По-блаттски: племянник экс-главы FIFA заработает $190 млн на футболе в России
Как выяснил Лайф, начались продажи билетов на чемпионат мира в России. Самый дорогой пакет стоит $2,8 млн.
В декабре 2015 года после обвинений в коррупции, в том числе получении взятки за выбор в качестве страны-хозяйки ЧМ-2018 России, президент FIFA Йозеф Блаттер отстранён от должности на восемь лет. Однако, как выяснил Лайф, скандальный уход не помешает его родственнику и друзьям заработать на будущем чемпионате мира по футболу в России. Оказалось, братья-мексиканцы Биром и его племянник Филипп Блаттер с апреля этого года продают VIP-пакеты на ЧМ-2018. Это эксклюзивное право им дал Йозеф Блаттер в 2011 году. По подсчётам Лайфа, выручка составит не менее $190 млн.
Четыре таких пакета на ЧМ-2018 уже проданы, каждый дороже $1,4 млн — это посещение 19 матчей в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе финал первенства. См. скриншоты с hospitality.fifa.com:
Как и на прошлых чемпионатах мира по футболу в ЮАР и Бразилии, лучшие места в ложи продаются в рамках программы Hospitality — на русский язык переводится как "гостеприимство". Согласно правилам FIFA, купить один билет в ложу нельзя, только пакет, куда входят также питание, парковка и различные развлекательные программы. Самый дешёвый пакет — $850 в коллективной ложе (40 человек) на один матч сборной России в Самаре или Петербурге на групповом этапе. Самый дорогой оценён в три тысячи раз выше — $2,8 млн за посещение в элитной ложе всех 19 матчей в Москве и Петербурге, включая финал.
На чемпионате мира в Бразилии в 2014 году самый дорогой аналогичный пакет стоил $2,3 млн:
В Минспорта Лайфу лишь сообщили, что всего на ЧМ-2018 будет продано 3,2 млн билетов. В пресс-службе FIFA указали, что подробности общей билетной программы будут оглашены позже. Доходы от продажи обычных билетов идут в Оргкомитет по подготовке к ЧМ, который делит выручку в секретной пропорции с FIFA, отмечает экспорт по экономике футбола Михаил Гершкович-младший.
Впрочем, по VIP уже всё опубликовано: на стадионах будет порядка 5% элитных зрителей. Мы подсчитали, сколько заработают продавцы таких билетов: исходя из доступных на сайте FIFA материалов, стоимость всех пакетов составит порядка $190 млн. Это меньше, чем на ЧМ в Бразилии: тогда был поставлен рекорд, ещё за два года до старта чемпионата мира получилось выручить $262 млн.
Сбыт премиальных билетов организует швейцарская компания Match Hospitality AG, она раскрывает состав акционеров, но без долей. Аналитическая фирма Bureau van Dijk (BvD), которая собирает данные по юрлицам со всего мира, предоставила Лайфу более детальные сведения. Согласно выписке BvD, 75% Match Hospitality принадлежит компании Byrom Plc. Остальные 25% распределены между Infront Sports & Media, японской Dentsu (одно из крупнейших рекламных агентств мира) и британской Winterhill Investments Limited. Компания Блаттера заявляла, что владеет 5% акций "Матча", соответственно, на Dentsu и Winterhill Investments приходится 20%. Адрес Winterhill Investments совпадает с Byrom Plc, и можно предположить, что братья контролируют порядка 85% Match Hospitality.
Если учитывать, что стоимость всех пакетов на ЧМ-2018 составляет $190 млн, то заработок братьев Биром может составить $160 млн, компании Филиппа Блаттера — $10 млн. Как им это удаётся?
Френдшип
Match Hospitality AG уже более 10 лет реализует программу Hospitality ФИФА. Хайме и Энрике Биром — старые знакомые Зеппа Блаттера, с которыми он начал работать ещё на чемпионате мира в Мексике в далёком 1986 году (юбилей!). В России Match Hospitality учредила ООО "Матч хоспиталити" ещё в конце 2013 года, её гендиректор — Хайме Биром; прописана фирма не где-нибудь, а в "Москве-Сити", в башне "Федерация".
Там же обитает другая структура Биромов и Блаттера — "Матч аккоммодейшн 2018", она занимается гостиничным размещением команд, судей, администрации и VIP-гостей. Чтобы российский отельер смог заработать в 2018 году и помочь сделать это же семье Биром и Блаттер, ему нужно зарегистрироваться в программе, пройти проверку, заключить договор. Комиссия "Матч аккоммодейшн 2018" терпимая:
В некоторые гостиницы ревизоры не приезжали вовсе — просто отправили пакет документов и договоры по почте.
— Никаких особых требований к нам Match Accomodation не предъявляла, — сказал представитель гостиницы "Парк-отель" в Саранске. — Они просто отправили нам эти документы и оставили за собой право бронировать номера на месяц — с середины июня по середину июля 2018 года.
Пока что московские "Аккоммодейшн" и "Хоспиталити" работают в убыток, но за них можно не переживать: по инициативе министра спорта Виталия Мутко в закон о подготовке и проведении ЧМ-2018 внесены пункты об эксклюзивности продаж билетов партнёров FIFA. Начало этому швейцарско-мексиканскому партнёрству положил 30 лет назад сам Йозеф Блаттер, сейчас ему 80.
Как семья Блаттера стала билетным партнёром
В бизнес по продаже туров и билетов на футбольные чемпионаты братья Биром попали через президента Мексиканской федерации футбола Гильермо Канедо. Тот входил в штаб президента FIFA, бразильца Жоао Хевеланжа (предшественник Блаттера, руководил с 1974 года). Первый куш Биромы получили на домашнем ЧМ в Мексике в 1986 году, и тогда же с ними на организационную работу Хавеланж назначил генсека FIFA Йозефа Блаттера.
Интересно, что должность Блаттер получил в качестве приданого: он женился (второй брак) на дочке своего предшественника на посту, Гельмута Кезера, в 1981 году, тогда же и стал генсеком. Сыновей у него нет, и этим можно объяснить вовлечение в бизнес натренированного стенами McKinsey племянника Филиппа. В начале 2000-х FIFA заплатила McKinsey&Co около $7 млн за два года консультаций только потому, что её руководителем был племянник Блаттера.
Задолго до того, как у Блаттера появилась вся свобода действий — в конце 1980-х, появилась Byrom Plc. Фирма прошла через чемпионаты в Италии (1990) и Бразилии (1994), росла в партнёрских званиях, но доходы фирмы не поражали воображения. По данным британского коммерческого реестра, с 1994 по 1998 годы выручка компании не превышала $20 млн, чистая прибыль — $1 млн.
Блаттер (начинал с журналистики, в Международной федерации футбола с 1975 года) стал президентом FIFA в год чемпионата мира во Франции, в 1998-м. Byrom Plc по-прежнему получала права продавать билеты и туры, однако эксклюзивного статуса всё ещё не было и приходилось делиться. Блаттер помог решить проблему: в 2002 году Биромы учредили компанию Match Services, которая получила право на продажу всех туров (билеты плюс размещение гостей) на чемпионаты мира по футболу в период с 2009-го по 2015 год.
В 2007-м FIFA запустила программу Hospitality — продажу VIP-пакетов (лучшие билеты в ложе, плюс питание и развлекательные программы). Этой программой Блаттер расширил бизнес Биромов, а заодно подтянул племянника: долю в Match Hospitality получила Infront Sports & Media, которую возглавляет Филипп Блаттер. Новая компания получила эксклюзивные права на продажу VIP-пакетов на ЧМ-2010 в ЮАР и ЧМ-2014 в Бразилии, сообщалось, что за $240 млн (Россия-2018 и Катар-2022 обошлись впоследствии дороже, в $300 млн).
Тариф "Конский"
Всего Match Hospitality на ЧМ-2018 в России предлагает 4 основных пакета: "Царская ложа", "Матч частная ложа", "Матч бизнес", "Матч павильон" и "Матч клуб".
В самом дорогом пакете — "Матч частная ложа" — предусмотрена серия "Большая тройка", это все 19 матчей в столице и Санкт-Петербурге, включая матч открытия, полуфиналы и финал. Это топовое предложение на ЧМ-2018 — средняя стоимость такого пакета составляет $1,7 млн. Четыре пакета уже проданы — за $2,1 млн, $1,9 млн, $1,8 млн и $1,4.
Чуть похуже частной ложи, несмотря на громкое название, "Царская ложа". Правда, вид с этой ложи действительно "царский", однако придётся находиться в компании 39 других таких же царей, поэтому цены немного ниже — какие-то десятки тысяч долларов. Царская ложа предусмотрена на стадионах "Лужники", "Фишт" (Сочи), "Казань-арена" и в Санкт-Петербурге. Покупатель билета в "Царскую ложу" посещает все матчи на выбранном стадионе, самый дорогой — "Лужник", $49 900. Дешевле всего почувствовать себя царём в Казани и Сочи — $24 900. Обратите внимание, что в отличие от "Большой тройки" тут речь только об играх на одном конкретном стадионе.
Выкупить всю "Царскую ложу" сразу можно, в "Лужниках" за это просят $2 млн.
Остальные пакеты — "Матч бизнес", "Павильон", "Клуб" — отличаются лишь расположением ложи, её интерьером и, вероятно, закусками и развлекательной программой. В каждой ложе будет по 40 человек. "Матч бизнес" в "Лужниках" обойдётся в $33 300, а в Мордовии — $9600; это тоже аренда одного места в ложе на весь чемпионат.
В форме для заказов пакетов указано, что цены не включают НДС и другие налоги, которые вроде бы должны поступить в российский бюджет. Мы позвонили в Match Hospitality от лица покупателей, и нам сообщили, что покупка может быть оформлена на любую компанию, в том числе и офшор, и тогда НДС платить не нужно.
