китайских коллег. Ведь по первоначальному соглашению китайские страховщики должны были работать рука об руку с российскими. Однако сегодня СИС, возможно, работает исключительно в интересах Китая.

В реестре гонконгских юридических лиц Лайфу удалось найти выписку Team Profit Consulted Limited, на восьмой странице которой изложен список бенефициаров компании.

Документ предоставлен источником LIFE

Документ предоставлен источником LIFE

Имена нас не сильно удивили. В списке Наталья Королёва — жена заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Николая Королёва. И Татьяна Введенская — супруга Ивана Введенского, в прошлом крупного чиновника в сфере туризма, а ныне — "независимого консультанта". Эти две дамы сегодня выгодополучатели от работы Team Profit. То есть для государства сооружена красивая "потёмкинская лестница", свидетельствующая об увеличении потока китайских туристов и о внедрении современных электронных средств контроля, а на деле произошёл передел довольно внушительного страхового рынка в пользу China life, поделившейся добычей с бенефициарами Team Profit.

Документ предоставлен источником LIFE

Документ предоставлен источником LIFE

Мастера теневого сервиса

Но упущенная выгода российских страховых компаний вовсе не самые большие убытки для связанных с туризмом отраслей. Денег не видят ни российские отели, ни рестораны, не говоря уже об отечественных гидах.

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Лайф спросил у председателя совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрия Цуркана, могут ли эти применяемые китайцами в туристическом бизнесе серые и чёрные схемы быть связаны с этническим китайским криминалитетом, на что Цуркан ответил утвердительно:

— Да, говоря про криминалитет, вы очень близко подошли к правде. Это действительно некая криминальная сеть.

Большинство китайских туристов оплачивают путёвки ещё в Китае по минимальной цене, включающей транспорт, проживание, питание и экскурсии. В России туристов селят в принадлежащих китайцам отелях и кормят в китайских ресторанах.

Китайцы слывут довольно расточительными туристами, падкими на европейскую одежду и ювелирные украшения, но их юани проплывают мимо россиян. Китайские компании владеют ресторанами, транспортом, гостиницами и сувенирными магазинами, где продают якобы российский товар, янтарь и ювелирные изделия. На деле всё это произведено опять же в Китае. Кольца и браслеты из липового золота без пломб и с оплатой через китайские платёжные системы, рестораны по предоплате и прочие нарушения законодательства РФ не вызывают большого интереса у российских правоохранителей.

Компании, которые встречают и обслуживают в России китайских туристов, особо не парятся заботой о них. Несколько дней назад у питерских врачей был горячий денёк: к ним привезли сразу пятнадцать китайцев, отравившихся в ресторане отеля "Шанхай". Бедолаг отправили в инфекционную больницу, однако заботы врачей они не оценили — туристы сбежали, отказавшись от лечения. Есть негласное правило: все проблемы китайцев решают только китайцы.

Роспотребнадзор проверил китайский ресторан и установил, что "...дезинфицирующие средства отсутствуют. Режим мытья посуды не соблюдается. Часть продукции хранится на полу, в помещениях обнаружены тараканы и мухи. У сотрудников отсутствует санитарная одежда. Вся пищевая продукция практически обезличена. Правила её хранения в холодильнике нарушены".

"Шанхай" — это группа, которая включает отель и два ресторана в Санкт-Петербурге. Некий Юй Цзяньцзюнь владеет группой с россиянкой Орловой. И таких китайских ресторанов, отелей, магазинов на Руси очень много.

Один из участников рынка рассказал Лайфу, что русских китайцы называют "боевой нацией". И это не комплимент, поскольку образ взят из японского мультфильма, где была северная планета с глупыми, недалёкими, но агрессивными жителями, которых легко можно провести. Каждую группу китайских туристов сопровождает особый человек, который по приезде связывается с одним из нелегальных гидов, обязанных выполнить план по сбору денег с соотечественников. Все траты туристов из Китая выведены из-под финансового контроля российских служб, поскольку осуществляются с помощью онлайн-платежей через китайские системы, в том числе WeChat.

Фото © Up2China

Фото © Up2China

Программа нелегальных гидов сведена только к выкачиванию денег у китайского "колхоза".

— В то же время тысячи российских специалистов, знающих китайский язык, не могут найти себе работу, нелегальные китайские гиды отбирают у них весь хлеб, сокрушается Юрий Цуркан.

Туристов водят такими маршрутами, где цена куска поддельного янтаря может достигать двухсот тысяч, а плитки шоколада "Алёнка" — семисот рублей. У таких "гидов" есть свой план, за невыполнение которого они штрафуются.

Санкт-Петербург прослыл среди китайцев одним из самых опасных городов мира. И всё из-за рассказов подобных "гидов". Китайские туристы даже не идут в полицию, когда их грабят, считая, что закон тут не поможет. Вернувшись в Поднебесную, китайцы делятся на форумах своими историями про "страшную Россию", указывая и на криминальные склонности сопровождающих их гидов.

И пока россияне с ужасом взирают на выходки китайских туристов, крупный бизнес из КНР купил крупнейший туристический холдинг мира Thomas Cook Group, куда входит и известная с советских времён компания "Интурист". Китайская экспансия продолжается.

Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!