Побоище в Могадишо. Как американцев в "голубых касках" расстреливали в Сомали
3–4 октября 1993 года для нашей страны — это время противостояния между Верховным советом и президентом на улицах Москвы. По чистому совпадению в эти же самые дни на другом конце света произошла своя драматическая и известная теперь всему миру история. Операция американских войск против военного вождя Сомали вылилась в масштабное уличное сражение спецназа с местными отрядами и бандами.
С 80-х годов Сомали шло к гражданской войне. Как и многие другие государства Африки, эта страна включала множество племён и кланов. Когда очередной местный диктатор ослабел, а экономическая ситуация в стране ухудшилась, Сомали просто взорвалось. В 1991 году, когда диктатор Мохаммед Сиад Барре бежал из своей столичной резиденции, государство поделили между собой соперничающие вооружённые банды. Разумеется, когда они вошли в Могадишо — главный город республики, — общего языка найти не удалось. Столица Сомали стала зоной состоявшегося конца света. Канализация не работала, двухмиллионный город погряз в нечистотах, многие жители голодали. Районы контролировали полевые командиры. Наиболее могущественным из них вскоре стал бывший генерал Мухаммед Фарах Айдид.
Фото © AP Photo/Greg Marinovich
В начале 90-х годов единого государства в Сомали не существовало (по сути, не существует оно и теперь). В это осиное гнездо и влезла ООН. Первоначально речь шла только о доставке гуманитарной помощи. Однако по назначению эта помощь не доходила. Её благополучно разворовывали местные бандиты, а маленькие миротворческие отряды могли защитить в лучшем случае сами себя. Ооновцы платили унизительную дань сомалийским преступникам, безопасность работников никто не мог гарантировать. В декабре 1992 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о вводе миротворческих частей в страну.
В лабиринте улиц
Крупнейшим контингентом миротворцев был американский. Две трети солдат из 37-тысячных сил ООН составляли американцы. Они же возглавляли всю операцию, получившую традиционно пафосное название "Возрождение надежды".
Вначале операция развивалась довольно успешно. Американцы и союзники взяли под контроль ключевые точки Сомали и смогли заставить некоторых командиров прекратить войну. Однако полевых командиров попытки разоружить племенные ополчения и банды вовсе не радовали. Союзники решили начать с удара по самому сильному из военных вождей — Айдиду. Пакистанский миротворческий отряд попытался задержать сомалийского вожака и был разгромлен ударом из засады. Миротворцы потеряли десятки солдат, а руководители операции поняли, что предстоит полноценная война. На миротворцев из Индии или Зимбабве было трудно рассчитывать в качестве ударной силы, поэтому американцы ввели в страну дополнительные части из состава своей армии, включая части отряда "Дельта", полка рейнджеров и очень хорошо подготовленный 160-й авиаполк, вооружённый разнообразными вертолётами.
Фото © Wikimedia Commons
Сомалийцы, ещё недавно азартно резавшие друг друга, восприняли интервенцию как попытку завоевания, и миротворцы втянулись в изнурительную партизанскую войну. Айдид оставался неуловимым, а его люди действовали всё более дерзко. Подрывы, засады и обстрелы следовали один за другим. При этом вожаки восстания находились совсем близко, в лабиринтах грязных улочек Могадишо, но изловить их не получалось. Обстановка между тем накалялась, 15 сентября среди бела дня из гранатомёта был сбит вертолёт миротворцев. Разведка сбилась с ног, пытаясь отыскать следы Айдида, но поиски шли не слишком удачно.
3 октября агенты донесли, что двое приближённых Айдида находятся в неприметном здании в Могадишо. Возможно, с ними был и сам неугомонный атаман. Шанс выглядел слишком заманчиво, чтобы его упустить.
Побоище
Воздушная разведка следила за домом, где собрались лидеры мятежников. Агент специально подъехал к искомому зданию на своей хорошо заметной с воздуха машине и остановился, чтобы сориентировать следивших за ним вертолётчиков. В это время на базе в окрестностях Могадишо генерал Гаррисон раздавал приказы, а рейнджеры и вертолётчики готовились к атаке. План был дерзким и эффектным: высадить десант с вертолётов, захватить людей Айдида врасплох, скрутить и вывезти пленных из Могадишо транспортной колонной из бронированных "хамви" и грузовиков. Трудно не отметить авантюризм американцев: отряд всего в 160 человек, пусть и вооружённых до зубов, проникал в центр Могадишо, где засели тысячи боевиков Айдида. План мог сработать, если бы удалось полностью использовать фактор внезапности, но что делать, если что-то пойдёт не так, Гаррисон, похоже, не представлял.
Фото © Wikimedia Commons
В 15:40 штурмовая группа на вертолётах вышла к объекту. Рейнджеры как в кино спустились по верёвкам и ворвались в здание. Однако уже на этом этапе операция пошла не по плану. Во-первых, один из бойцов, Тодд Блэкборн, сорвался и упал с двадцатиметровой высоты. Он был жив, но получил множество переломов, так что его требовалось эвакуировать. Но главное — вокруг стремительно накапливались боевики Айдида. Спецназовцы захватили обоих соратников Айдида (самого Айдида на месте не было) и ещё два десятка боевиков, но теперь они сидели в плотном кольце внутри враждебного города. Боевики пытались приблизиться под прикрытием невооружённой толпы. Американцы начали стрелять по всем подряд, и рассеяли наступавших.
Транспортная колонна смогла быстро пробиться по улицам, и казалось, что операция, несмотря на все накладки, развивается почти успешно. По крайней мере, было бы о чём отрапортовать. Первые три "хамви" сразу же уехали с раненым, остальные остались для загрузки пленных. Колонна с раненым прошла через город сравнительно успешно, обстрел по дороге убил только пулемётчика в одном из джипов. Но остальным пришлось хуже. У сомалийцев оказались гранатомёты РПГ-7. Их, конечно, было далеко не столько, сколько у чеченцев в Грозном, но достаточно, чтобы наносить тяжёлые потери мечущемуся по городу транспорту. Вскоре в колонне, забравшей пленников, подбили два автомобиля, а главное — из гранатомёта был сбит вертолёт "Чёрный ястреб". Вертушка рухнула буквально в 250–300 метрах от здания, где захватили мятежников. После этого боевая операция окончательно превратилась в спасательную.
Фото © Wikimedia Commons
Рядом со сбитым вертолётом сел ещё один. Двух уцелевших раненых погрузили внутрь, трупы бросили на месте, а главное — под огнём не смогли забрать ещё двоих уцелевших. Для их спасения на место падения десантировались ещё 15 человек, но вертолёт, на котором они прилетели, получил гранату из РПГ-7 и с тяжёлыми повреждениями ушёл на базу. Для американцев ситуация непрерывно ухудшалась: группа с ранеными на руках засела в центре Могадишо, колонна с пленными едет по улицам на базу, а вокруг толпы боевиков с автоматами и гранатомётами.
В 17:00 из гранатомёта подбивают ещё один вертолёт. На сей раз уйти на базу не удалось, машина с разнесённым вдребезги хвостом рухнула в глубине Могадишо.
Уйти бы живыми
Теперь Гаррисон погнал в город усиленную роту на "хамви", чтобы вытащить всех, кто там остался. Конвой втянулся в город, стреляя по всему что двигалось — и сам застрял под огнём. Сомалийцы вели огонь с крыш, из подвалов, окон, улицы перегораживали баррикады. В это время для того, чтобы защитить экипаж последнего сбитого вертолёта, туда забросили двоих снайперов "Дельты". Оба пилота сидели в кабине раненые с переломанными ногами. Несколько часов снайперы вели бой с окружившей вертолёт толпой боевиков, но шансов выжить у них уже не было. Помощь так и не пришла. Один из вертолётчиков погиб вместе с дельтовцами во время боя, уцелевший пилот по фамилии Дюрант, тяжело израненный, попал в плен.
Фото © AP Photo/Kathy Willens
В это время колонна "хамви" с пленными носилась по Могадишо, потеряв ориентировку. Она с трудом вырвалась из города, потеряв половину людей убитыми или ранеными. Однако теперь в городе оставалась группа, окружённая около первого сбитого вертолёта и колонна, шедшая на выручку. К счастью для американцев, у боевиков Айдида было мало тяжёлого оружия, поэтому они не смогли разбить обороняющийся отряд грубой силой. Однако наступил вечер, у окружённых заканчивались боеприпасы и вода, а колонна, шедшая на помощь, была намертво блокирована и по приказу Гаррисона вернулась на базу.
Однако янки не могли просто так оставить на заклание 80 человек, среди которых много раненых. Но на сей раз американцы получили помощь с неожиданной стороны. В Могадишо кроме них дислоцировались части миротворцев из Малайзии и Пакистана. Союзники сформировали колонну, которая уже всерьёз была способна пробиться в глубину города. В неё включили до семидесяти единиц техники, в том числе танки. Американцы усилили эту армаду своей пехотой. Ночная атака была последним шансом, но на сей раз людей Айдида просто давили огнём. Судя по всему, боевики то ли успели за день расстрелять запасы гранат к РПГ, то ли изначально имели не так уж много гранатомётов. Решение атаковать во тьме ночной выглядело откровенно спорным, и при наличии у людей Айдида большого количества РПГ-7 или даже одноразовых "шайтан-труб" эта экспедиция могла завершиться фатально. Однако около двух часов ночи колонна вышла на окружённый отряд. А вот пробившаяся к месту гибели снайперов "Дельты" бронегруппа не нашла даже трупов.
Фото © Wikimedia Commons
Это была бойня. Американцы заявили о гибели полутора тысяч бойцов Айдида, сами сомалийцы настаивали на потере 133 товарищей. Под ураганным огнём (только во время неудачной попытки пробиться к окруженным одна из колонн расстреляла 60 000 патронов) полегло как минимум две сотни гражданских. Американцы потеряли 18 человек убитыми, один вертолётчик попал в плен, погибли миротворцы из других стран. Сомалийцам достались трупы дельтовцев, и они таскали их по городу с торжествующими криками. Что придавало особенный драматизм ситуации в глазах американцев — погибли не обычные пехотинцы, а спецназ.
Эта операция имела громадный резонанс. Захват пары "министров" полевого командира и гибель боевиков мало кого интересовали. А вот в способность миротворцев быстро завершить войну теперь мало кто верил. К тому же общество в США не горело желанием ввязываться в "новый Вьетнам" с неясными целями. Тем более битва в Могадишо произошла вскоре после гибели вертолёта с американцами. В результате американцы решили полностью прервать своё участие в миротворческой операции. А поскольку именно они составляли костяк контингента ООН, вся операция была свёрнута. Пилот Дюрант был позднее освобожден. Это утешило его близких, но вот политикам и генералам не могло даже подсластить пилюлю.
Гражданская война в Сомали продолжилась. Она продолжается по сей день. Айдид погиб в 1996 году в бою с конкурентами, но мир после его гибели не настал.
Фото © Wikimedia Commons
Операция в Сомали стала одной из самых неудачных во всей истории ООН. Фактически импульсивная реакция одного человека — генерала Гаррисона — похоронила всю сложную дорогостоящую операцию. Американцам даже повезло с врагом. Отряды Айдида позволяли на удивление многое. Окажись на месте сомалийцев чеченские боевики с их количеством и разнообразием вооружения и тактическими навыками, "Дельте" и рейнджерам можно было бы разве что спеть отходную. Однако было бы ошибкой недооценивать американцев как солдат.
Хотя операцию они спланировали авантюрно, чтобы не сказать халтурно, солдаты американского спецназа бились буквально до последнего патрона и приложили впечатляющие усилия, чтобы спасти попавших в окружение товарищей. В каком-то смысле они действовали даже иррационально: просто бросив экипаж первого подбитого вертолёта, янки могли понести меньшие людские потери. Однако они упорно продолжали посылать в город отряды, которые сами попадали в ловушки, но в итоге вытащили из Могадишо всех, кого смогли. Рядовые сумели, по крайней мере, спасти собственную честь и показать себя хорошими солдатами. Но с точки зрения стратегии операция в Могадишо в октябре 1993 года — это пример авантюризма и безответственности.