Представитель компании пояснил, что счёт будет выставлен от "нашего швейцарского представительства". При этом VIP-пакеты можно приобрести в рассрочку по схеме: 10% уплачивается в течение 15 дней с даты выставления счёта, 20% — до 31 августа 2016 года, 30% — до 30 июня 2017 года и ещё 40% — до 1 января 2017 года.
Махинаторов в FIFA сдал кошатник
Хотя стоимость и количество VIP-предложений налицо, это не означает, что богачи и щедрые холдинги смогут купить билеты по этим ценам.
Возможны злоупотребления: на чемпионате мира в Бразилии в 2014 году был арестован бывший директор Match Hospitality Рэй Уиллан. Ему грозило 4 года тюрьмы за нелегальную продажу билетов, которые предназначались для спонсоров и чиновников. По версии следствия, преступная группировка, куда входил Уиллан, более 10 лет занималась незаконной продажей билетов. Однако ему удалось избежать наказания: после длительного расследования бразильский суд не нашёл в действиях Уиллана состава преступления.
Но для многих коллег Уиллана — футбольных функционеров — всё закончилось намного хуже.
Нью-йоркское отделение ФБР в 2010 году занималось совершенно не связанными с FIFA налоговыми махинациями Чака Блейзера, второго человека в КОНКАКАФ (Конфедерация футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна). Он также был членом исполнительного комитета ФИФА с 1997-го по 2013 год. Когда Блейзера арестовали в связи с уклонением от уплаты налогов, у него обнаружили вторую квартиру в небоскрёбе, спроектированном Дональдом Трампом, — квартира оказалась заполнена кошками. Сам он тоже изрядно напоминает кота:
Его отпустили с брелоком для ключей, которым он черпал компромат на коллег по FIFA, итогом стал передел футбольной империи, увольнение Блаттера. Но в корне ситуацию это не изменит: тот, кто может потянуть чемпионат во всех смыслах, получит его. Этой зимой богатейший китаец Ван Цзяньлинь (его состояние Forbes оценивает в $30 млрд), который ранее искал хороших отношений с Блаттерами и инвестировал в Infront, заключил спонсорский контракт с FIFA при её новом президенте Джанни Инфантино на $520 млн.
Как Блаттер кинул российских студентов
А бизнес семьи Блаттер, как видно, прочно стоит на ногах. В компании Infront Sports and Media, как заявлял Филипп Блаттер, за последние годы сократилась доля выручки от FIFA — c 70% до 20%. Компания занялась телетрансляциями, не только футбольными. В частности, Infront транслировала Олимпиаду-2014 в африканские страны.
В 2012 году Филипп Блаттер пытался получить коммерческие права на трансляции чемпионата России по футболу. Infront была настроена серьёзно: в первые два года Infront хотела бесплатного права показа матчей, зато обязалась инвестировать в качество картинки матчей (10–15 камер на матче), то есть собственно в российский футбол. В третий и четвёртый годы компания Блаттера готова была отдавать по $70 млн ежегодно и ещё треть от прибыли, если она превысит эти $70 млн. Далее по $80 млн. Филипп Блаттер говорил, что рост качества картинки повысит и посещаемость матчей.
Но Российский футбольный союз предложение не устроило, они продали права на трансляцию трёх сезонов РФПЛ компании АО "НТВ-Плюс" за $100 млн и решили развивать собственный телеканал "Лига ТВ". Результаты оказались плачевными, а могло быть иначе. При любом денежном закулисье "картинка" с чемпионата мира по хоккею 2016 года (проходил в России) была, по общему мнению, качественной; организовывала трансляции Infront.
Так или иначе, с Блаттерами ты всегда в шаге от скандала. ООО "ИСХМ — Спорт хоспиталити менеджмент" готовила еду и оказывала ресторанные услуги гостям Сочи-2014, а после Олимпиады оказалась в центре зарплатного скандала, но с Блаттером этот конфликт ещё никто не связывал. ИСХМ не заплатила 850 студентам, которые приезжали со всей страны и работали в Сочи поварами, официантами и посудомойщиками.
Различные компании по подбору персонала, которые и привлекли для работы студентов, а также поставщики подали на ИСХМ в суд. Исковые претензии превысили 40 млн рублей; долги взыскиваются медленно и разрозненно. Связаться с представителями ИСХМ не удалось: номера, зарегистрированные на фирму, не обслуживаются. Бывшие сотрудники ещё в обиде:
Он вспомнил ещё одну интересную подробность:
— Та женщина, у которой мы жили, нам рассказывала, что ИСХМ откаты от неё требовала, — рассказал он Лайфу. — Получается, что они заявляли одну сумму, гораздо большую, а платили меньше, разницу оставляя себе.
Ольга Крутько, которая работала официантом в Сочи, рассказала, что ИСХМ до сих пор не выплатила деньги студенческим организациям, через которых набирала студентов, и организациям пришлось рассчитываться с ребятами из собственного кармана.
Что делать недовольным, неясно.
Блаттер танцует в любой непонятной ситуации: