В Казани судят "Правых татар", разжигавших вражду к русским и евреям
В Вахитовский районный суд столицы Татарстана передано дело двух жителей республики, обвиняемых в нанесении в 2014—2015 годах целой серии ксенофобных граффити. Обвиняемых — Мансура Мусина 1973 года рождения и Эмиля Камалова 1986 года рождения — следствие считает членами националистического объединения "Правые татары" (Tatar Bozqurd), действующего в регионе с 2011 года. Обвинение подсудимым предъявлено по ст. 280 ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") УК РФ.
Казань ныне город весьма спокойный в плане межнациональных отношений, хотя пятнадцать лет назад здесь были весьма многочисленны татарские национал-сепаратисты, в октябре 1991 года избивавшие сторонников пребывания Татарстана в составе России и сотрудников милиции, а затем попытавшиеся взять штурмом парламент республики. Эксперты даже сравнивали эти события с попыткой осуществить в Казани "грозненский сценарий" — по образцу захвата дудаевцами Верховного Совета Чечено-Ингушетии 6 сентября 1991-го.
— В начале 90-х в Татарстане, откуда я родом и где живу и работаю, был короткий период разгула татарских националистов, — вспоминает адвокат Павел Чиков. — Молодёжь с криками "Азатлык!" ("Свобода!") и зелёными повязками на голове требовала суверенитета от Москвы. Лидеры их, такие как Рафис Кашапов и Фаузия Байрамова, призывали русских из республики выгнать, а детей от смешанных браков (у меня отец русский, а мама татарка) уничтожить. Мне было 12—13 лет, родители в какой-то момент сильно переживали за мою безопасность.
И вот летом 2014 года на окраине исторической Татарской слободы, на пересечении улиц Ахтямова и Тукая возле ДК меховщиков на заборе неизвестные написали с помощью аэрозольного распылителя крупными буквами "Смерть русским". Эта выходка стала первой в целой череде граффити, буквально захлестнувших потом Казань.
14 декабря 2014 года в центре города на колоннах и стенах храма-памятника русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, появились бросающиеся в глаза надписи "1552", "1552 — никто не забыт, ничто не забыто", "Татар уян!" ("Татарин, пробудись") и "Азатлык!" ("Свобода").
20 декабря 2014 года на стене дома 93 на улице Декабристов было обнаружено граффити: "Батырша, вернись! Спаси свой народ!" Батырша (мулла Габдулла Галиев) — предводитель татаро-башкирского восстания против царской России в Поволжье в 1755—1756 годах.
27 марта 2015 года на стенах подземного перехода между Центральным стадионом и Казанским Кремлём были найдены надписи "Свободу Рафису Кашапову!" (арестован 28 декабря 2014 года, осуждён 15 сентября 2015 года на 3 года тюрьмы за возбуждение ненависти и вражды и призывы к сепаратизму), "Смерть оккупантам!", "Долой московско-чекистскую хунту!" и "Свободу татарскому народу!"
В начале апреля 2015 года на набережной озера Нижний Кабан у Татарского академического театра имени Галиаскара Камала появились надпись "Свободу Кашапову и Савченко! Путина — в Гаагу!" В том же месяце на здании бойлерной у здания второго корпуса Казанского федерального университета неизвестные написали "Русские свиньи, уезжайте".
10 июля 2015 года на Ленинской (Кремлёвской) дамбе у стен Казанского Кремля была найдена крупная надпись "Слава Украине! Героям слава!" (несколькими месяцами ранее скандирование этого лозунга украинских националистов произошло на трибунах казанского "Рубина").
17 июля 2015 года на здании дома 37 по улице Щапова (рядом с центром города) нанесены надписи "Свободу Рафису Кашапову!" и "Путина — в Гаагу!"
3 августа 2015 года на заборе Казанского национального исследовательского технологического университета появилась надпись "Смерть [оскорбительное название евреев] и русне, слава булгарской весне!" (намек на "русскую весну" в Донбассе).
Наконец, 28 ноября 2015 года на здании бойлерной напротив дома 78 по проспекте Ямашева (рядом с крупными торговыми центрами и стадионом "Татнефть Арена") — надпись "Умрите, русские ублюдки!"
Для Татарстана, руководство которого постоянно подчёркивает "уникальный опыт толерантного сожительства различных народов и религий" среди прочих субъектов Федерации, такого рода выходки стали шокирующими. Тем более что правоохранительные органы оказались не способны их оперативно пресечь да и, как можно понять, не слишком пытались.
— Храм-памятник Спаса Нерукотворного воздвигнут в честь похороненных здесь русских православных воинов, поэтому у этой выходки был очевидный умысел уязвить русское и православное население Татарстана, — отметил Лайфу председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов. — После того как в декабре 2014 года вандалы осквернили этот храм, мы около месяца ждали, думали, что будет возбуждено уголовное дело. Реакции не было. В январе 2015 года я обратился в прокуратуру, началась переписка с сотрудниками этого ведомства, в процессе которой в Казани продолжали появляться и другие подобные надписи. При этом мне из прокуратуры отвечали, что в том, на что я указываю, нет состава преступления. В конце концов я "достучался" до Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и в мае 2015 года мне сообщили, что уголовное дело всё-таки возбудили.
— В августе 2015 года занимавшийся этим делом сотрудник Следственного комитета по Республике Татарстан сообщил мне, что нашли тех, кто писал эти граффити, — продолжает Щеглов. — Но что-то более конкретное я узнал только в мае этого года, когда был вызван давать показания как свидетель на начавшийся суд. На суде я узнал, что обвиняемый Мусин с августа прошлого года находится в СИЗО (то есть, очевидно, о нём и шла речь ранее. — Прим. Лайфа).
В публикации, вышедшей 18 июня в "Российской газете" со ссылкой на данные пресс-службы УФСБ по Республике Татарстан (в это ведомство также обращался в прошлом году с жалобами Щеглов, и, судя по всему, поэтому оно оказалось задействовано в расследовании) утверждается, что задержанные Мусин и Камалов являются участниками движения "Правые татары".
Изначально "Правые татары" — это популярный паблик в соцсети "ВКонтакте", открытый 16 декабря 2011 года и всего за полгода набравший около 5 тыс. подписчиков (первичный паблик в конце 2013 года был заблокирован правоохранительными органами, но открыт дублирующий, имеющий в настоящий момент около 3 тыс. подписчиков). В марте 2013 года на улицах и на станциях метро Казани появились многочисленные стикеры с символикой и рекламой интернет-ресурса.
А 11 октября того же года представители "Правых татар" вышли в офлайн, приняв участие со своими флагами в ежегодной акции татарских националистов, посвящённой взятию Казани.
В том же году председатель (именно так) этого движения Айрат Зиганшин заявил в интервью: "Правые татары" являются всетатарским надорганизационным движением. Несомненно, "Правые татары" — это коллектив и, более того, коллектив с чёткой структурой и идеологией. Наш паблик "ВКонтакте", также как наши паблики и страницы в других социальных сетях, является информационным ресурсом нашего движения".
На интернет-ресурсах "Правых татар" присутствуют появлявшиеся в надписях на улицах Казани лозунги "Татар уян" (Татарин, пробудись"), а также аналогичная ксенофобная терминология — например, выражение "русня" по отношению к русским. Тиражируются и уничижительные заявления о русских как о "рабах" Золотой Орды, которые вновь ждут "вкуса сабли хана Батыя".
Подобные апелляции вообще популярны в татарском националистическом движении. Например, упомянутая Фаузия Байрамова в 1991 году сравнила формирующуюся татарскую "национальную гвардию" с воинством Батыя и издавала затем газету "Алтын Урда" ("Золотая Орда"). В январе 2013 года лидер Союза татарской молодёжи "Азатлык" Наиль Набиуллин объявил о праздновании "года Батыя", выйдя в центр Казани с плакатом "Это были лихие 1200-е... Мы завоевывали, как могли".
Как утверждало в 2013 году издание Kazanfirst, "Правые татары" были основаны двумя активистами "Азатлык", один из которых перед этим даже пытался оттеснить Набиуллина от руля Союза татарской молодежи. Однако у нового движения есть ряд существенных новаций.
— Изначально выбор пал на название "Правые татары" с прицелом на то, чтобы сломать стереотип, согласно которому в России только русские могут быть правыми, националистами, — заявил в 2013 году Зиганшин.
Несколько бессмысленное заявление (националисты были широко представлены в Татарстане уже с 1991 года), если не отметить тот момент, что символика нового движения откровенно копирует шаблоны (пожатие "вена в вену" за предплечья, использование стилизованного рунического алфавита и прочее), принятые в "правой" субкультуре, например, у футбольных фанатов. Кстати, по внешнему виду и стилю одежды вышедшие в 2013 году на митинг активисты "Правых татар" сильно походили на футбольных ультрас, отличаясь этим от прочих татарских националистов.
—Что касается движения "Правые татары", то есть подозрения, что оно было инициировано "сверху", откуда-то из коридоров местной власти (в которой есть латентные националисты, и которой в целом есть выгода существования татарских националистических группировок, чтобы Москву пугать и с одновременно заверять, что они-то здесь всё контролируют и не дают разрастаться), — говорит Щеглов, — ввиду недовольства тем, что футбольные фанаты казанского "Рубина", где много татар, скандируют "Русские, вперёд!", как это принято в других фанатских движениях. И возникла идея отколоть от общения движения фанатов "Рубина" вот этих "Правых татар".
— Интернет-сообщество "Правые татары" в течение нескольких лет занималось насаждением антироссийских и откровенно русофобских настроений среди татар в Мировой паутине, — в свою очередь, отмечает живущий в Казани эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. — Но, как это нередко бывает, длительная виртуальная пропаганда требует от слов перейти к делу, чтобы выразить свои взгляды.
При этом глава Общества русской культуры Республики Татарстан высказал сомнения в том, что на скамье подсудимых оказались реальные представители "Правых татар". Тем более что у Эмиля Камалова (конкретно его следствие обвиняет в нанесении граффити, считая Мусина идейным вдохновителем этих акций) оперативно обнаружилась, как сообщил Щеглову адвокат Мусина, даже справка о невменяемости.
Иначе говоря, могли быть задержаны опосредованно относящиеся к "Правым татарам" люди (как сообщила 22 июня татарская редакция Радио "Свобода", Мусин комментировал в группе "Правые татары" во "ВКонтакте", причем один из его комментариев правоохранители сочли экстремистским), а актив оформляющегося праворадикального русофобского движения, активно выражающего симпатии Турции и радикальным исламистским движениям, остался не затронут.