Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 декабря 2016, 12:30

Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?

Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.

Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/Виктор Толочко/Екатерина Чеснокова

Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/Виктор Толочко/Екатерина Чеснокова

Комиссия Минобороны и следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ) разбираются в причинах крушения ведомственного самолёта Ту-154 над Чёрным морем, жертвами которого, по предварительным данным, стали 92 человека. Обломки лайнера уже нашли в 1,5 км от береговой линии Сочи и сейчас поднимают со дна. 

Чёрное воскресенье

К зданию Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Земледельческом переулке съезжаются родственники и друзья артистов. Люди подходят к зданию, коротко обнимаются со знакомыми и пытаются выяснить подробности крушения и судьбу своих близких. К зданию уже подъехала скорая — кому-то из родственников стало плохо.

В каждом из них теплится надежда: ведь в Сирию из подмосковного военного аэродрома в Чкаловском вылетели два борта Минобороны. Один борт успешно долетел, а второй рухнул в Чёрное море.

Авиакатастрофа произошла в 5:40 по московскому времени. Примерно через три минуты после взлёта из аэропорта Адлера Ту-154 пропал с экранов радаров. В это время он набирал высоту. Никаких сигналов тревоги экипаж самолёта не подавал.

Этот борт должен был дозаправиться в Моздоке, однако там была плохая погода — облачность и –7 градусов. Диспетчеры направили его в Адлер.

Известно, что Ту-154 вела 32-летняя женщина-диспетчер Черноморского центра организации воздушного движения — Юлия Самодурова. Она стала последней, кто разговаривал с командиром экипажа по радиосвязи перед тем, как лайнер рухнул в воду. Потерпевшим крушение Ту-154 управлял опытный пилот, лётчик первого класса Роман Волков.

К поиску самолёта сразу же были привлечены все поисково-спасательные службы авиационных частей Южного военного округа в Краснодарском крае и соседних регионах. Примерно в 1,5 км от береговой линии спасатели заметили на воде большие масляные пятна, а также различные предметы. Худшие прогнозы оправдались — самолёт разбился. Его обломки и вещи пассажиров оказались разбросаны в море на расстоянии до 15 километров от берега.

Официальный представитель военного ведомства России сообщил, что фрагменты корпуса самолёта Ту-154, рухнувшего в Чёрное море, обнаружены у черноморского побережья Сочи. Обломки находятся на глубине около 70 метров.

Вскоре спасатели начали находить и тела погибших.

Новогодний концерт

На борту Ту-154 находились 92 человека: 64 музыканта из ансамбля имени Александрова, девять журналистов, восемь военнослужащих в чине от капитана до генерала, два чиновника и представитель Международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолётом управляли восемь членов экипажа.

Также на борту находился художественным руководитель хора имени Александрова генерал-лейтенант Валерий Халилов, директор Департамента культуры Минобороны Антон Губанков, который раньше работал министром культуры Московской области.

В списке пассажиров значатся трое журналистов НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Также на борту находилась съёмочная группа Первого канала — корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Летела этим же бортом и исполнительный директор Международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, широко известная как доктор Лиза. 

— Мы знаем, что в этот день Елизавета Петровна действительно собиралась отвозить гуманитарный груз, медикаменты для тяжелобольных в Университетском госпитале в Латакии. Мы несколько недель собирали средства и груз для этой поездки, — рассказа Авилова. — Мы до последнего будем надеяться, что она могла не дойти до этого борта, могла опоздать...

Но позже выяснилось, что доктор Лиза не опоздала и действительно была на этом рейсе. 

Погибшие музыканты и танцоры ансамбля имени Александрова должны были выступить с новогодним концертом для военнослужащих в Сирии. Об этом Лайфу рассказал член эстрадной группы ансамбля Дмитрий Волков, который по счастливой случайности не полетел этим рейсом вместе с коллегами.

— И певцы, и балетные танцоры (наших там было много) — все отправились на концерт на российскую военную базу в Сирии. Они должны были там дать концерт нашим военным. Но вот случилось такое. Меня разбудил звонок в 8:30 утра, и мне рассказали страшные новости. Мы сразу начали звонить всем находившимся на этом самолёте нашим коллегам. Но, к сожалению, уже ни один из них не был доступен, — сказал он.

В Ансамбле есть солдаты-срочники, однако все они остались в Москве — на концерты такого уровня летают только профессиональные артисты. 

"Строгий" самолёт

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, сочинские военные следователи уже возбудили уголовное дело о нарушении правил полёта. По её словам, следователи уже изымают предполётную документацию и допрашивают руководителей полётов, а также техперсонал, который имел отношение к подготовке самолёта к вылету и дозаправке.

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже полностью исключил версию теракта. Однако эту версию не сбрасывают со счетов. 

— Есть основания предполагать, что на борту Ту-154 произошёл взрыв, — считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов. — В подтверждение этой страшной версии свидетельствуют большой радиус разброса обломков — более километра — и внезапность случившегося. Пилоты не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта.

Однако большинство экспертов склоняются к версии о технической неполадке, некачественном топливе или отказе электроники. Рухнувший лайнер был 1983 года выпуска. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошёл плановое обслуживание.

В Сети появилась аудиозапись предположительно последнего сеанса связи экипажа самолёта Минобороны РФ Ту-154 с авиадиспетчерами. На записи авиадиспетчер передаёт данные о погоде и другие условия вылета. В конце аудиозаписи диспетчеры пытаются связаться с экипажем самолёта, но ответа уже не получают.

— Одной из вероятных причин катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности управлять машиной экипажем. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, — рассказал Лайфу источник в ГВСУ.

Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва.

— Тогда наши эксперты выяснили, что, когда стартер вышел на опасные обороты, произошло его разрушение, а повреждённый диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, после чего произошла потеря управляемости самолётом, в результате чего он упал, — рассказывает эксперт.

 Другой источник Лайфа в СКР не исключает версию некачественного топлива.

— При взлёте из аэропорта Адлера самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, — говорит источник.

По его словам, эксперты уже взяли пробы топлива, которым Ту-154 был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Адлере. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замерзала, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры.

Пилот "Аэрофлота" Юрий Литвинов, который в своё время восемь лет отлетал на Ту-154 и хорошо знает сочинский аэропорт, уверен, что причины трагедии связаны не с погодой и особенностями воздушного порта, а скорее с отказом систем лайнера.

— Ту-154 — достаточно надёжный и очень скоростной самолёт, но лётчики его всегда называли строгим самолётом. Он не прощает ошибок. В нём устаревшее оборудование, которое требует от пилота большого мастерства. Молодые лётчики очень долго адаптировались к этому самолёту, — рассказал Лайфу Литвинов. — Учитывая, что они улетели всего лишь на полтора километра от берега, это скорее похоже на какой-то очень серьёзный отказ техники.

Что касается особенностей места вылета, то в сочинском аэропорту всегда присутствует умеренный сдвиг ветра, то есть разнонаправленные воздушные потоки на разных высотах, говорит Литвинов.

Такое всегда наблюдается на границе моря и суши, плюс в Сочи рядом горы. При этом наблюдаются температурные перепады и перепады давления. Но сдвиг ветра, подчёркивает пилот, вряд ли мог привести к трагедии, тем более на взлёте.

Литвинов отметил, что отказ двигателей мог быть связан и с возрастом самолёта: ведь Ту-154 было 33 года.

— Я считаю, надо избавляться от старых самолётов и летать на новых, — резюмирует эксперт.

Как рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет летал за штурвалом сто пятьдесят четвёртого, катастрофа могла быть вызвана неправильной центровкой багажа. В Ту-154 распределение по весу багажа крайне важно, чтобы самолёт не повёл хвостом вниз.

— Особенностей у самолёта много. Самолёт длинный, сигарообразный, имеет узкий фюзеляж. У него тяжёлый хвост, потому что там расположены двигатели. Поэтому у него проблемы с центровкой. И почти при всех авариях, которые происходили с этим самолётом, разлом шёл в этой части, — рассказал Лайфу Саженин. — Здесь летел ансамбль. Не исключено, что у них было очень много реквизита, и непонятно, как он загружался. А если загрузить самолёт неправильно, например, всё в носовую часть, то центровка может быть нарушена.

Также самолёт мог попасть в восходящий поток, после чего свалился в штопор.

— Можно предположить, что при наборе высоты машина попала в восходящий поток и свалилась в штопор, — говорит авиационный эксперт Сергей Крутоусов.

По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред — воды и суши. Это привело к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки, самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор.

Не исключена и версия ошибки пилотов. При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа.

— При пилотировании в штурвальном режиме основная трудность состоит именно в выдерживании правильной скорости, что является залогом стабильности при пилотировании и удерживании лайнера по тангажу при скорости набора высоты 500–550 км/ч, — говорит эксперт Сергей Крутоусов.

Самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году и был в своё время самым массовым и передовым гражданским самолётом вплоть до 90-х годов, говорит бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Это трёхдвигательный реактивный самолёт, который по кодификации НАТО проходит под названием Careless — "Беззаботный". Рассчитан, в зависимости от модификации, на 152–180 пассажиров, для авиалиний средней протяжённости. По словам Смирнова, это был очень надёжный самолёт для своего времени, что подтверждается количеством выпущенных машин — около тысячи. К сожалению, и падали они много. За всё время разбилось 73 самолёта этой модели, общее количество погибших в катастрофах на Ту-154 составило более трёх тыс. человек.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров