Террористы привезли в Берлин на Рождество грузовик с арматурой
По словам экспертов, теракт в Германии, жертвами которого стали 9 человек и ещё десятки пострадали, стал возможным из-за несогласованности европейских спецслужб.
Почти шесть десятков жителей Берлина и туристов пострадали в результате теракта в Германии. Многотонный грузовик, повторяя сценарий июльской атаки в Ницце, протаранил толпу, убив девятерых человек на берлинской площади Брайтшайдплац. Лайф разбирался, почему одна и та же схема террористов действует в Европе раз за разом и какие уроки стоит извлечь немецким спецслужбам из случившегося.
Как рождественская ярмарка обернулась трагедией
Вечер на площади Брайтшайдплац на юге Берлина выдался не по-зимнему мягким. Столица Германии приукрасилась перед католическим Рождеством, расцвела огнями гирлянд, засветилась украшениями на ёлках, и к восьми часам на площади гуляло больше сотни людей. Берлинцы и туристы собирались пройтись по магазинам, сходить на рождественскую ярмарку, посидеть в пивных.
Их планы нарушил чёрный грузовик Scania с польскими номерами. Пятнадцатитонная махина сначала двигалась на скорости 50 км/ч по соседней улице Курфюрстендамм, откуда неожиданно свернула к Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. Когда грузовик поравнялся с рождественской ярмаркой на площади, то, не снижая скорости, рванул в центр толпы.
От мощного удара многотонной махины сразу несколько отдыхающих подлетели в воздух. Их тела, подобно кеглям в боулинге, разметало в стороны, но грузовик и не думал останавливаться, протаранив следующую группу пешеходов. Он проехал через всю площадь, подминая под себя людей, ломая фанерные ярмарочные домики, пока не врезался в столб и не встал как вкопанный у огромной ёлки.
От удара пассажир сразу же погиб, а водитель пробил лобовое стекло собственной головой и вывалился наружу. Теперь он неподвижно висел, как кукла, почти касаясь руками асфальта. За грузовиком осталась мёртвая полоса, повторяющая его путь: повсюду валялись осколки стекла, обломки деревяшек и фанеры, трупы, раненые.
Всё это произошло за считаные минуты, в 20:14 вечера по местному времени (22:14 мск). Буквально через пять минут к месту происшествия подбежала первая группа полицейских, дежуривших неподалёку. Они выковыряли ещё живого водителя из покорёженной кабины и передали подъехавшим врачам: те в сопровождении конвоя отвезли его в ближайшую больницу. У полиции с самого начала не было сомнений, что всё происходящее — не случайность, а спланированная акция. Об этом берлинская полиция не замедлила сообщить в "Твиттере".
— Это была преднамеренная акция, — заявил официальный представитель полиции. Чуть позже в берлинской полиции сказали, что расценивают произошедшее как теракт. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что полиция не заметила следов торможения на всём пути движения.
Ближе к 12 ночи правящий бургомистр Берлина Михаэль Мюллер заявил, что ситуация под контролем. Скорые забрали всех раненых, мусор на площади начали убирать, а полицейские оцепили площадь и близлежащие станции метро. Бургомистр назвал драматическими события на площади и подвёл предварительные итоги происшествия. По данным берлинских властей, всего пострадало 50 человек, 9 из них погибли.
Эксперты: Сегодняшний инцидент — провал спецслужб
— Сегодняшний теракт в Берлине — это очередной провал системы европейской безопасности, который показал, что спецслужбы ЕС не делают никаких выводов после произошедших терактов в Мюнхене, Париже, Брюсселе и Ницце, — рассказал Лайфу бывший командир отряда спецназа ФСБ "Альфа", полковник в отставке Сергей Гончаров.
По его словам, террористы в Берлине в очередной раз доказали, что у спецслужб должна быть сплочённость перед террористами.
А заместитель председателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов считает, что полиция Германии слишком расслабилась, забыв о соблюдении мер антитеррористической защиты в местах большого скопления людей — на городских площадях, где в канун Рождества и Нового года организованы праздничные ярмарки.
Третья сторона
По мере развития событий в истории появилась ещё одна сторона. Польская полиция по запросу немецких коллег вышла на владельца машины, которым оказался польский бизнесмен из Гданьска Ариэль Журавски. Он сообщил полиции, что грузовик, возможно, был угнан.
До угона за рулём находился двоюродный брат Журавски, который хотел остаться в Берлине этой ночью. Водитель должен был доставить груз немецкой компании-заказчику ещё в понедельник, но та перенесла срок на полдень вторника. Грузовик перевозил 15 тонн стальных конструкций.
Журавски в своих показаниях отверг версию о случайном происшествии. Как сообщил властям поляк, он "не может представить", чтобы его брат не справился с управлением, потому что у того стаж вождения 15 лет.
Чем похожи немецкая и французская трагедии
Сюжет атаки на берлинскую ярмарку похож на французскую трагедию в Ницце в июле этого года. Тогда тоже грузовик, словно из ниоткуда появившись на Английской набережной, на большой скорости протаранил участников народных гуляний в честь Дня взятия Бастилии. 86 человек погибли и 308 получили ранения.
Нападавшего застрелила полиция. Ответственность за произошедшее взяло на себя ИГИЛ. Французы не смогли предотвратить теракт, на набережной даже не поставили специальных бетонных отбойников, которые могли бы остановить машину. Трагедия в Ницце показала, что предотвращать теракты в Европе не готов никто, заявлял тогда Лайфу экс-глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми.
— Вся Европа не готова, [потому что] серьёзно к этому не относилась. Организоваться заново, перестраиваться, готовиться к этому — долгая, серьёзная работа. В Ницце, судя по тому, что говорили очевидцы, улицы были полны полиции и военных, но этого оказалось недостаточно, они не смогли вовремя отреагировать, — говорил Кедми.
Сейчас выясняется, что немецкие спецслужбы не учли всех ошибок своих соседей. И это при том, что ранее у немецких спецслужб уже были сигналы от французских коллег о возможных террористических атаках.
В феврале во Франции задержали беженца из Сирии, который признался в подготовке терактов, в том числе и в Германии. Тогда и выяснилось, что запрещённая в России и других странах террористическая группировка ИГИЛ отправила в Германию отряд смертников. Одна из акций была запланирована в Дюссельдорфе: два смертника должны были взорвать себя в районе аллеи Генриха Гейне в центре города, а другие террористы — расстрелять прохожих.
Спецслужбам удалось предотвратить теракты: троих смертников задержали в федеральных землях Северный Рейн — Вестфалия, Баден-Вюртемберг и Бранденбург. Они также были выходцами из Сирии. Один из них жил в Германии с 2014 года и раньше был экспертом по взрывчатке сирийской террористической группировки "Фронт ан-нусра"*.
В мае 2016 года на железнодорожной станции под Мюнхеном 27-летний парень с криком "Аллах акбар!" убил ножом одного и ранил трёх человек. Он был задержан. Как выяснилось, это был гражданин Германии, который раньше не попадал в поле зрения спецслужб и полиции.
19 июля группировка ИГИЛ взяла на себя ответственность за инцидент, который произошёл в Вюрцбурге. В этот день 17-летний беженец из Афганистана устроил резню в поезде, ранив около 20 пассажиров топором. Он оказался приверженцем ИГИЛ.
Тараны грузовиками и подъём "спящих"
Атаки террористов в Европе последние два года идут по определённым лекалам. Так, они всё чаще используют грузовики, чтобы врезаться в толпу.
Таранить мирных жителей или военных террористы придумали не вчера. Первыми использовать автомобили в качестве таранов для своих террористических актов принялись боевики "Хамас" в 1993 году. Тогда террорист направил автомобиль, нагруженный взрывчаткой, в сторону автобусов с израильскими солдатами, которые остановились у продуктового киоска вблизи посёлка Мехола. Погиб палестинец, работавший в киоске, и было ранено семеро израильских солдат. Потом ещё много лет подряд начинённые взрывчаткой грузовики "Хамас" таранили израильские блокпосты, давили мирных жителей.
Старую тактику террористы используют на новый лад. Например, недавно, в июне 2015-го, недалеко от Лиона автомобиль с террористами протаранил ворота предприятия по производству сжиженного газа и врезался в баллоны с газом. Произошёл взрыв, несколько человек были ранены. У входа на завод нашли флаг с исламистскими лозунгами и обезглавленное тело директора завода Эрве Корнары.
Другой тренд связан с подключением к терактам так называемых спящих ячеек. Это на первый взгляд мирные объединения бывших мигрантов или даже граждан страны. Даже при ближайшем рассмотрении сложно уличить их в чём-то незаконном. На самом деле это, как правило, убеждённые сторонники радикальных взглядов, которые ведут двойную жизнь: для соседей и властей они законопослушные граждане, но в подвале дома у них — схрон с оружием, а в голове — радикальные умонастроения. Именно к "спящим" относился Муххамед Бухлель, который сидел за рулём грузовика в Ницце.
Тактика НКВД как панацея от терактов
Президент Международной антитеррористической ассоциации Иосиф Линдер считает, что немецкие спецслужбы достаточно сильные и могут работать эффективно, но для этого они должны получить приказ.
— Спецслужбы — дитя государства. Рецепт борьбы с терроризмом один: кто-то из европейских лидеров должен взять на себя ответственность и начать проводить жёсткие карательные, непопулярные, но жизненно необходимые меры по изменению миграционной политики в Евросоюзе, — сообщил Лайфу Линдер. — Нужно брать тактику НКВД 30-х годов, а иначе Европа получит гражданскую войну.
По его мнению, в последнее время власти Германии сами провоцировали мигрантов на преступления.
— Когда после массового нападения иностранцев на женщин в Кёльне полиция получала указания не заводить дела на мигрантов, то им тем самым давали понять, что все их действия будут безнаказанными, — резюмирует Линдер.
* Деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда.