Время кнута для российского футбола
В гостевом товарищеском матче с Турцией (начало — сегодня в 21:30 по московскому времени) сборная России впервые после чудовищного провала на Евро-2016 представит образцы своего футбольного творчества на суд публики и нового главного тренера Станислава Черчесова.
Фото: © РИА Новости/Антон Денисов
...Первый раз я увидел Станислава Черчесова, когда мне было семь лет. "Рубин" — не тот, что с непонятной крылатой зверюгой в качестве герба и багрянцем клубных цветов, а мощный деревянный ящик с пульсирующим экраном в углу коммуналки — транслировал по одному из двух своих каналов, как вратарь моего любимого "Спартака", почему-то являющийся не Дасаевым, пропускает полную сетку "бабочек" от "Жальгириса".
Про "Жальгирис" даже моя младшая сестра, с успехом в тот 1987 год учившаяся есть и спать по расписанию в старшей группе детского сада, слышала очень много. Сабонис, Марчюлёнис, Куртинайтис... Боги, а не спортсмены!
— Стоп! — дёргает меня сестрёнка за рукав. — Это же какой-то неправильный "Жальгирис"!
На самом деле это не "Жальгирис" был неправильный, а Черчесов. Тот матч (футбольный, а не баскетбольный) завершился со счётом 2:5 не в пользу красно-белых во многом по вине вратаря. Кто мог подумать тогда, что уже через пару лет представить ворота "Спартака" без колоритного и зычноголосого голкипера будет невозможно?
В этом — весь Черчесов. Человек, для которого слова "терпение" и "стойкость" являются синонимами слова "жизнь". В 24 года, будучи уже не мальчиком, но мужем, сидеть за дасаевской спиной — обманчиво стройной, но по факту закрывающей весь горизонт масштабом своего величия — трудно неимоверно. При этом не смиряться, а с каждым годом становиться лучше, убивая в себе "бабочника" и "мышелова" — ещё труднее.
Черчесов — смог. Стал первым номером и в "Спартаке", и в сборной.
Перейдя на тренерскую работу, максимализма не утратил. В родном "Спартаке" российского разлива, если не брать в расчёт неубиваемые цифры и рекорды Олега Ивановича Романцева, был самым эффективным из всех многочисленных наставников "народной" команды. В более скромных коллективах — регулярно решал задачи, превосходящие возможности состава.
При этом — везде оставался безоговорочным первым номером. Авторитарным, уверенным в себе, безжалостным к несогласным. Стоило кому-то из лидеров команды — Егору Титову в "Спартаке", Игорю Денисову в московском "Динамо" — выразить сомнение в верности курса, меры следовали незамедлительные. Главный сказал "в дубль!" — значит, в дубль.
Возможно, эта скалоподобная твёрдость и неизменчивость собственных суждений и является следствием того, что по-настоящему конкурентных команд в его распоряжении не было давно. Польская "Легия", при всём уважении к черчесовским чемпионству и Нацкубку 2016 года, не орлиный размах.
Именно поэтому Черчесов-тренер, несмотря на 12-летний наставнический стаж, — до сих пор загадка. Да, прекрасный мотиватор. Да, умеет привить подопечным психологию победителя. Да, стержень — железнее некуда. Да, делает ставку на "физику". Да, никогда не имеет "любимчиков" и именно поэтому иногда принимает неочевидные, на взгляд человека со стороны, кадровые решения — а на самом деле всё просто, ставит в состав тех, кто лучше готов конкретно в этот день.
Ну и?
С Курбаном Бердыевым всё, честно сказать, было бы понятнее. Да и оптимистичнее. Строгая игровая дисциплина. Тактический разбор соперника на молекулы. Ставка на подвижный бетон в обороне и электричество контратак. Своя обойма игроков (пусть даже часть из них иностранцы, но при желании "двойников" среди россиян можно отыскать), которая за тренера и в лигочемпионский огонь, и в мутную воду — о слухи, слухи! — "договорняков". Самое главное — умение слепить из пластилина средних исполнителей играющую в современный скоростной и умный футбол команду. В общем, именно то, что доктор прописал российским футболистам, которые после окончания Евро сами признали, что даже определение "средние" для них, "г...на" (их же выражение), является комплиментом.
В том, что у Черчесова получится повысить самооценку подопечных — сомнений нет. Как и в том, что некоторые из них будут выпрыгивать из шорт, чтобы вернуть себе любовь российских болельщиков (да-да, я совершенно искренне убеждён, что среди наших футболистов есть такие, которым на мнение аудитории не наплевать).
Вот только никаких ответов мы в матче с Турцией не получим. Ни-ка-ких. Потому что та сборная, которая сегодня вечером под свист и улюлюканье трибун в "матче дружбы" (так игра официально называется в турецких программках) предстанет перед нами в лучах софитов, в любом случае не будет иметь ничего общего с командой для ЧМ-2018.
Чуть выше я уже писал, что одна из главных тренерских "фишек" Черчесова — беспристрастность при выборе состава. Никакие прошлые заслуги, причём не только в долгосрочной, но и в краткосрочной ретроспективе для нового наставника сборной не имеют значения.
...Захотелось почувствовать себя Маяковским:
Будь ты хоть Месси, хоть Титов —
сыграет тот, кто лучше готов!
Именно поэтому вся эта турецко-ганская движуха (следующий товарищеский матч у наших — 6 сентября в Москве с Ганой) — суета сует. Буря в бокале не слишком популярной в нашей команде в сравнении с другими шипучими напитками минеральной воды. Эта буря, конечно, при любом результате "даст пищу для размышлений". Вот только любая пища за два года имеет свойство протухать.
Сохранит Фёдор Смолов свой бомбардирский пыл, позволяющий ему сейчас с высоты собственных снайперских достижений смотреть сверху вниз на Неймара? До какой степени забронзовеет капитан команды Березуцкий? Какими именно гранями своего таланта будет сверкать пока ещё не вызывающийся в сборную (эх, Монако, будь оно неладно) Александр Кокорин?
Да никто этого не знает! Включая Черчесова.
Впрочем, одно можно предсказать точно. С дисциплиной в сборной будет порядок — даже если для её наведения потребуется отрубить сразу несколько голов гидры по кличке Ярмарка Тщеславия.
Развитие нашей сборной идёт по кругу. Похоже, замкнутому. До Леонида Слуцкого был Фабио Капелло. Ревностный и суровый адепт возведённой в абсолют верности схемам, выжигатель творческих инициатив, застёгнутый на все пуговицы борец с курением, журналистами и порывами русского духа.
То, что было при Слуцком, не хочется, конечно, назвать вольницей... Ну а как, с другой стороны, это ещё назвать? Разбродом и шатанием? Анархией? Если сам тренер в интервью после Евро признаётся, что на матч с Уэльсом он поставил состав, который не считал оптимальным, по соображениям "иначе в команде нарушился бы микроклимат", — это, извините, ни в какие ворота не лезет.
И дело даже не в том, что фонарь под глазом ценителя красот французского юга Павла Мамаева освещал внутрикомандную обстановку так, что даже слепому было ясно: никаким нормальным микроклиматом там не пахнет. Просто как вообще можно ставить вопрос подобным образом? Как могут превалировать соображения тренировочно-психологического характера над шансом впервые за дюжину лет выползти из группы?
Позволить команде "продавить" себя в самом важном матче — тренерская слабость и ошибка, за которую Слуцкий, возможно, будет корить себя всю жизнь.
Признаться в этой чудовищной ошибке — пример запредельного мужества, граничащего с самурайством.
Лично я зауважал Слуцкого после этой трагикомичной истории ещё больше. Как и многие, наверное. Должен быть благодарен Слуцкому и Черчесов. Потому что публичное покаяние Леонида Викторовича, обнажив чудовищность проблем в сборной, фактически выдало его преемнику карт-бланш.
Что бы кто ни говорил, а ниже того дна, где очутилась сборная после Евро благодаря своей игре и поведению, погружаться некуда. Снизу никто не постучит. Провалить отбор на домашнее мировое первенство мы можем только в судах CAS, а не на поле. Ну а товарищеские матчи — это всего лишь товарищеские матчи.
Выскочим через два года намыленным ужом из группы — уже герои...
После пряников Слуцкого сборной нужен кнут. Конечно, не надо всё примитивизировать. Черчесов всё-таки не "Капелло для бедных". Однако виртуальный хлыст в его твёрдой управленческой руке будет свистеть не хуже.
Так что — раззудись, плечо, посвистывай, кнут! Громыхай, наша футбольная телега, в светлое будущее.
А мы — всё равно поболеем. И сегодня, и с Ганой, и всегда.
Петиция (та самая, о роспуске сборной) — это ж мы не со зла. От широты души.