Росимущество хочет разрешить приватизировать "наркозаводы"
Госпредприятия, имеющие лицензию на производство наркосодержащих препаратов, могут получить больше возможностей, чтобы зарабатывать самим и делиться с бюджетом.
Кадр из фильма "Во все тяжкие". © kinopoisk.ru
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) предлагает вновь вернуться к приватизации заводов, производящих наркосодержащие препараты. Эксперты говорят, что фактически всё это делается для того, чтобы госпредприятия перешли в формат акционерных обществ и получили больше возможностей для бизнес-деятельности. Это поможет им дополнительно зарабатывать самим и делиться с бюджетом.
По данным Лайфа, Росимущество разработало и направило в Минздрав, который курирует наркопредприятия, соответствующие поправки в законы.
— Росимущество считает необходимым <...> снять ограничения на приватизацию ГУПов, а также в части расширения круга агентов государственной монополии, включив в него хозяйственные общества, образованные из ГУПов в порядке приватизации, — указано в пояснительной записке к проекту поправок.
Сейчас в России на всё, что связано с легальным оборотом наркосодержащих препаратов, действует госмонополия. Это значит, что в лечебных или научных целях выращивать, производить, перевозить, продавать и разрабатывать новые нарковещества могут только ГУПы и муниципальные унитарные предприятия, обладающие специальной лицензией (они называются агентами госмонополии). Если той же деятельностью, пусть и с благими целями, попытаются заняться не агенты, а юрлица других типов — например, ПАО или ООО, — это будет уже уголовным преступлением.
Речь в документах идёт о приватизации того типа предприятий, которые работают с веществами из Списка II. Так называется перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в России ограничен, а за их производством, продажей и перевозкой тщательно следят. Список II большой, но в основном там фигурируют различные вариации кокаина, кодеина, морфина, а также готовые таблетки на их основе, которые отпускаются из аптек только по рецепту. Один из известнейших производителей такого типа лекарств — Московский эндокринный завод.
Однако ни один человек "с улицы" не сможет купить частичку такого завода, ведь по закону производить наркотики может только государство. И, если хотя бы один процент акций в новых ПАО окажется в руках частных лиц, завод потеряет возможность заниматься своим основным видом деятельности — производить наркотические вещества.
Это понимают и в Росимуществе.
— После снятия соответствующих ограничений на приватизацию ФГУПы не смогут заниматься одним из основных видов своей деятельности, что негативно скажется как на их финансовом состоянии, так и на рынке [обезболивающих] препаратов, — указано в документе.
Поэтому Росимущество и предлагает расширить список типов юрлиц, имеющих право на производство наркотиков, — то есть включить туда акционерные общества. Правда, общества эти должны быть со 100%-ным государственным участием.
Адвокат Тагир Самакаев говорит, что на такую приватизацию с сохранением полной госдоли пошли ради увеличения оборотов и прибыли.
— Де-факто приватизация — это когда любое государственное предприятие превращается в акционерное общество, а это уже изменение его организационно-правовой формы, где существуют уже совершенно другие нормы права, которыми оно руководствуется, — отмечает адвокат. — У акционерного общества возможности для получения прибылей шире. ГУП — это всё-таки вертикально-распорядительная структура, а акционерное общество может более свободно заключать новые контракты и учреждать свои "дочки", то есть создавать совсем иной маршрут получения прибыли. Кроме того, от доли в акционерном обществе государство сможет получать дивиденды.
Адвокат Юрий Моисеев отметил, что в ПАО государству не нужно будет так же вкладываться, как в ГУП, и приватизация нужна и для того, чтобы уйти от модели, когда государство дотирует деятельность фармзаводов.
— В ГУПы государство вкладывает бюджет, а в форме публичного акционерного общества такой дотирующей модели не будет, — отметил адвокат. — Кроме того, изменение формы собственности позволит выйти фармзаводам на международный уровень, искать партнёров за рубежом.
Согласно плану приватизации на 2014—2016 годы, в России планируется приватизировать 1795 ФГУП. Несколько десятков из них имеют отношение к производству наркотических веществ, в том числе используемых в обезболивающих таблетках. Ещё 170 муниципальных унитарных предприятий (МУПов) имеют лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесённых в Список II.
Эксперты говорят, что аптеки этот путь уже прошли.
— С аптеками эта история уже давно длится, к примеру, все питерские аптеки уже давно переведены из ФГУП в акционерные общества со 100%-ным госучастием, — рассказала Лайфу председатель Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации фармацевтических работников Татьяна Зайченко. — Это делается для того, чтобы избавиться от непрофильных функций.