Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 августа 2016, 07:00

Бизнес на вере: как развивается шариатская экономика в России

Колаж. Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Международный Мусульманский женский медицинский центр, Flickr /Beshr Abdulhadi

Колаж. Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Международный Мусульманский женский медицинский центр, Flickr /Beshr Abdulhadi

Бурное развитие религиозной жизни в России в который раз пытается перейти в экономическую плоскость. Один за другим презентуются амбициозные проекты халяльных (соответствующих шариату, то есть нормам ислама) банкинга, медицинских клиник, отелей и т.д. Лайф разобрался, как обстоят дела с реализацией этих начинаний.

Несмотря на регулярно упоминаемые муфтиятами цифры о количестве мусульман в России и огромные перспективы исламского банкинга, по факту финансовые услуги по законам шариата предлагаются лишь в пяти структурах: двух в Казани (Центр партнёрского банкинга и Финансовый дом "Амаль") и трёх в Махачкале (товарищества на вере "Масраф и Ко", "ЛяРиба-Финанс" и "Саада и Ко").

Обычно подобные учреждения действуют в формате специального "исламского окна" в отдельных филиалах небольших коммерческих банков (например, "Амаль" использует сеть "Булгар-банка", а Центр партнёрского банкинга — один из казанских филиалов "Татагропромбанка"), причём в Махачкале они сконцентрированы рядом с центральной городской мечетью. Из финансовых инноваций, например, Центр партнёрского банкинга предлагает рассрочку на хадж, квоты которого распределяет аффилированный с ним муфтият Татарстана. Паломничество в Мекку — дело недешёвое, даже в предлагаемом татарстанской организацией "ДУМ РТ Хадж" варианте "эконом" стоит от 3600 долларов с человека, поэтому приходится предлагать вариант оплаты частями.

В недавнем прошлом к исламскому банкингу обращался целый ряд других финансовых структур — московский "Бадр-форте банк", нижегородский "Эллипс-банк" и дагестанский "Экспресс-банк". Первый был лишён лицензии в 2006 году Центробанком ввиду подозрений в финансировании террористов, два других, решивших в 2011 году реализовывать исламские финансовые продукты разного рода, уже буквально через два года ввиду возникновения серьёзных дыр в капитале были принудительно закрыты и переданы финансовым регулятором на санацию.

Впрочем, может быть халяльный бизнес идёт успешнее в других сферах?

— Создаётся единый портал бронирования для гостиниц, прошедших сертификацию (халяльную. — Прим. Лайфа), а также специализированный кол-центр, — сообщил 19 августа на пресс-конференции в Московской соборной мечети Георгий Жашков, генеральный директор компании Vector Consulting, уполномоченной на реализацию этого проекта Советом муфтиев России (СМР).

 

— Что собой представляет халяльный отель? В гостиничных номерах нет украшений интерьера в виде портретов с изображением людей или картин с изображением животных, в мини-баре отсутствует алкоголь, клиенту при заселении дают набор с молельными чётками, тюбетейку (для мужчин) или платок (для женщин), Коран, коврик для молитв. В номере находится кувшин для ритуального омовения. Обслуживающий персонал одет в мусульманском стиле: девушки в платках и длинных платьях. Есть отдельная комната для коллективных молитв. В гостиничном ресторане в меню должны отсутствовать алкоголь, свинина и т.д. Также должна быть соответствующая программа гостеприимства (например, меню не только на русском и английском языках, но и на арабском), — объяснил Лайфу исламовед из Казани Раис Сулейманов.

Впрочем, воспользоваться системой халяльного гостиничного бронирования россияне и гости из-за рубежа вряд ли смогут в ближайшее время.

— Сейчас система только начала разрабатываться, — сообщил Лайфу заместитель генерального директора Vector Consulting Максим Грибанов. — В Москве (мы начали с Москвы) сейчас есть всего один отель, сертифицированный Международным центром стандартизации и сертификации "Халяль" Совета муфтиев России, с которым мы работаем, — "Парк Измайлово". Остальные пока все в процессе.

Можно отметить, что в вышедшем в апреле 2015 года экспертном материале, посвящённом этой инициативе СМР (впервые озвученной ещё в декабре 2014 года с упоминанием, что более 10 отелей желают войти в эту систему), отмечалось, что "сейчас в России всего три гостиницы, которые имеют сертификат "халяль": две в Москве и одна в Казани". То есть процесс за прошедшие полтора года практически не продвинулся. Отвечая на этот вопрос, Грибанов пояснил, что сотрудничество его компании с СМР началось лишь в январе этого года.

— Мы выступаем инструментом продаж, — поясняет Грибанов. — Специально разработали систему и включаем в неё отели, сертифицированные Международным центром стандартизации и сертификации "Халяль", консолидированно распределяем единичные и групповые заявки, поступающие через Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман РФ. Кол-центр также организуется на базе нашей компании, сотрудники проходят соответствующее обучение и получают сертификаты соответствия "Халяль", одобренные стандартами Советов муфтиев России.

При этом, по словам разработчиков единой системы, "в России немало отелей халяль-friendly", под которыми, судя по всему, подразумеваются отели, прошедшие сертификацию в другом муфтияте.

— Поскольку Татарстан позиционирует себя как "исламская витрина" России, республиканский Госкомитет по туризму поощряет появление халяльных гостиниц для иностранных туристов, — отмечает Сулейманов. — Однако хотя оптимальное их число видится в количестве 7—10 отелей, пока что сертификат халяльного соответствия требованиям шариата имеют лишь шесть: "Ногай", "Олимп", "Релита-Казань", "Корстон" и "Гольфстрим" в Казани и "Татарстан" в Набережных Челнах.

 

Одним словом, даже в таком исламизированном регионе востребованность халяльных гостиниц не столь велика. Хотя подобный сегмент услуг имеет своего клиента.

— Помимо халяльных кафе и ресторанов, сегодня в Казани есть соответствующие законам шариата парикмахерские (правда, на более чем миллионный город их всего две), где мужчин стригут только мужчины, женщин — только женщины, а также массажные и фитнес-центры (отвечающие принципу гендерного разделения. — Прим. Лайфа) и такси, — говорит Сулейманов. — Всё это пока не столь массово и заметно, но они имеются.

Местный муфтият и действующий при нём фонд "Вакф Республики Татарстан" имеют масштабные планы. Уже презентован проект четырёхэтажной халяльной медицинской клиники "Усмания" в столице республики.

— Это чисто коммерческий бизнес-проект, он должен будет приносить доход, — заявил 4 августа генеральный директор фонда Рустам Хабибуллин. — Спрос на медицинские услуги по канонам шариата очень высок, а ниша мусульманского медицинского туризма в Татарстане и России до сих пор свободна. Создание халяльной клиники позволит сформировать новую точку роста для экономики Татарстана.

В проекте клиника характеризуется как имеющая "концепцию специализированного бизнес-центра для предоставления сертифицированных медицинских услуг по канонам ислама", в частности, в ней будет "предусмотрен раздельный приём мужчин и женщин".

Фото: © Международный Мусульманский женский медицинский центр

Строительство клиники планируется начать в 2017 году, подготовительные работы на участке, выделенном в историческом центре города на улице Габдуллы Тукая, уже ведутся. Заявленную стоимость строительства в 6,7 млн. долларов планируется профинансировать за счёт внутренних облигаций фонда (в других его проектах участвуют и зарубежные — арабские — инвесторы).

— Под строительство мусульманского медцентра отведён участок площадью 0,25 га за домом № 3 по улице Тукая, где уже располагаются паломнический центр, Комитет по стандарту "Халяль" Духовного управления мусульман Республики Татарстан, благотворительный фонд "Закят" и Союз мусульманок Татарстана, — отмечают казанские СМИ.

Окружающий район, по недавним наблюдениям автора статьи, имеет высочайшую в Казани, да и в большинстве крупных городов страны за пределами Кавказа, концентрацию халяльных заведений (магазинов различных исламских товаров и кафе), так что определённый контингент клиентов для будущей поликлиники здесь есть. Однако огромное здание, которое будет иметь площадь 5 тыс. кв. м, вряд ли сможет быть обеспечено только за их счёт, а надежды на "халяльный медицинский туризм" (включая, возможно, зарубежный) всё же звучат весьма гипотетически.

6 декабря 2007 года на юго-востоке Москвы с помпой открылась халяльная клиника (в рамках крупной сети клиник "Цена — качество").

— Основное отличие центра, расположенного на Волгоградском проспекте в доме № 78/14, от других состоит в том, что здесь всё создано с учётом культурного наследия ислама, его требований и особенностей, — рассказал журналистам генеральный директор клиники Александр Ледовский. — Даже архитектура и дизайн здания площадью 650 квадратных метров разработаны в соответствии с канонами Корана. В отделке отдано преимущество зелёному цвету.

Фото: © Международный Мусульманский женский медицинский центр

Директор по рекламе этой сети клиник Анна Кисько пообещала, что "в поликлинике будут чётко соблюдаться законы шариата, в первую очередь гендерное различие в обслуживании: женщин будут обслуживать специалисты женского отделения, мужчин — мужского", врачи будут носить халаты, открывающие только кисти рук, а сотрудницы женского пола — хиджабы. Весь персонал клиники должен владеть арабским или персидским (фарси) языком.

Однако ожидания предпринимателей, распалённых посулами Совета муфтиев России об огромной аудитории потенциальных клиентов (якобы о нескольких миллионах проживающих в столице мусульман), не были оправданы. В клинике халаты настолько плотно закрывали докторов, что открытыми для обозрения оставались только кисти рук, а женщины-доктора носили на голове платки или хиджабы. Однако буквально через год клиника закрылась — видимо, из-за отсутствия клиентов.

15 ноября 2015 года в Москве у метро "Красносельская" начало работу ещё одно медицинское заведение, обещающее обслуживание по канонам ислама, под громким и слегка несуразным названием Первый Международный мусульманский женский медицинский центр № 1 "Шифа" (в апреле этого года в ней открылось и мужское отделение). О рентабельности клиники, несмотря на расположение в центре столицы, свидетельствует красноречивое заявление её руководства.

— У нас нет цели сделать из клиники источник дохода, но даже просто выйти на самоокупаемость очень и очень трудно, — признала в одном из интервью директор клиники.

То есть несмотря на развитие религиозно оформленной сферы услуг в России, говорить о её масштабном наступлении на нашу с вами жизнь представляется пока что преждевременным.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров