Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 декабря 2016, 10:20

Старик Ил-18 не выдержал пургу и ветер

Эксперты считают, что военный самолёт мог разбиться в Якутии из-за сложных погодных условий и нехватки топлива.

Фото: © РИА Новости/Лев Поликашин

Фото: © РИА Новости/Лев Поликашин

Несмотря на полярную ночь, пассажиры турбовинтового старичка Ил-18 Космических войск России не спали. На его борту находилось 39 человек: 32 пассажира и семь членов экипажа. Это были пилоты, бортмеханики и технический персонал, которые летели из екатеринбургского аэропорта Кольцово в Якутию на смену авиаторам местной вертолётной эскадрильи. Многочасовой перелёт, который начался ещё в воскресенье днём на Урале, уже подходил к концу. Через несколько минут Ил-18 должен был приземлиться в Тикси. Примерно в 10:45 самолёт внезапно затрясло, он стал резко снижаться, после чего произошёл мощный удар о землю.

Посадка в поле

Ил-18 разбился примерно в 25 километрах от посёлка Тикси в Республике Саха — Якутия. Борт вылетел из Кольцово в воскресенье и взял курс на Канск в Красноярском крае. Там была запланирована промежуточная посадка. Из Канска он уже направился в Тикси. От удара самолёт развалился на несколько частей. Однако возгорания при этом не было. Что именно произошло с самолётом — пока неизвестно. Перед падением командир Ил-18 выходил на связь с аэропортом Тикси. Источник Лайфа в правоохранительных органах говорит, что экипаж не сообщал на землю о каких-то неполадках или проблемах с самолётом.

По информации Лайфа, никто из пассажиров и членов экипажа упавшего самолёта не погиб.

— После жёсткой посадки 28 человек находятся в тяжёлом состоянии, шестеро пребывают в крайне тяжёлом состоянии, пятерым оказали помощь на месте, — рассказал Лайфу источник в МЧС. — 34 человека доставлены в центральную районную больницу Булунского района. У них диагностированы черепно-мозговые травмы.

Лайф выяснил, что один из находившихся на борту Ил-18 подполковник Александр Боровков в 2016 году командовал вертолётным звеном на Параде Победы в Екатеринбурге. 

Пострадавших с места падения Ил-18 эвакуировали на вертолётах. Об этом Лайфу сообщил глава Булунского района Игорь Кудряшов.

— Росавиация на вертолёте Ми-8 и ещё три вертолёта Минобороны России провели совместную операцию по эвакуации пострадавших с места аварийной посадки. Всех людей вытащили, — заявил Кудряшов.

Заместитель министра здравоохранения Якутии Людмила Вербицкая рассказала Лайфу, что всем пострадавшим оказывается своевременная и качественная медицинская помощь. Из Якутска в Тикси срочно вылетела бригада из травматологов, нейрохирургов, хирургов и анестезиологов.

— Сейчас в Тикси люди доставляются в Центральную районную больницу. Медицинская помощь оказывается. Запасы и крови, и лекарственных препаратов у нас имеются. Идёт сортировка пострадавших. Из Якутска мы отправляем специализированную бригаду. Борт, который улетел, он сядет, и люди, которые нуждаются в помощи, будут доставлены в город Якутск, — пояснила Вербицкая.

На место крушения Минобороны также направило специальный борт, который оборудован медицинскими модулями. Там же находится бригада врачей военного госпиталя имени Бурденко. Однако работа на месте крушения Ил-18 осложнена из-за пурги и сильного ветра. Об этом Лайфу рассказали в пресс-службе главы Якутии Егора Борисова.

Несмотря на эвакуацию всех пассажиров и членов экипажа самолёта Ил-18, спасатели продолжают работу на месте крушения. В частности, из-за сильной деформации корпуса им приходится разрезать фюзеляж самолёта гидравлическими ножницами. На месте работает группа авиационных экспертов Минобороны, которые разбираются в причинах жёсткой посадки.

Погода подвела

По предварительным данным, Ил-18 мог разбиться из-за сложных погодных условий, а также ошибки пилота. В условиях полярной ночи и метели экипаж мог неверно выбрать высоту и режим снижения.

Специалисты Минобороны уже нашли чёрные ящики разбившегося Ил-18. Самописцы теперь отправят в специализированную лабораторию для расшифровки. Военная прокуратура Восточного военного округа и Военный следственный отдел СК РФ по Якутскому гарнизону выясняют обстоятельства жёсткой посадки Ил-18. Военные эксперты также изучат качество топлива, которым перед полётом заправляли разбившийся самолёт, а также техническое состояние узлов и деталей Ил-18.

Глава Булунского района Якутии Игорь Кудряшов рассказал в эфире Лайфа, что очевидцы крушения Ил-18 Минобороны РФ заметили пожар в левом двигателе воздушного судна.

— Некоторые люди говорили, что произошёл удар о землю, был пожар левого двигателя, после чего произошла довольно жёсткая посадка, — рассказал он Лайфу. 

Согласно ещё одной версии, у Ил-18 попросту могло не хватить топлива, чтобы дотянуть до Тикси. Дальность полёта на подобных модификациях Ил-18 — 4000 километров. Самолёту же надо было лететь 3600 километров. Поэтому при сильном встречном ветре, говорят эксперты, ему могло не хватить топлива. 

— При сильном встречном ветре уменьшается путевая скорость на 10–20 километров. Поэтому самолёту могло не хватить топлива, — рассказал Лайфу заслуженный пилот России, бывший лётный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник. — Под Новый год спешат, экономят, могли не дозаправить, могла быть утечка.

Военный самолёт мог потерпеть крушение из-за того, что попал в сильную метель, заявил Лайфу главный специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец.

— Погода там сложная. Определяется прохождением холодного арктического фронта: снег, метель. Порывы ветра достигают 10 метров в секунду. В атмосфере таких опасных явлений для авиации не было. На мой взгляд, метеоусловия могли спровоцировать развитие катастрофической ситуации. Это касается ухудшения видимости при зарядах снега. На Крайнем Севере это самая больная точка в плане погоды, — пояснил Тишковец.

В правительстве Якутии также склоняются к версии синоптиков о возможной причине катастрофы Ил-18. Как говорится в сообщении пресс-службы губернатора региона, предварительной причиной крушения стал сильный боковой ветер.

Надёжный старик

Известно, что рухнувший в Якутии самолёт Ил-18 RF-91821 совершил первый полёт в 1965 году, сейчас ему 51 год. С 1979 по 2010 год базировался в Улан-Удэ на аэродроме Восточный. С 2010 — в Екатеринбурге.

Вообще Ил-18 летают с 1957 года. Самолёт классифицируется как четырёхвинтовой низкоплан. С высотой полёта это название не связано: так зовутся самолёты, крыло которых проходит по нижней половине фюзеляжа. Основные назначения Ил-18 — пассажирский или грузовой самолёт. Иногда их оборудуют как летающие лаборатории. Для своего времени компоновка самолёта была одной из лучших в своём роде. Его проектировали специально для работы в тяжёлых условиях, он может продолжать лететь даже при отказе одного или двух двигателей. Если остановится один из винтов, "восемнадцатый" сможет лететь дальше без снижения на высоте 8000 метров. При отказе двух двигателей Ил также продолжит лететь, но на меньших высотах и скорости. Дальность полёта при этом уменьшится незначительно.

Интересно, что Ил-18 умеет "чуять" грядущее ухудшение погоды и предупреждать об этом экипаж. В носовой части фюзеляжа установлен радиолокатор, предупреждающий о встречающихся препятствиях (горы, высотные здания), а также о встречных самолётах и грозовых фронтах.

Ил-18 считается очень надёжным самолётом. Его конструировали так, чтобы он терпел повышенные нагрузки. Многие элементы дублируются, а элементы конструкции усилены. Это один из первых советских самолётов, который оснащён пилотажно-навигационными системами для полёта и посадки при плохой видимости и в сложных метеоусловиях. На него также чуть ли не впервые в СССР поставили электротепловую противообледенительную систему. От намерзания льда в полёте защищены носки крыла, лопасти винтов, воздухозаборники двигателей, стёкла кабины.

— Это удивительно надёжная, прочная машина, где всё продумано. В Ил-18 есть лишь одна ситуация, одна особенность, при которой происходит беда: при отказе двух двигателей с одной стороны. Не хватает рулей, чтобы его удержать, он идёт с большим креном и даже может перевернуться, — рассказал Лайфу заслуженный пилот России, бывший лётный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник.

По его словам, если отказали два двигателя с разных сторон или даже все, у самолёта есть неплохие шансы выжить. Он может планировать довольно долго, и за это время экипаж может найти относительно ровную площадку, подходящую для посадки.

— Здесь они тоже 30 километров не долетели до аэродрома. Что они там делали, за 30 километров? Понятно, что где-то искали площадку или снизились ниже допустимого, — считает Сытник.

Также, по словам Сытника, причина крушения не может быть связана с износом элементов конструкции, поскольку на этом самолёте летали не очень часто.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров