Олимпийский чемпион Чакветадзе: Подаренный BMW берегу — это моя первая машина
23-летний олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Давит Чакветадзе в эксклюзивном интервью Лайфу рассказал, почему пришёл в борьбу, что такое борцовский баскетбол и как кумиры детства становятся главными соперниками.
Мой допинг — Левани Кезевадзе
— Давит, ваша победа в решающей схватке категории до 85 кг над украинцем Жаном Беленюком стала одним из самых ярких моментов Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Примите ещё раз поздравления! О чём подумали в момент триумфа?
— Я вспомнил изнурительные тренировки, соревнования, победы и обидные поражения, в общем, весь свой труд, который вложил в этот результат. Я был ужасно счастлив, что смог достичь того, о чём так долго мечтал, к чему шёл всю свою жизнь.
— Вы радовались как ребёнок. Даже на тренера запрыгнули…
— Да! Я был вне себя от свалившегося на меня в ту минуту счастья. (Смеётся.) Мне хотелось прыгать, бегать и радоваться тому, что мы с тренером это сделали. Я пережил море эмоций!
— Против Беленюка вы бились с подбитым глазом, но, очевидно, вам это не мешало…
— Это всё ерунда! Повреждение никак не влияло на ход поединка. Наоборот, травма даже придавала мне спортивной злости, хотелось выйти и победить. Хотелось отомстить за этот глаз. (Смеётся.) Сейчас всё в порядке! Даже и не скажешь, что было какое-то повреждение.
— После боя вы признались, что победить вам помог другой наш олимпийский чемпион Роман Власов. В чём заключалась его помощь?
— Во-первых, он выиграл свой финальный поединок, стал чемпионом, и это само по себе здорово меня мотивировало. Во-вторых, перед финалом Роман ко мне подошёл и сказал: "Давит, иди и побеждай". В общем, я вышел на ковер полным моральных и физических сил.
Знаете, когда олимпийский чемпион подходит к тебе и настраивает перед важнейшим поединком в жизни, это даёт мощный стимул.
— Наверное, не спали потом всю ночь?
— Да, вы правы! Меня переполняли эмоции, хотелось радоваться, мысли роились в голове. В общем, только один час поспал — больше не смог.
— Олимпиада в Рио войдёт в историю как самая обсуждаемая с точки зрения допинговых скандалов. Что для вас является допингом?
— Мой тренер — Левани Кезевадзе! (Смеётся.) Он умеет правильно настроить меня психологически перед соревнованиями.
— Кому бы вы хотели сказать спасибо за это золото?
— Всем моим близким людям, которые меня поддерживали. И, конечно, всем тренерам во главе с главным тренером — Гоги Мурмановичем Когуашвили. Это эксперты своего дела! Также хотел бы сказать спасибо Министерству спорта и президенту. Нам создали шикарные условия для тренировок.
Не раз думал бросить борьбу
Олимпийский чемпион Рио по греко-римской борьбе родился в 1992 году в небольшом грузинском городке Кутаиси. В лихие 90-е мальчик вместе с родителями перебрался в Подмосковье, где и начал делать свои первые шаги в большом спорте.
— В секцию меня привели родители, — вспоминает Давит. — Я тогда ещё маленький совсем был. Дело в том, что мой отец и дядя серьёзно занимались борьбой, вот и меня решили отдать в секцию, за что я им очень благодарен. Они не ошиблись с выбором. Если бы не семья, не родители, то я, наверное, не смог бы достичь нынешних высот.
— Мама с сестрой тоже спортсменки?
— Нет! (Смеётся.) Мамин спорт — это нервничать за сына, когда он выступает на соревнованиях. Но я стараюсь оправдывать все её волнения и беспокойства. Что касается сестры, ей всего 14 лет, она учится в школе и тоже за меня болеет.
— Давит, хоть раз думали о том, чтобы бросить борьбу?
— Конечно! Бывают сложные моменты на тренировках, когда что-то не получается. Вот тогда-то и начинаешь задумываться о том, чтобы уйти из спорта. Но это было бы слишком эгоистично! Бросить борьбу мне не дают мысли о годах, которые я потратил на спорт, о родных, которые в меня верят, и о людях, которые за меня болеют. И как бы тяжело ни было, я поднимаюсь и иду дальше. В сущности, борьба — это моя жизнь, то, ради чего я живу. Не хочу подводить себя и людей, которые в меня верят.
— То есть на Олимпиаде в Токио мы вас увидим?
— До Игр в Токио ещё очень далеко, но я надеюсь, что смогу там выступить и стать двукратным олимпийским чемпионом.
Доказал Мишину, что был больше достоин Игр
Право выступать на Олимпиаде в Рио-де Жанейро Давит завоевал на чемпионате России по греко-римской борьбе в июне этого года. В финале соревнований молодой спортсмен одолел олимпийского чемпиона Афин многоопытного Алексея Мишина. Своего кумира...
— Я с детства им восхищался, мне всегда нравилось то, как он боролся, как вёл поединок, — признался Чакветадзе. — Всегда с большим интересом смотрел соревнования с его участием, кстати, финал Олимпийских игр в Афинах тоже помню. Как же я тогда за него болел! Мне было 11 лет, я уже занимался в спортивной секции и равнялся на Мишина, но даже и подумать не мог, что однажды мой кумир станет моим соперником.
— Но это произошло… Сказали Алексею при первой встрече о том, какую роль он сыграл в вашей спортивной карьере?
— Мы познакомились около трёх с половиной лет назад, и нет — я ничего ему не сказал! (Смеётся.) Он ведь прежде всего мой соперник. Несолидно говорить подобное тому, кто выходит биться против тебя. На ковре у нас совершенно другие отношения — мы конкуренты.
— Вы как-то признались, что он помогал вам готовиться к Играм в Рио…
— Ну как помогал? В принципе, все поединки, спарринги — это и есть помощь для борца. Мы становимся лучше, только борясь с лучшими.
— Перед Олимпиадой Мишин вам сказал какие-то напутственные слова?
— Нет! (Смеётся.) Я, наоборот, слышал, что Алексей очень возмущался, что не он поехал на Олимпийские игры, а я. Думаю, что теперь, после моей победы в Рио, он понял, кто должен был выступать на Олимпиаде. Своей победой я доказал ему, что не только Алексей Мишин может становиться олимпийским чемпионом. (Напомним, в Рио олимпийской чемпионкой стала супруга Мишина, наша знаменитая саблистка Софья Великая. — Прим. Лайфа.)
Великий — не я, а Карелин
— Давит, вы наверняка слышали, что в Рио избили бельгийского дзюдоиста Дирка ван Тихелта, бронзового призёра Олимпиады, между прочим. Вы смогли бы дать отпор бразильскому хулигану?
— Уж я бы точно не растерялся. (Смеётся.) Тем более после соревнований, когда все поединки позади и у тебя на груди висит медаль. Нельзя ж в грязь лицом ударить!
— А если серьёзно: в быту борьба вам хоть раз помогала? Например, чтобы показать во дворе, кто главный.
— Вы знаете, я не очень конфликтный человек. Любые разногласия с людьми я стараюсь решать словами. Все великие спортсмены без крайней надобности не пускают в ход кулаки.
— Вы считаете себя великим?
— Я не считаю себя великим. Великий — это Карелин, трёхкратный олимпийский чемпион и многократный чемпион мира. Я же просто стараюсь брать с таких чемпионов, как он, пример.
Жениться пока не собираюсь
Борец Давит Чакветадзе — один из тех скромных спортсменов, о которых практически ничего неизвестно. Однако Лайфу удалось разузнать некоторые подробности личной жизни чемпиона, что называется, из первых уст.
— Давит, у вас есть прозвище — Чак. Когда оно к вам "приклеилось"?
— О! Это прозвище имеет давнюю историю. Ещё моего дядю, который тоже занимался борьбой, так по-дружески называли товарищи, а потом уже и ко мне приклеилось. А что? Отличное прозвище! Прикольно звучит: "Привет, Чак!"
— Теннисистка Анна Чакветадзе — ваша однофамилица. Вы знакомы с ней?
— Как раз после Олимпиады познакомились на одном мероприятии. Она подошла ко мне и поздравила с победой. Мы очень хорошо с ней пообщались. Спасибо ей за это!
— Гимнасткам нельзя набирать лишний вес. А есть что-то, что нельзя делать борцам?
— (Задумался.) Нам тоже нельзя набирать лишний вес. (Смеётся.) Но, к счастью, с фигурой у меня нет проблем. Иногда могу себе позволить и мороженое и даже фастфуд, если сильно захочется. Но не перед соревнованиями.
— После Игр спортсмены часто достигают каких-то целей, не связанных со спортом: женятся, поступают в вузы. У вас есть подобные планы?
— Пока таких планов нет! Жениться? Ну не знаю, пока не собираюсь, а там как судьба велит. Дамы сердца пока нет.
— Отлично! Читательницы порадуются.
— Ну, наверное, порадуются… (Засмущался.)
— Чем ещё кроме спорта увлекается олимпийский чемпион Давит Чакветадзе? Может быть, вы любите провести время в клубе, погонять на авто? Вам ведь всего 23 года, жизнь должна бить ключом!
— Знаете, борцы — очень скромные люди. Меня такие места, как ночные клубы, не особенно привлекают. Что касается гонок, то я предпочитаю спокойную езду. Вот недавно призёрам и победителям Олимпийских игр подарили автомобили BMW. Это моя первая машина, и относиться к ней я собираюсь очень бережно.
— Вы не ходите по клубам, не любите быстрой езды. Неужели даже в футбол с друзьями не играете?
— Спорт забирает почти всё моё время. У меня три тренировки в день, и свободные часы я трачу на отдых и сон, иногда читаю. Впрочем, есть одно занятие, к которому я так же неравнодушен, как и к борьбе — это баскетбол, только борцовский!
Это такой жёсткий, контактный отдых для борцов, о котором многие узнали благодаря фильму "Чемпионы". Карелин в такой баскетбол играл. В общем, трёхочковые умею выполнять не только на ковре, но и на паркете…