Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 июля 2016, 12:23

У Немцова был шанс остаться в живых

Коллегия присяжных будет судить в военном суде пятерых человек, обвиняемых в убийстве Бориса Немцова.

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Алексей Даничев, Илья Питалев

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Алексей Даничев, Илья Питалев

Сегодня в Московском окружном военном суде начались предварительные слушания по делу об убийстве политика Бориса Немцова. Здание суда оцеплено полицией, а внутрь пускали только адвокатов. Суд удовлетворил ходатайство пятерых обвиняемых, и теперь их будут судить присяжные. Лайф выяснил, как раскрыли это дело, что говорили обвиняемые и свидетели, а также почему у политика был реальный шанс остаться в живых. 

8 марта 2015 года в тесном кабинете генерала Игоря Краснова в здании Следственного комитета в Техническом переулке было многолюдно: сам следователь, обвиняемый — боец спецбатальона "Север" Заур Дадаев, — его адвокат, оперативники. В кабинете включена видеокамера. Следователь зачитывает права и обязанности и просит Дадаева вкратце рассказать про убийство Немцова. Видно, что генерал волнуется: дело резонансное, а этот человек говорит, что это он убил политика. Дадаев ведёт себя более чем свободно.  

— Во Франции была опубликована газета с карикатурой Мохаммеда Пророка. После этого там произошло убийство, но, несмотря на это, Немцов поддержал карикатуры и хотел опубликовать на территории Российской Федерации. После того как Немцов это поддержал, возникла эта проблема. За это я его и убил, — несколько сумбурно рассказывает Дадаев, жестикулируя руками.  

Ещё полтора года после этого сыщики собирали доказательства, улики, экспертизы и показания других людей. Только 20 июня 2016 года Следственный комитет объявил о завершении расследования дела об убийстве Немцова.

Обвинения были предъявлены Зауру Дадаеву, братьям Анзору и Шадиду Губашевым, Темирлану Эскерханову и Хамзату Бахаеву. Следователи считают, что двое первых убивали Немцова, а остальные — прятали их и помогали покинуть Москву. Заказчиком убийства политика назван Руслан Мухудинов — ему предъявили заочные обвинения, с ноября 2015 года он объявлен в международный розыск. Причиной убийства Немцова следователи видят только корыстный мотив: Дадаев и его сообщники хотели заработать 15 миллионов рублей. 

Бесполезный свидетель

Борис Немцов был убит в 23:30 27 февраля 2015 года в центре Москвы — на Большом Москворецком мосту. На расследование бросили элиту — следователя СКР генерала Игоря Краснова, два десятка его коллег из Москвы и соседних регионов. Сопровождали дело сыщики легендарного МУРа и Главного управления угрозыска МВД. Работа в Техническом переулке кипела день и ночь.

Первым свидетелем стала подруга Немцова — 23-летняя киевская модель Анна Дурицкая. Она хоть и провела с политиком последний вечер его жизни, но толком следователям не помогла.

— Мы встретились в ГУМе, провели там в кафе полтора часа. Примерно в 23:15 вышли из кафе и пошли в сторону дома Немцова. На мосту я услышала какие-то хлопки, подумала, что это петарды, и стала смотреть под ноги. Тут я и увидела, что Борис падает, я обернулась и увидела машину серебристого цвета, которая быстро отъезжала, — рассказала на допросе Дурицкая. 

Следователи свозили её по местам, где она была с Немцовым в этот день: к его дому на Малой Ордынке, в спа-салон, к ГУМу и Большому Москворецкому мосту. Дурицкая только ревела и ничего конкретного не вспомнила. Все показания она давала в салоне машины и под охраной: выпускать её на улицу было слишком опасно.  

— Я не знаю, я ничего не помню, — раздражалась Дурицкая в ответ на вопросы следователя. 

"Не киллер я, не заказной"

Дело сдвинулось, когда через неделю вычислили и задержали главных подозреваемых: бойца спецбатальона "Север" Заура Дадаева, его родственников — братьев Анзора и Шидида Губашевых, Темирлана Эскерханова и Хамзата Бахаева. Ещё один фигурант — бывший охранник Беслан Шаванов — погиб при задержании. К радости следователей, Дадаев и Анзор Губашев заговорили — они взяли вину за убийство Немцова на себя и рассказали, как всё было. 

Дадаев приехал в Москву 10 января 2015 года и жил на Веерной улице. Здесь у чеченцев было две квартиры: в домах № 3 и № 46. В первой квартире жили братья Губашевы и Шаванов. На картах памяти у них была записана всякая попса, фотографии. Судя по истории браузеров, Дадаев и его приятели развлекались играми и просмотром сериалов. Они также интересовались ситуацией вокруг публикации карикатур во французском журнале "Шарли Эбдо".

Почти каждый день Дадаев, Анзор Губашев и Шаванов выезжали следить за Немцовым. Перемещения и рабочий график политика были непредсказуемы, поэтому до 27 февраля они видели его раза три, да и то издали. Во двор его дома и на работу они заходить не решались — "чтобы не светиться". Подходящего момента для убийства ждали долго. 27 февраля был вполне обычный день: Дадаеву позвонил Беслан Шаванов и сказал, что Немцов сидит в кабаке в ГУМе. Дадаев взял такси и поехал туда. 

— Немцов вышел из кабака со своей девушкой и пошёл по мосту. Народу не было, это было хорошо: мы не хотели случайных жертв. Я шёл за ними в 20—30 метрах. Я его начал догонять быстрым шагом, чтобы он опять куда-нибудь в толпу не ушёл. Когда до Немцова осталось пять метров, рядом случайно проезжала мусороуборочная машина. Машина сравнялась, я достал правой рукой пистолет. Я сам левша, поэтому переложил пистолет в левую руку и выстрелил Немцову в спину три раза, — рассказал Дадаев.

Немцов упал и потянул за собой подругу. Дурицкая стала плакать, но киллер её пожалел: "она-то была ни при чём". Дадаев видел боковым зрением, как девушка смотрит на него, но так и не решился посмотреть ей в глаза. У Дадаева в этот момент была другая забота: он поднёс трубку к уху и сказал на чеченском языке сообщникам, чтобы его забрали с моста. Как оказалось, он включил телефон в режим разговора с Шавановым, когда только ещё пошёл вслед за парой, поэтому тот слышал всё, что происходило на мосту. 

Немцов вполне мог остаться в живых. У него было крепкое здоровье, и даже после трёх пуль в спину он попытался подняться. Дадаев в это время уже ждал машину около дороги, но в последний момент обернулся и увидел, что Немцов встаёт. Это его удивило: "здоровый он такой был мужчина". Прямо от бордюра он выстрелил в Немцова ещё три раза. Дадаев говорит, что только одна пуля попала Немцову в плечо, а остальные прошли мимо. 

— Меня забрала машина — серебристый седан, машина не российского производства. Мы отъехали от моста, там я вышел, взял попутку. Проехал с ним ещё, вышел, остановил такси, проехал какое-то время, вышел, взял другое такси и доехал до дома на Веерной, — вспоминает Дадаев.

— А почему вы выбрали для убийства пистолет? — спросил его Краснов. Дадаев на мгновение задумался и улыбнулся. — Не киллер я, не заказной, поэтому, наверное, и выбрал пистолет, — развёл он руками. 

С машиной и оружием Дадаеву помог некий чеченец, которого в московском землячестве все звали Русик. Ни фамилии, ни его рода занятий он не знал. Он же обещал каждому по пять миллионов рублей за решение вопроса по Немцову. Следователи считают, что это был Руслан Мухудинов. 

Киллер наткнулся на разборку

После убийства Дадаев не сразу попал в квартиру — ему пришлось полчаса гулять около дома. Ещё на подходе он увидел, что на лестничной площадке на втором этаже идёт скандал: "какие-то подвыпившие люди, была паника". Он решил переждать дебош на улице, после чего поднялся домой. Следователи позже выяснили, что в подъезде была поножовщина, на которую выезжали местные полицейские и скорая. 

Ещё через час на Веерную приехали Беслан и Анзор. Из дома Дадаев позвонил Русику и на чеченском языке попросил его приехать на Веерную самому или прислать кого-нибудь, чтобы забрать пистолет. Вскоре действительно приехал какой-то худощавый парень, которому Дадаев и вручил пистолет. 28 февраля в Грозный улетели Шаванов и Губашев, а 1 марта — Дадаев. 

Машину, оружие и одежду мы скинули по пути

Слова Дадаева на допросе 19 марта повторил и его брат Анзор Губашев. У него тоже был зуб на Немцова из-за его высказываний о карикатурах. 

— Я переговорил с братом Зауром, и мы решили убить Немцова, — рассказал Анзор Губашев. — Мы его убили.    

Рассказ Губашева про день убийства Немцова немного отличался от воспоминаний Дадаева. По его словам, 27 февраля Губашев, Дадаев и Беслан Шаванов все вместе приехали к 10 часам утра на автомобиле ZAZ-Sens к дому Немцова на Малую Ордынку. Там они были примерно до 10 часов вечера.

— Мы там были весь день: выходили из машины, ходили в соседний магазин. Range Rover Немцова несколько раз приезжал-уезжал, но в нём был только водитель. Часов в 10 вечера машина вернулась, мы подумали, что больше ничего не будет, и хотели уже ехать домой. Джип опять выехал из ворот, и рядом с водителем сидел Немцов. Они поехали в сторону Кремля. Около Красной площади Немцов отпустил водителя и пошёл пешком к ГУМу, — рассказывает Губашев.

Компания упустила Немцова, потому что они увидели впереди гаишника и ждали, когда он уйдёт: у них не было с собой документов на машину. Губашев и Шаванов побежали к ГУМу, где через окно увидели, что Немцов встретился с какой-то девушкой в кафе. 

В этот день было холодно, поэтому они вернулись к машине с Дадаевым, которая стояла около Большого Москворецкого моста. Примерно в 23:00 Губашев и Шаванов пошли опять к ГУМу и на улице наткнулись на Немцова и его подругу. 

— Около магазина стояли таксисты, мы думали, что Немцов возьмёт машину, но он со своей девушкой пошёл пешком в сторону дома. Мы позвонили Зауру, сказали, что ведём его. Он взял пистолет и пошёл, — рассказал Губашев. — Брат Заур и Беслан постоянно созванивались, затем он сказал, чтобы его забрали с моста. Мы поехали туда. 

На мосту они увидели снегоуборочную машину, Дадаева и лежащего на дороге Немцова. 

— Брат Заур сел на переднее сиденье, сказал, что стрелял шесть раз, мы поехали, повернули в сторону центра. Там Заур вышел, а мы поехали дальше, — вспоминает он.

По словам Губашева, Дадаев в машине отдал ему пистолет ПМ, чтобы тот его спрятал. Он открутил от него глушитель и положил в маленькую сумочку чёрного цвета, которая была на нём.

— Машину мы скинули на Арбате, одежду — в районе нашего дома на Веерной, а пистолет — где-то по дороге, но не помню где, — рассказал Губашев. — Затем мы поймали машину, доехали до метро, затем ещё поймали машину и приехали домой.   

Губашев согласился показать в городе все места, о которых он рассказывал. Следственная бригада посадила его в микроавтобус, и они стали объезжать разные адреса: дом Немцова на Ордынке, ГУМ, Большой Москворецкий мост, Арбат, дом на Веерной. Губашев был слишком ценным свидетелем, поэтому были опасения, что его могут убить. Перед тем как он выходил на улицу, все подступы блокировали бойцы спецназа ФСБ: они становились по углам и следили за обстановкой.

Найти главную улику — пистолет, из которого был убит Немцов, — следствию так и не удалось. Губашев говорил, что скинул его где-то по пути, а Дадаев — что отдал его в квартире на Веерной какому-то человеку от Русика. 

Загадочный Mercedes и киллер из ниоткуда

Следователи собрали и другие доказательства. В их руках оказались записи с камер наблюдения в ГУМе, на улицах в центре Москвы и с регистраторов автомобилей, которые оказались 27 февраля в районе ГУМа и Большого Москворецкого моста.

Самой любопытной была запись с регистраторов одной из машин, которая за несколько минут до убийства Немцова выезжала на Большой Москворецкий мост. На записи видно, как Немцов и Дурицкая пешком идут от ГУМа к мосту. Примерно в этот же момент перед мостом вдруг остановился легковой Mercedes чёрного цвета, который стал совершать странные манёвры: будто получив сигнал о том, что Немцов идёт туда, водитель сначала повернул под мост, затем вернулся, на большой скорости помчался по мосту, где из правой полосы вдруг развернулся на противоположную сторону через двойную сплошную и скрылся. Через несколько секунд после этого и был убит Немцов. Эксперты считают, что это могла быть машина с сотрудниками украинских спецслужб — СБУ. Их причастность к убийству политика не исключают и российские следователи.

До сих пор точно не известно, как киллер оказался на мосту в момент убийства. Показания Дадаева расходятся с другими доказательствами. Видеокамера телеканала ТВЦ запечатлела, как в 23:30 Немцов с Дурицкой идут по мосту, но за ними и перед ними никого нет. Когда с ними поравнялась уборочная машина, то из-за неё выскочил человек, подбежал к обочине и там уже запрыгнул в легковой автомобиль светлого цвета. Откуда он взялся — непонятно. На Большой Москворецкий мост можно подняться по лестнице с набережной или попасть по тротуару со стороны Васильевского спуска. Дадаев говорит, что шёл по мосту от Красной площади. 

В любом случае собранные доказательства и показания Дадаева и Губашева теперь будет оценивать суд.

После допроса 8 марта 2015 года генерал Краснов спросил Дадаева, почему он решил обо всём рассказать. 

— Все факты говорят против меня. Я раскаиваюсь и прошу у Всевышнего о милости, потому что лишил человека жизни. Можно было бы к нему подойти, поговорить, объяснить ему, что он не прав, переубедить его, — заявил Дадаев.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar