Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
30 ноября 2016, 13:04

Возлюби ближнего своего. Чему научат детей на уроках православной культуры?

Преподаватель основ православной культуры Андрей Солодков рассказал о том, что из себя представляют его уроки и почему не стоит относиться к ним скептически.

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

И. ИЗМАЙЛОВ: А что вы им рассказывали?

А. СОЛОДКОВ: Очень важно детям понимать. Когда я зашёл, завуч сразу предупредил: "Не учите их молиться". Я сказал, что этого делать не собираюсь. Я хочу объяснить, что побудило Лермонтова написать стихотворение "Пророк": "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка". Это житие преподобного Макария Великого в другом изложении. У Пушкина, например, воспитание было православное, это отражено во многих его стихах и поэмах. Достоевского невозможно понять, если человек не понимает, в чём основа православия: ни "Братьев Карамазовых", ни "Инквизитора". У меня есть друг, он преподаёт в институте философию. Он говорит: чтобы удалить безграмотность, религиозное дичание, чтобы показать ход истории, половину времени приходится уделять объяснению, что такое инквизиция, почему прошёл раскол в 54-м году, что такое реформация, кто такие были баптисты в центре Европы, что было связано с крестьянской войной — приходится фактически преподавать основы религии.

Полную версию программы "Домой" читайте ниже и слушайте в аудиофайле.

М. АНДРЕЕВА: У нас в студии гость, Андрей Солодков. Андрей Иванович преподавал основы православной культуры. Здравствуйте.

А. СОЛОДКОВ: Здравствуйте.

М.А.: "Коммерсант" взбаламутил всех. Газета написала, якобы в Российской академии образования посоветовали расширить предмет православной культуры, сделать его доступным с первого по 11-е классы. Потом уже президент РАО Людмила Вербицкая оправдывалась, заявила, что не так всё поняли, не нужно было выносить на голосование, это её зам сплоховал, вопрос нуждается в доработке. Андрей Иванович, вы наверняка тоже следили за этой дискуссией, как вы считаете, на чьей стороне здесь правда и как соблюсти баланс, чтобы это не вызывало негативной эмоции в обществе?

А.С.: Я всегда задаю один вопрос: верующий человек — это хорошо? Некоторые отвечают: да. У человека есть какие-то принципы, моральные качества. Тогда если хорошо, тогда надо ввести закон божий в школу и детский сад? Нет, говорят. Спрашиваю, почему? Вырастет — сам разберётся. Тогда непонятно. Где логика? Надо воспитывать с детства, чтобы быть верующим, а потом говорят, что этого не надо делать. У меня есть опыт преподавания, я преподавал основы православной культуры в 2005—2007 годах в Братееве в двух школах.

И. ИЗМАЙЛОВ: Это обычные школы?

А.С.: Это обычные, светские школы. Там был факультатив тогда.

И.И.: Добровольно?

А.С.: Да. Я люблю возраст пятого класса, возраст хороший, особо не испорченный, но уже что-то соображают, способны воспринимать. Тот вопрос, который часто волнует, и я помню, как в 2006 году этот вопрос тоже поднимался — введение основ православной культуры в образовательные учреждения, в том числе в школы — и тогда говорили: а не будет ли национальной проблемы здесь?

И.И.: А народу много ходило?

А.С.: Да, более 30 человек.

И.И.: Детские классы?

А.С.: Собирали пятые классы.

И.И.: Из тех, кто хотел?

А.С.: Да. В течение года в двух школах проводил час занятий, они рядом стоят.

И.И.: А что вы им рассказывали?

А.С.: Очень важно детям понимать. 

Когда я зашёл, завуч сразу предупредил: "Не учите их молиться". Я сказал, что этого делать не собираюсь
Андрей Солодков 

Я хочу объяснить, что побудило Лермонтова написать стихотворение "Пророк": "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка". Это житие преподобного Макария Великого в другом изложении. У Пушкина, например, воспитание было православное, это отражено во многих его стихах и поэмах. Достоевского невозможно понять, если человек не понимает, в чём основа православия: ни "Братьев Карамазовых", ни "Инквизитора". У меня есть друг, он преподаёт в институте философию. Он говорит: чтобы удалить безграмотность, религиозное дичание, чтобы показать ход истории, половину времени приходится уделять объяснению, что такое инквизиция, почему прошёл раскол в 54-м году, что такое реформация, кто такие были баптисты в центре Европы, что было связано с крестьянской войной — приходится преподавать фактически основы религии.

И.И.: Вам сказали, что, мол, главное, не читайте молитву. Всё остальное на ваше усмотрение, никакой выработанной программы?

А.С.: Меня попросили дать план того, что буду преподавать, я дал.

И.И.: Это всё же на ваше усмотрение, а не они вам говорят, мол, есть программа, вы можете преподавать?

А.С.: Нет, это было на моё усмотрение. Я специалист в области православного богословия и семинарского образования, поэтому эти программы мы создаём, особенно сейчас с бостонской системой, у нас стандарты всех программ есть, тогда они тоже были. Я помню, напугало одного преподавателя, что в классе, который они собирали, было трое детей-мусульман: один из Дагестана и двое — из Азербайджана. Они приехали сюда, живут в России, одни давно, другие — недавно, насколько я помню. И, когда я об этом узнал, я сказал, хорошо, и начал преподавать предмет, говорить о том, что такое настоящая дружба, любовь в христианском понимании, то один из них встал и говорит: "А я мусульманин". Я спросил, знаете ли он основы ислама, первую суру "Аль-Фатиха"? Он говорит: "Нет, не особо". Он мусульманин номинальный, родился в исламской традиции. Я ему ответил, что в следующий раз он может принести Коран, а я преподаю ещё историю религии, мы с тобой вместе посмотрим творение мира, в чём есть разница, в чём есть несовпадения, посмотрим о падении человека, потому что в Коране и Священном Писании написано о грехопадении, посмотрим, кто такой Иса в Коране, кто такой Христос. Согласен? Согласен. У нас до конца учебного года была очень интересная полемика. 

И, когда я чувствовал, что мне неудобно было его подавлять, у меня образование, а он мальчик, который только изучает Коран, я сказал ему сходить и спросить у муфтия
Андрей Солодков

У нас потом произошла встреча с муфтием и прошёл диспут на высоком, хорошем, богословском уровне, собрались мусульмане, православные и всё это послушали.  

И.И.: Слушатель Александр считает, что полезно и познавательно вести в школе курс религиоведения. Вы сказали про любовь — а что такое любовь?

А.С.: В православном понимании любовь — это любовь всегда жертвенная, потому что Христос показал православному человеку свою жертвенную любовь на кресте, отдал жизнь. Как сказано в Священном Писании: "Нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя".

И.И.: То есть жизнь ради другого человека?

А.С.: Душа — это не только пойти и умереть на войне. Но в православном понимании есть такое учение, как православная антропология. В православном понимании душа трёхсоставна: ум, чувства и воля. Человек должен всегда думать о другом, чувствовать другого человека, стараться ему помочь, угодить.

И.И.: А как это сочетается?

А.С.: Положить, в общем-то, свою жизнь.

И.И.: А как это сочетается с пропагандой потребления?

М.А.: С капитализмом ещё скажи.

И.И.: Условно, да.

А.С.: Это не сочетается совершенно, скорее это прямая противоположность, 

О чём говорят сегодня: бери от жизни всё, не дай себе засохнуть. Православие говорит наоборот: отдай всё, что у тебя есть, ради того, чтобы помочь человеку
Андрей Солодков

Эта заповедь звучит так: "Полюби ближнего твоего, как самого себя". А мир сегодня живёт своим мировоззрением: раздави ближнего своего, согласно теории эволюции, что выживает сильнейший, иначе ближний раздавит тебя. Привить в основах православной культуры, как человеку поступить в той или иной ситуации, которая у него складывается, человек с православным мировоззрением всегда подумает: а как поступил бы Христос.

М.А.: Вы всегда приводите Христа как образец, а детям же хочется приземлённое, из того, что произошло недавно, на их глазах. И где взять такой пример?

А.С.: Таких примеров очень много. Я очень сожалею, что в школе не изучаются "Жития святых". Это целая история, целый пласт исторический.

М.А.: А из настоящего?

А.С.: Из настоящего тоже, всё это есть. И литература, которая есть. Рассказ О`Генри о том, как девушка состригает свои волосы, чтобы подарить цепочку для часов своему мужу, а муж продаёт часы, чтобы подарить ей гребень. Разве это не сюжет, не образ, не христианство? А сказки Ганса Кристиана Андерсена и истории различные? Тот же Диккенс и другие христианские авторы, тот же Пушкин — множество сюжетов и образов, которые можно найти, чтобы привить такие ценности и нравственное состояние человеческой душе.

М.А.: Я помню, когда только вводился этот предмет, по выбору, с согласия возник вопрос о специалистах: где их взять и будет ли такое количество компетентных людей, которые смогут интересно, доступно рассказывать это детям и их заинтересовать. Есть ваш пример. Есть кадровая проблема или нет?

А.С.: Этот вопрос поднимался в 2006 году. Я преподаю в Российском православном университете, это специальный курс, который готовит преподавателей. Примерно могу сказать, что человек 200 университет выпускает, а есть ещё семинария, можно посчитать. Если у нас 1250 школ в Москве, то у нас даже будет выбор и конкурс. Собрать людей и сделать отбор тех, кто способен к преподаванию в школах.

И.И.: Слушатели пишут: "Что такое хорошо, а что такое плохо, можно доносить без привязки к религии", "Исходя из отношения москвичей друг к другу можно сделать вывод, что православных тут почти нет", "Получается, Христос был, почему в учебниках истории не пишут о нём?"

А.С.: По поводу первого вопроса: я думаю, не совсем корректно и совершенно не правда. Философия релятивизма никогда не даёт чётких понятий, критериев, ведь вопрос нравственности и его тупик состоит не в том, что люди знают, что такое хорошо, а что такое плохо, и не делают, а в том, что эти понятия размыты.

И.И.: В чём тупик этого понятия?

А.С.: Это философия new age: если тебе нравится, что это хорошо для тебя, значит, это хорошо для всех.

И.И.: Но в ней нет понятия сегодня вообще, и у нас, и это пришло к нам с Запада. Понятие морали и нравственности вообще размывается, и церковь — одна из структур, которая держит эти понятия.

А.С.: Философия релятивизма: нет границ.

И.И.: Означает ли это, что мы уже не можем сформулировать и говорить о нравственности, которая проходит через всю нашу жизнь, практически во всех областях, которые мы обсуждаем, без религиозной составляющей?

А.С.: Очень сложно. У меня есть знакомый друг прокурор, и, когда у него возникают какие-то вопросы, он приходит и мы с ним смотрим книги, как решались прецеденты, есть такое понятие в юриспруденции. И чаще всего обращаемся к Библии, "Исходу", "Второзаконию" и смотрим. Он удивляется: как же так, те законы, которые есть, а ссылок на то, что они взяты оттуда, нет. Многие законы, принципы, правила поведения взяты из Священного Писания. Это мы просто думаем, что мы их придумали, но на самом деле они были и есть.

Многие законы, принципы, правила поведения взяты из Священного Писания. Это мы просто думаем, что мы их придумали, но на самом деле они были и есть
Андрей Солодков

М.А.: У нас же светское государство, и слушатель пишет: "Почему не назвать предмет "Основы религий"? Зачем однобокое слово: православия?"

А.С.: Это всё на рассмотрении, это проект. Может, это основы религий. С другой стороны, Польша, Италия, Австрия — это тоже светские государства. Недавно один священник сионо-католический позвонил другому, я был невольным свидетелем, он у него спрашивает, как его дела. Он отвечает: "Ничего, храмы строим, "программа 200", надо и служить, и воскресную школу будем вести". А другой отвечает: "Хорошо тебе, хоть в школу светскую ходить не надо". Это не мешает. Или возьмите Данию и Норвегию, там лютеранство. Там русские люди живут, они идут в школы, изучают основы, "Книгу согласия".

И.И.: Одновременно с этим в той же Дании можно встретить храм, переделанный в квартиры, где вам радостно расскажут, как человек в туалете сохранил мозаику от храма.

М.А.: Дети же не оторваны от среды. Я думаю, как это сочетается? С одной стороны, мы говорим: отдай всё ближнему, это пропагандируется. Вы упомянули программу строительства 200 храмов. Вдруг это движение "Сорок сороков", которые прикрываются религией, вступают в перепалки, и доходит до драки с теми, кто не хочет строить в парке "Торфянка" храм. В моей голове это не укладывается. При этом все на это смотрят и никаких явных осуждений не слышно и не видно.

А.С.: Если есть какой-то факт хулиганства, этим должно заниматься МВД.

М.А.: Это правда. А вы считаете, что священнослужители должны выступить с каким-то заявлением, может, отмежеваться от организации, которая довела до такого? Я не представляю, как истинно верующий человек может — это добро, навязанное кулаками, что ли?

А.С.: Хочу повторить: этим должны заниматься те люди, которые поставлены для этого, стражи порядка. Если смотреть нашу церковную административную иерархию, то за это должен ответить человек, который отвечает за внешние церковные связи с обществом. Думаю, это будет правильно и корректно.

М.А.: Как в первом классе преподаватель может рассказать ребёнку о том, что не видно, не слышно, но существует? Как ему сущность Бога объяснить?

А.С.: С этого не надо начинать. Сущность Бога объясняется в наших делах и поступках. Я недавно был на горе Афон, вернулся полтора месяца назад. У нас была небольшая группа, мы встретились с одним афонским монахом. Он нам рассказывал о монастыре, как там был Путин. Кстати Путина посадили на тот трон, где сидел Николай II последний раз. Когда хотели посадить греческого премьера, его туда не допустили, монахи сказали ему на клиросе посидеть. А Путина посадили на трон, дали ему понять, Россия как таковая может быть.

И.И.: Не очень понятно.

А.С.: Этот монах сказал нам, что Бог с нами разговаривает обстоятельствами жизни. Не надо думать, что нам нужно объяснять, что это что-то невидимое, что Бог — мистическая, эзотерическая тайна. Нет.

Бог разговаривает с нами через людей, обстоятельства жизни, через поступки, которые мы видим, через окружающий мир
Андрей Солодков

У апостола Павла есть такие слова, он в послании к римлянам говорит: "Мы смотрим на творение и Закон Божий видим, рассматривая творения. Так что люди, которые видят их и не верят в Бога, они безответны". Складывается такая ситуация, многие люди думают, есть такое в школах, что якобы люди учёные были людьми неверующими, прогрессистами. Но ни у кого не вызовет сомнения Михаил Ломоносов. Он не был только учёным, он был поэтом. Есть удивительные строки, когда я преподаю детям, я о них рассказываю. Он говорит: "Меня в сей жизни не отдай душам людей безбожных, твоей десницей покрывай от клеветаний ложных". Это учебное заведение, из которого вышли многие люди.

И.И.: Ребёнок и взрослый задаются вопросом: если Бог есть, почему столько зла на планете? Почему зло в нас?

А.С.: У меня есть целая лекция на эту тему на pravoslavie.ru. Эта тема очень важная и идёт у меня второй по счёту, когда я преподаю основы православной культуры. В первой я говорю о том, что Бог — творец, промыслитель этого мира, а во второй о том, что Бог не творил это зло, и рассказываю о тайне происхождения зла как такового. Это тема не в этом формате, она более широкая.

М.А.: Вы могли бы назвать самые популярные вопросы от школьников? Может, есть типовые?

А.С.: Вопросы разные, иногда бывают неожиданные. Больше всего дети спрашивают: у меня умерла бабушка, у меня умер дедушка, именно вопрос смерти интересует. Я преподаю подготовительный курс для учителей основы православной культуры. Светские учителя приходят, я даю им азы православия, и они говорят, что эта тема — табу, она закрытая. Представление о смерти стало искажено с веком атеизма. Сказать, что человек умер, лопух на могиле вырос и этим всё закончилось, как писал Лесков. Это на самом деле не так. Мы говорим о том, что душа человека призвана к жизни, она живёт и есть целое учение в православии, что происходит с человеком после этой жизни.

И.И.: В новостях про Фиделя было. Я вам приведу цитату Фиделя Кастро: "Я никогда не усматриваю противоречие между теми идеями, которыми живу я, и теми идеями, которыми жил Иисус. Между делом Христа и делом революции Маркса и Ленина нет противоречий. Христос — есть идеал, к которому каждый христианин должен приближаться в своей жизни. Коммунисты мечтают о лучшем обществе, где все люди могут стать лучше духовно, культурно, интеллектуально, где строят общество, где дело христово может быть реализовано. В бездуховном аморальном капитализме, служащим идолу золотого тельца, в итоге Христу не будет места". Фидель ушёл.

А.С.: Это действительно так. Мы подтвердили то, о чём мы сказали выше. Все базовые нравственные основы заложены в религии, просто делается некоторый синкретизм религиозных нравственных основ и выдаётся за что-то якобы новое. Но всё новое — это хорошо забытое старое, ничего нет нового под солнцем. Те или другие политические системы, идеологии, которые есть, так или иначе всё равно будут своими корнями уходить в религиозную составляющую. А то, что век золотого тельца удаляет человека от Бога, об этом сказано в Евангелии. Невозможно служить Богу и Мамоне. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров