Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
2 декабря 2017, 09:30

"Москва обманула". Как патриарх Филарет покаялся перед РПЦ, а потом передумал

Колаж. Фото: © Википедия, РИА Новости/Алексей Никольский

Колаж. Фото: © Википедия, РИА Новости/Алексей Никольский

— Желая прекратить распри и противостояние между христианами… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными христианами и примирения между народами, обращаюсь к Вам с призывом принять надлежащие решения, благодаря которым будет положен конец существующему противостоянию, — с таким письмом обратился в Русскую православную церковь глава не признанного православным миром Киевского патриархата (КП) Филарет (Денисенко), отлучённый и анафематствованный в 1997 году Архиерейским собором РПЦ за церковный раскол на Украине. — И я, Ваш брат и сослужитель, прошу прощения во всём, в чём согрешил словом и делом.

Тот самый Филарет, который вплоть до недавнего времени захватывал храмы на Украине руками националистов, который прямо призывал применить оружие против Донбасса, чтобы его голосовавшие за выход из Украины жители "искупили свою вину страданиями и кровью", покаялся? И его неканонический Киевский патриархат вернётся сейчас в Украинскую православную церковь (УПЦ)? Или это уловка хитреца, находившего подход и к коммунистическим властям Украины, которым он предлагал "давить националистов танками" в 1990 году, потом к националистам, а затем к Западу?

Восстановим хронологию. О письме Филарета (на котором стоит дата 16 ноября) впервые сообщил 30 ноября заседающий в Москве Архиерейский собор Русской православной церкви. Причём в его "определении" глава КП был назван не анафематствованным монахом, лишённым всех степеней священства (как в определении Архиерейского собора 1997 года), а уважительнее — бывшим митрополитом Киевским.

Затем в тот же день глава информационного отдела Киевского патриархата архиепископ Черниговский Евстратий (Зоря) заявил, что никакого прощения Филарет не просил, но через некоторое время опубликовал в "Фейсбуке" копию письма, где об этом всё-таки говорилось. Далее пресс-служба КП разместила на своём сайте пояснение, что в Москве всё неправильно поняли, что письмо было, но это — не покаяние (и каяться, мол, ему не за что, каяться должна РПЦ), а призыв к взаимному признанию и к общению РПЦ и КП как равных — двух поместных церквей, а соответственно, и их глав.

Фото: © Wikimedia Commons

Фото: © Wikimedia Commons

В письме Филарет обращается к патриарху Кириллу и "Ваше Святейшество", и затем "как Ваш собрат". Как сообщило 1 декабря украинское издание "Вести", "источник, близкий к Собору, сообщил, что это письмо принесли три человека, связанные с УПЦ КП. Сначала оно не было принято канцелярией, так как содержало подпись: "Патриарх Киевский и всея Украины Филарет". Но после того, как приставка была убрана, документ зарегистрировали и заслушали вне очереди".

При этом пресс-служба Филарета заявила 30 ноября, что, "несмотря на всё, в Киевском патриархате приветствуют желание со стороны Московского патриархата вести диалог" и "поэтому Священный синод УПЦ КП на ближайшем заседании рассмотрит желание РПЦ вести диалог и примет соответствующее решение".

1 декабря глава раскольников дал большую пресс-конференцию для журналистов в своей киевской резиденции, где заявил, что "Москва обманывает, ей доверять нельзя". При этом почему-то он обратился, по его же словам на пресс-конференции, "в столицу страны-агрессора" с официальными извинениями и даже дважды.

По словам Филарета, инициатором диалога была РПЦ, которая "хотела достигнуть примирения с нашей Церковью". Непонятно, зачем РПЦ, которая на начало этого года насчитывала (это число назвал 29 ноября на Архиерейском соборе патриарх Кирилл) 36 878 храмов, стремиться к диалогу с Киевским патриархатом, у которого приходов на порядок меньше, да и то не очень реальных. "Сейчас абсолютное большинство в "приходском" измерении сохраняется за УПЦ — это около 12–13 тысяч приходов. УПЦ КП в 4000 общин, хоть на бумаге обозначено 4800", — откровенно заявил 6 мая 2014 года в киевской газете "День" религиовед Андрей Юраш, ставший 12 ноября 2014 года руководителем Департамента по делам религий Министерства культуры Украины.

— Мы были заинтересованы в том, чтобы найти понимание для примирения, — уже более честно заявил 1 декабря Филарет. — Чтобы достигнуть этого примирения, нужно было Московской патриархии (точнее, Московскому патриархату. — Прим. Лайфа) снять те наложенные в 1997 году кары на меня, то есть анафему. А для этого было решение (Архиерейского собора 1992 года. — Прим. Лайфа) о лишении меня архиерейства. Надо было сначала решить этот вопрос, потому что примирение без молитвенного признания и совместного служения на Божественной литургии невозможно… А для того, чтобы снять эти прещения, нужно было, чтобы Архиерейский собор, который наложил эти прещения, он же их и снял.

Фото: © РИА Новости

Фото: © РИА Новости

Поэтому, по словам Филарета, "была достигнута договорённость, что этот вопрос будет решён на Соборе, собранном Русской православной церковью, а чтобы рассмотреть вопрос на Соборе, (председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ. — Прим. Лайфа) митрополит Иларион (Алфеев) попросил, чтобы я написал обращение к патриарху и епископату" РПЦ.

— Я был не готов для этого обращения, но, поскольку они просили, что это им нужно… я написал такое обращение, — говорит Филарет. — Была направлена (в Москву. — Прим. Лайфа) делегация в составе митрополита Димитрия (митрополит Львовский Димитрий (Рудик). — Прим. Лайфа), архиепископа Евстратия (архиепископ Черниговский Евстратий (Зоря). — Прим. Лайфа) и архиепископа Илариона (архиепископ Ровенский Иларион (Процик). — Прим. Лайфа), и они это обращение моё передали.

Филарет одновременно уверяет, что он "был заинтересован" в примирении, и тут же говорит, что не хотел извиняться, "мы самодостаточны" и всё это нужно Москве. Далее глава Киевского патриархата заявил, что Архиерейский собор РПЦ неправильно изложил всем его слова, что "нас теперь хотят снова вернуть к переговорам о возвращении в Московский патриархат", но… от переговоров он при этом почему-то не отказывается.

— Что касается комиссии, созданной Московским патриархатом для диалога с Киевским патриархатом, то мы способны. Мы готовы создать такую комиссию, не отказываемся от диалога, — сообщил журналистам Филарет.

Очевидно, что заинтересованной стороной выступает именно Киевский патриархат, за 25 лет так и не сумевший добиться признания ни от одной православной церкви мира. Не удалось реализовать на Украине и "болгарский сценарий", когда официально зарегистрирована была бы только раскольническая структура, которой власти передали бы и все храмы. Подобный сценарий власти получившей независимость Украины во главе с Леонидом Кравчуком начали реализовывать летом 1992 года одновременно с попытками националистов захватить Киево-Печерскую лавру и другие центры УПЦ, но затем отказались от неё на фоне роста влияния пророссийских политических сил. Рост числа общин Киевского патриархата идёт медленно (после некоторого всплеска в 2013 году), тогда как УПЦ прибавляет в среднем по пятьсот за год.

При этом, конечно, вождь украинских раскольников пытается представить дело так, что именно он является хозяином ситуации. Написав письмо с просьбой снять с него анафему, на пресс-конференции Филарет заявил, что "для него анафемы не существует, потому что она была наложена незаконно и наложившие её наложили её сами на себя". Но зачем же тогда их просить снять канонические прещения с него?

— Разумеется, в Русской православной церкви ожидали, что радикальными антицерковными и антинародными элементами будут предприняты самые жесточайшие усилия для того, чтобы скомпрометировать этот диалог, не дав ему начаться, — отметил Лайфу заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. — Такие заявления уже прозвучали, можно ожидать того, что бывшего митрополита Киевского Филарета объявят предателем, заставят оправдываться перед националистически настроенной частью общества (в этом контексте можно рассматривать ряд заявлений главы раскольников на пресс-конференции 1 декабря. — Прим. Лайфа), но тем не менее мы надеемся, и такая надежда будет оставаться, что это письмо будет поводом для начала диалога, которого, я думаю, ожидает всё украинское сообщество верующих людей.

Фото: © Википедия/Bektour

Фото: © Википедия/Bektour

Важно то, что своим письмом и путаными объяснениями Филарет сам разрушил годами создаваемую им мифологему о том, что он не нуждается в признании со стороны Москвы, что с находящейся в "стране-агрессоре" Русской православной церковью нельзя вести никаких переговоров, а только уничтожать её влияние на Украине. Насколько быстр и эффективен будет диалог, сложно предположить. Но очевидно, что многим из тех, кто сейчас находится в рядах Киевского патриархата (в том числе на видных постах) и думает о своём будущем, хотелось бы легализоваться в глазах всего мира, превратившись из маргиналов-"самосвятов" в представителей крупнейшей по числу общин православной церкви. И вскоре Филарет может ощутить давление не только со стороны националистов.

— Сейчас важно не обсуждать условия будущего диалога, статус людей, которые будут в нём участвовать, а его начать. Думаю, что в рамках данного диалога речь идёт не о признании статуса религиозной организации, возглавляемой бывшим митрополитом Киевским Филаретом, а о том, чтобы этот диалог начать, определить его первичные цели и задачи и просто открыто общаться по данному вопросу, по вопросу преодоления раскола на Украине, — говорит Кипшидзе. — Что касается отношения РПЦ, то, несмотря на ту политику захвата храмов, которую до последнего времени реализовывал КП, всё это не может стать причиной для отказа рассматривать данное обращение, от начала диалога, от начала большой работы, которая должна предвосхитить этот диалог. Важно избежать компрометации этого диалога людьми, которые и на Украине, и в России не имеют никакого отношения к религии.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров