Осквернивший статую Будды арестован за разжигание религиозной вражды
Фото: © Flickr/Carl A
Сегодня утром СУ СКРФ по Республике Калмыкия официально сообщило о возбуждении против Саида Османова, надругавшегося над статуей Будды в столице республики, уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды" и ч. 2 ст. 148 УК РФ "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий". Османов заключён под стражу, из-под которой был перед этим отпущен под залог благодаря стараниям его адвокатов.
О повторном аресте Османова поздним вечером 10 июня уже сообщали его адвокаты.
— Суд постановил освободить Османова из-под стражи. Мера пресечения изменена на залог в размере 150 тысяч рублей, — радостно отчитался изданию "Новое дело" адвокат Мурад Велиханов.
Откуда у 22-летнего борца внезапно обнаружились необходимые для оплаты такого залога немалые средства, неизвестно. Равно как неизвестно, за что на него работает целая команда из трёх адвокатов, двое из которых 7 июня прибыли аж из Москвы.
Однако надежда на то, чтобы выйти с их помощью из изолятора временного содержания, не реализовалась.
— Османова из изолятора отвезли в следственное управление, где ему предъявили новое обвинение по части первой статьи 282 УК РФ — в разжигании межнациональной розни, — сообщил "Новому делу" ещё один адвокат незадачливого борца Асад Джабиров.
Напомним предысторию. Вечером 1 апреля Османов, прибывший в составе команды дагестанских борцов в Элисту на соревнования, помочился на стоявшую в центре города на Аллее Героев статую Будды и нецензурно выразился в адрес почитаемого калмыками божества. Всё это его коллеги снимали и транслировали через Интернет при помощи приложения для онлайн-трансляции видео Periscope.
Вскоре эту доступную всем пользователям Интернета видеозапись увидели местные жители. Собралась огромная толпа (по сообщениям в соцсетях — несколько сотен, в отчёте МВД указывается 60—70 человек) молодых калмыков, которая осадила гостиницу, где жила борцовская команда. Для защиты дагестанцев к месту событий спешно прибыл ОМОН, вневедомственная охрана и части ГИБДД, в городе был введён план "Вулкан", предусмотренный на случай массовых беспорядков (аналогичный вводился в Москве 13 октября 2013 года во время погромов в Бирюлево).
Несмотря на то что его жизни ничто не угрожало, Османов, выйдя с коллегами по команде на крыльцо гостиницы, встал на колени и просил извинений у буддистов за свой проступок.
4 апреля борец был арестован Элистинским городским судом и помещён в изолятор временного содержания в связи с предъявлением ему обвинения по ч. 2 ст. 148 УК РФ "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий".
Действительно, статуя Будды была осквернена, в связи с чем буддийскому духовенству пришлось провести специальный обряд её очищения при массовом скоплении верующих.
Официальные извинения жителям Калмыкии принесли глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и спешно прибывший 3 апреля в Элисту премьер-министр Дагестана Абдусамад Гамидов.
Однако в защиту осквернителя святыни чужой религии быстро мобилизовались дагестанские исламисты, для которых это похвальный поступок, а также журналисты некоторых СМИ, регулярно занятых поддержкой нетрадиционного ислама в Дагестане. Началась кампания по обелению "простого парня, который уже извинился и которого поэтому надо отпустить" и накручиванию ненависти к калмыкам, которые якобы преследуют Османова из-за ненависти к мусульманам и межнациональной вражды. Абсурдность этого очевидна хотя бы потому, что с осуждением поступка Османова выступил и первый заместитель муфтия Дагестана Мухаммадрасул Саадуев:
2 июня истекал срок заключения Османова под стражей, однако 31 мая он был продлён до 2 июля. С другой стороны, под нажимом прибывшей из Дагестана команды адвокатов и развёрнутой в "независимых СМИ" соседней республики кампании Верховный суд Калмыкии согласился отпустить Османова под залог. Однако местные силовики проявили волю, понимая, что выход осквернителя статуи Будды из-под стражи даже без вынесения ему приговора ударит по чувствам сотен тысяч верующих буддистов в Калмыкии и других регионах России.
— Очень правильно, что следствие по делу борца-вандала идёт в правильном ключе и следователи не проявляют излишнего гуманизма, который в данном случае чреват эскалацией межрелигиозного конфликта, — сообщил Лайфу член Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ Роман Силантьев. — Данный персонаж вполне может придерживаться радикального ислама, эмиссары которого особенно активно вербуют спортсменов, в том числе и гораздо более именитых. Ненависть к символам и святыням других религий является визитной карточкой именно ваххабитов-салафитов, в то время как традиционные мусульмане Дагестана такой агрессии не проявляют. В пользу версии "ваххабитского следа" говорит и отсутствие раскаяния преступника, а также демонстративное и сознательное совершение этого преступления.