Городская избирательная комиссия приняла заявку на проведение референдума о статусе Исаакия. В инициативную группу вошли 22 оппозиционера, включая нескольких депутатов Законодательного собрания. На ответ горизбиркому отводится 15 дней.
Авторы инициативы предлагают спросить у горожан, должны ли Исаакиевский и Петропавловский соборы, а также Спас на Крови находиться в оперативном управлении у государственных музеев. При этом шансы на то, что соответствующий референдум будет проведён, крайне малы — и по юридическим, и по организационным причинам. Да и собрать 80 тысяч подписей в свою поддержку у оппозиционеров вряд ли получится. Однако они и не скрывают, что подача документов в горизбирком является делом формальным.
— Проведение референдума — не самоцель. Это инструмент для защиты культурного кода нашего города, — заявил во вторник один из инициаторов референдума депутат ЗакСа Максим Резник.
А ещё чуть раньше в Сеть попала переписка, которую якобы вели Андрей Пивоваров и Илья Яшин. В ней сопредседатель петербургского отделения РПР-ПарНаС ещё год назад выражает надежду на то, что Смольный передаст-таки собор РПЦ. Его товарищ в ответ выражает искреннее удивление.
— Это же отличная тема, чтобы собрать народ и на улицу вывести. И не политика вовсе. Главное — нам быть на передовой. Да и есть люди, которые помогут нам заработать на этом событии. Главное, яблочников подключить, — объясняет "Пивоваров".
При этом инициаторы референдума пытаются представить дело так, будто речь идёт о защите музейных ценностей от "жадных церковников". Однако в реальности с передачей собора в ведение РПЦ в его судьбе мало что изменится: он будет по-прежнему принадлежать государству и там сохранится музей. Только посещения станут бесплатными. Так что становится не очень понятно, на чём тут может "нажиться" РПЦ. Если сбросить с возможного опроса общественного мнения оппозиционную риторическую шелуху, то он будет выглядеть примерно так: вы согласны на то, чтобы за посещение Исаакиевского собора с вас перестали брать деньги?
Чем бы закончился такой референдум, догадаться несложно. Очередным унизительным поражением оппозиции, вроде того, что произошло последний раз в единый день голосования.
Но в действительности инициаторов референдума поражение вполне устраивает. Причём не имеет значения, на какой стадии оно произойдёт. Если тему завернёт горизбирком или ЗакС, то можно будет кричать об ущемлении демократических прав и свобод и писать грустные письма в Гаагу или прямо в Вашингтон. Если не удастся собрать подписи, то крайней опять будет власть. А если референдум состоится, то можно смело заранее готовить иски о фальсификациях.
Больше всего это напоминает знаменитый вопрос из детского фольклора про два стула и точёны пики. Что может на него ответить взрослый человек? Прекратите этот детский сад.