Маршрутка до МКС за $3,4 млрд, или почему американцы плачут и платят

Маршрутка до МКС за $3,4 млрд, или почему американцы плачут и платят

Фото: © Федеральное космическое агенство

15827
Роскосмос регулярно поднимает ценники для США — с 2006 года билеты для астронавтов подорожали в четыре раза.

По данным федерального портала госзакупок США, самый свежий денежный транш от NASA Роскосмосу датируется 28 марта 2016 года — Америка исправно платит за доставку астронавтов к своему сегменту МКС, и это обходится всё дороже. Как рассказали Лайфу в NASA, за последние десять лет полёты на орбиту подорожали в четыре раза — с $21,8 млн с астронавта до $81,9 млн. Именно так Россия компенсирует убытки от продажи американцам советских технологий в 1990-х и бесплатную доставку в начале 2000-х.

Как США скупали космический опыт СССР

В первую январскую неделю 2013 года, когда в России праздновали Рождество, президент США Барак Обама принял трудное решение: он поставил окончательную подпись под законом конгресса, разрешающим NASA до 2020 года платить Роскосмосу ежегодно сотни миллионов долларов за доставку астронавтов на МКС. Иного выбора у американцев нет: ставшие нарицательными шаттлы давно признаны опасными, а другие корабли ещё разрабатываются или обкатываются. Астронавты на МКС ждать не будут — экипаж нужно регулярно обновлять.

Собственной полноценной станции у NASA тоже никогда не было, ведь самый стабильный источник имиджа Национального аэрокосмического агентства — телескопы.

— Ещё во времена Рейгана был амбициозный проект станции Freedom, которая поражала своими размерами и массой в 100 тонн, но когда американцы подсчитали бюджет, то решили, что летать с русскими на станцию "Мир" будет вчетверо дешевле, — рассказывает доцент МАИ Владимир Зернов.

Своего лучшего клиента Российское авиакосмическое агентство нашло почти сразу после его создания. Летом 1992 года было подписано соглашение с NASA по совместному проекту "Мир — Shuttle".  

— Американцы всегда были прагматичными, поэтому уже тогда заложились на решение своих вопросов, — говорит один из сотрудников Роскосмоса. — Условия для этого были идеальными: в России началась гласность, технологии стали доступными, космическая отрасль нуждалась в деньгах. Американцы буквально за копейки скупали нужные им технологии и документы.

Это был своеобразный промышленный шпионаж: NASA интересовали манёвры, стыковки, сближение, проживание, медицинское обеспечение полётов. Эксперт Роскосмоса, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отметил, что американцы особо охотились за опытом длительного пребывания людей в космосе, который был только у СССР. Опыт был бесценным, потому что нарабатывался десятилетиями и был связан с риском для здоровья и жизни людей. У американцев в этой сфере был пробел: почти все их полёты были короткими — в пределах 10 суток.

В марте 1993 года гендиректор Роскосмоса Юрий Коптев предложил главе NASA Дэниэлу Голдину создать Международную космическую станцию (МКС, создана в 1998 году, регулярные экспедиции начались в 2000 году). Американцам проект понравился, и они профинансировали создание первых российских модулей станции.

На заре сотрудничества американские астронавты обычно летали в космос третьим членом экипажа кораблей "Союз". Он хоть и сидит справа от командира, но по обязанностям — пассажир. Затем американцы дошли до второго кресла в кабине — бортинженера. Это уже совсем другой уровень подготовки и допуска, потому что он участвует в управлении космическим кораблём — отдаёт команды, собирает различные параметры. Многие астронавты летали именно в таком качестве. Высшая ступень — командир. Он управляет кораблём, проводит стыковки. Это кресло американцам никогда не занять — российские космические корабли всегда будут пилотировать только россияне. Даже сам корабль внутри устроен таким образом, что главный оптический визир доступен только командиру.

— Американцы тогда внимательно изучали технологии, которые затем использовали для строительства своего модуля МКС, — рассказывает Андрей Ионин. — Самое смешное то, что деньги были возвратные: Роскосмос много лет бесплатно возил астронавтов на "Союзах", отрабатывая этот кредит. Только с 2006 года США стали платить России живые деньги за доставку астронавтов и грузов на орбиту "Прогрессами" и "Союзами" [в NASA Лайфу уточнили, что отдельно не платят за перевозку грузов "Прогрессами"].

Реванш на космических маршрутках

Если раньше американцев интересовали технологии, то теперь — доставка на орбиту единственной "маршруткой", причём опять же советской: первый запуск кораблей серии "Союз" состоялся ещё в 1967 году.

После катастрофы в 2003 году "Колумбии" и последующей приостановки полётов челноков Shuttle у NASA не осталось собственного корабля доставки. Сейчас работают две схемы доставки на МКС: в первом случае космический экипаж состоит из двух русских и одного иностранца, а в другом — наоборот. Обновление экипажа МКС происходит раз в три месяца — это четыре полёта на "Союзе" в год. Таким образом, Роскосмос продаёт иностранцам шесть мест в год. 

В Роскосмосе отказались отвечать на вопросы о финансовом аспекте сотрудничества с США, но в NASA дали выкладки.

— Полная стоимость контракта на 2018 год — 491 172 275 долларов за шесть мест, — сообщил Лайфу представитель NASA Дэниел Хуот. — США приобретают места в "Союзах" для астронавтов NASA и международных агентств (европейское ESA, канадское CSA, японское JAXA), они потом компенсируются бартером. Четыре рейса в год: на двух по астронавту NASA, на двух — по одному астронавту и одному партнёру из международных агентств, итого шесть мест. В контракт входят приземление и спасение экипажа в 2019 году, вплоть до 31 декабря 2020 года, все необходимые тренировки и подготовка к запуску и полёту, доставка некоторого багажа экипажа до и от станции, а также дополнительные услуги, связанные с запусками и приземлениями.

Хуот привёл данные по перечислениям NASA Роскосмосу с 2006 года, и вышло, что с тех пор транспортировка подорожала вчетверо (кумулятивная инфляция — 276%):

Итого — $3,4 млрд. Для понимания, последний транш в полмиллиарда долларов — это около трети годового бюджетного финансирования Федеральной космической программы на 2016—2025 годы (104 млрд рублей). На вопрос о том, как Роскосмос обосновывал увеличение цен (при том что доллар с 2006 года девальвировал на 18%, рубль — на 145%), представитель NASA только констатировал, что у Штатов нет выбора.

"NASA нужно обеспечить доставку с помощью квалифицированного подрядчика для поддержания работы многомиллиардного актива и для выполнения обязательств NASA перед российскими, канадскими, европейскими и японскими партнерами. Таким образом, NASA необходимо приобретать места на «Союзах»"

Прибыль Роскосмоса по меньшей мере покрывает расходы на доставку к МКС российских космонавтов: по словам Ионина, "сам "Союз" стоит около $30 млн, запуск — ещё $30—40 млн, значит, одно место стоит уже 25 миллионов долларов, не нужно забывать о расходах на подготовку, адаптацию, возвращение".

"NASA это может себе позволить, учитывая их бюджет в $17-18 млрд и то, что запуск одного Shuttle обходился в начале 2000-х годов в сумму от $450 млн до $1 млрд"

Кстати, для космических туристов путёвка стоит дешевле. В 2001 году Деннис Тито заплатил за кратковременный полёт $20 млн, а в прошлом году в космос должна была лететь известная певица Сара Брайтман, после подготовки она сняла свою кандидатуру. Официальной причиной были названы "семейные обстоятельства", но, по другой версии, она так и не смогла собрать нужные $52 млн.

Американцам придётся продлевать контракт

С одной стороны, американцы попали в зависимость от нас и их гордость ущемлена, а с другой стороны, они в выигрыше, потому что не тратят деньги на дорогостоящие запуски и направляют их на разработку новых кораблей, отметил источник в Роскосмосе. Американцы сейчас разрабатывают одновременно четыре корабля разных серий: государственный проект Orion и три проекта с участием коммерческих структур. На Orion уже потрачено более $11 млрд. Разработка сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая будет способна выводить на низкую орбиту Земли до 100 тонн груза, оценивается в $20 млрд.

Дэниел Хуот сообщил, что американский корабль на коммерческой основе доставит астронавтов к МКС, как ожидается, уже в 2017 году.

Собеседник подчеркнул, что, как только корабль будет готов и будет соответствовать требованиям, он станет приоритетным способом доставки астронавтов на МКС, а места на "Союзах" больше покупаться не будут. Но у Роскосмоса по-прежнему существенные шансы на дополнительную выручку.

— Даже если у них в 2017 году будет готов свой корабль, на его обкатку уйдёт ещё несколько лет — ведь нужно думать о человеческих жизнях, — рассказывает Андрей Ионин.

"Союз" известен не только как корабль доставки и спуска астронавтов, но и как космическая спасательная капсула. Только "Союз" аттестован по всем международным стандартам для нахождения на орбите в течение полугода — люди могут в нём безопасно укрыться и спуститься на Землю. Проекты американских кораблей предусматривают лишь доставку и спуск астронавтов, они не аттестованы для долгого нахождения на орбите. Когда создавался проект МКС, американцы брали на себя создание такой спасательной шлюпки, но затем посчитали бюджет и отказались.

По международным нормам сертификации, беспилотник должен обладать подтверждённым уровнем надёжности не менее 0,95 — это пять отказов при 100 пусках, рассказал доцент МАИ Владимир Зернов. Для обитаемого корабля международная норма составляет 0,99. Шаттлы уже не подходят под эти нормы: на 150 пусков у них было два отказа. Чтобы провести международную сертификацию нового корабля, нужно провести 100 пусков и потратить на это сотни миллионов долларов. У "Союза" такая статистика: более 2 тыс. пусков при двух некатастрофических отказах.

"В ближайшие 10 лет у американцев не появится ничего подобного. «Союз» хоть и считается тесным и некомфортным, но лучше выжить в таких условиях, чем погибнуть в комфортном Shuttle"

С другой стороны, заключает он, у российской космической отрасли тоже есть только максимум 10 лет — потом выехать и заработать на советском космическом наследии уже не получится.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×